Рефераты. Профессия: "детский библиотекарь" как объект репутационного менеджмента

Пользовательское позиционирование. Подчеркнуть, что труд детского библиотекаря имеет ярко выраженную педагогическую направленность, педагогические задачи развития ребёнка осуществляются библиотечно-библиографическими средствами. Объяснив, что профессия детский библиотекарь носит маргинальный, т.е. по существу промежуточный характер между профессией библиотекаря-библиографа и педагога (либо воспитателя). Как известно, главной задачей педагога является передача социального и культурного опыта от одного поколения к другому (в широком смысле). Библиотекарь, работающий с детьми, и является тем педагогом, который выполняет её специфическими, библиотечно-библиографическими средствами. Детский библиотекарь – посредник – наставник – консультант между миром культуры и миром ребёнка. Решая задачу развития личности ребёнка, он учит его ориентироваться в море разнообразной информации, тем самым, готовя его к жизни в сверхсложном поликультурном информационном обществе сегодняшнего и завтрашнего дня.

Позиционирование категории. Раскрыть, что труд детского библиотекаря сложен и разнообразен, при этом часть видов работы могут выполнять только специалисты, имеющие достаточно высокую профессиональную квалификацию в этой области. Так как часть выполняемых библиотекарем операций носит простой, рутинный, а часть – интеллектуальный и творческий характер. Труд библиотекаря, обслуживающего читателей-детей и руководителей детского чтения, очень напряжён и насыщен. При этом большая часть труда библиотекаря остаётся «за кадром» и далеко не всегда осмысливается даже самими профессионалами.

При организации обслуживания читателей библиотекарь выполняет 2группы основных операций. 1) Непосредственная работа с читателями (очень сложная работа по оценкам экспертов): рекомендация книг читателям; выявление в беседе читательских интересов; подготовка, организация и проведение книжных выставок, массовых бесед, громких чтений, музыкальных прослушиваний, обзоров; подготовка тематических полок; беседа о прочитанной книге. Именно от этих технологических операции, способов и приёмов их выполнения в наибольшей степени зависит успешное выполнение работы, но, к сожалению, именно они с большим трудом осваиваются человеком. 2) Вспомогательная и техническая работа, содействующая организации процесса обслуживания.

Конкурентное позиционирование. Здесь надо акцентировать внимание на преимуществе особой специализированной территории для детей, и работе детского библиотекаря, как специалиста особого профиля, требующей от сотрудников помимо общих профессиональных знаний, также глубоких знаний о детстве и детской культуре, понимания специфики детства. Библиотечный фонд должен обеспечивать персонификацию информирования детей разных возрастных категорий, знаний и умений. Так малыши непоседливые и «страшные» почемучки, подростки слишком шумный народ, одарённым детям требуется соответствующая литература, дающая им возможность активно развиваться, а детям отстающим в развитии, возможность восполнить в индивидуальном порядке багаж знаний.

Библиотечный фонд должен оперативно и полноценно удовлетворять запросы, связанные с учебными потребностями, увлечением юного читателя любой проблемой научного, технического, творческого, литературного, искусствоведческого плана, рекреационными потребностями.

И ещё одна немаловажная деталь. Современные информационные технологии нисколько не упрощают библиотечный труд, как думают многие. Особенно если нужные сведения и необходимую литературу пользователь получает оперативно. Кроме того, в библиотечной сфере, как нигде более, мнение населения зависит не только от качества обслуживания, но и от уровня информационной культуры читателей. Чем менее пользователь ориентируется в потоке информации, тем чаще он связывает невозможность нахождения нужных сведений с проблемами в комплектовании фонда или низкой квалификацией библиотекаря. Действительными же причинами могут быть: и неверная формулировка запроса, и отсутствие в литературе информации в том виде, в каком её хочет обнаружить читатель, и сложности восприятия нового знания – неумение «узнать» в нём искомое и многие другие. Поэтому, библиотекарям следует понятно и в сфере интересов различных целевых групп раскрывать сущность библиотечного труда и причины его усложнения. Кроме того, важно повышать уровень информационной культуры читателей.

Опыт отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся обслуживанием детей в библиотеках, позволяет говорить о том, что необходимость позиционирования библиотек, работающих с подрастающим поколением постепенно осознаётся как насущная необходимость. Позиционирование призвано создавать привлекательный образ библиотечных продуктов и услуг в сознании пользователей. Успех позиционирования заключается в эффективности всей информационной системы библиотеки, поддерживающей и укрепляющей пользовательский опыт. Главное в проблеме имиджа – это соответствие представлений о библиотеке, её социальной среде, т.е. как хотели бы предстать в обществе её руководители и сотрудники и, как реально сложился в обществе её образ, её репутация. Но самое главное не надо забывать, что решающее влияние на формирование общественного мнения и имиджа оказывают не столько слова, сколько конкретные дела и события. Вот так, от умелого конструирования имиджа – через позиционирование, доведение его до общественности, можно придти к установлению надёжной, долговременной позитивной репутации.


2.3 Формирование позитивных брендов детской библиотеки


Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт


Лексикон прописных истин

Современные авторы дают различные определения бренда и его значения. В буквальном переводе с английского бренд (brand) означает: 1) головёшку, клеймо, фабричную марку; 2) выжигать, прижигать калёным железом, а в переносном смысле – оставлять в памяти отпечаток. На сегодняшний день существует свыше 20 определений бренда, в которых одни авторы определяют бренд как некую философию поведения производителя на рынке; другие повторяют определения торговой или товарной марки.

Вот лишь одно из них. Бренд – это совокупность явных и неявных характеристик продукта: его имени, упаковки, цены, его истории, репутации и способов продвижения, которые делают предложение уникальным.

На самом деле в каждом из определений бренда есть доля истины. Не бывает бренда без продукта, без отличительных признаков и без имиджа. Бренд является одновременно и частью, и целым: он есть и знак на товаре или услуге, но это также и глобальная ценность, связанная с обещаниями удовлетворения материальных и нематериальных потребностей абонентов.

В широком понимании бренд – это система символов, идентифицирующих какой-либо объект (организацию, товар, услугу, личность), особенностями которого являются повсеместная известность и устойчивая фиксация в сознании целевой аудитории. Мне лично нравится определение Андрея Стася, Председателя Совета директоров Агентства а2z marketing: “Бренд – это сущность, функционирующая на основе системы оправданного доверия”.

Из всего выше сказанного можно заключить, что корпоративный бренд это чувство доверия, надёжности и сопричастности, которое возникает под воздействием корпоративной репутации, сложившейся у человека. Бренд – это обещание. Что обещает нам с вами библиотека? На первом уровне знания, выработку собственного суждения. Но на втором – целую гамму ощущений. Начиная от чувства уверенности в себе и общении с другими людьми, заканчивая «памятью детства» и продвижение по воображаемой социальной лестнице.

Существуют некоторые фундаментальные истины, которые управляют созданием бренда. Чтобы быть успешным, бренд должен последовательно обеспечивать качество и удовлетворение; он должен обозначать отличия от конкурентов, чтобы создавать потребительские предпочтения; он должен быть актуальным, удобным и легко доступным для потенциальных пользователей; он должен обращаться к их индивидуальному образу жизни, отношениям и убеждениям.

Бренды, которые мы выбираем, и компании которым мы симпатизируем, – отражение нашего персонального чувства идентичности. Мы хотим чувствовать себя хорошо при нашем выборе и мы ожидаем, что этот выбор положительно отражается на нас самих. В этом контексте создание бренда может лучше всего быть описано как процесс создания и поддержания выгодных, взаимно полезных отношений с абонентами. Есть много способов достигнуть этой цели, но независимо от того, как это достигается, успешный бренд – тот, который создаёт подлинную лояльность и привязанность, он обеспечивает уровень качества, доверия, удобства, гарантии и очарования, за которые потребители готовы платить или пользоваться услугами.

Думается, образ «Библиотеки» как организации можно назвать сильным, проверенным временем, устоявшимся брендом.

С древних времён и по сей день, библиотеки прочно оставили отпечаток в памяти Человечества и вошли в сознание людей как «Храмы книжности». Опыт функционирования библиотек позволяет сказать словами Мариэтты Сергеевны Шагинян: “Но главная суть библиотеки совсем не в книге, не в том, что она хранит в своих стенах книгу. А в том, что в стенах её по режиму, почти схожему всюду, во всех странах, – книга непрерывно читается, движется из рук в руки, находится в потреблении не одного-двух, не десяти-двенадцати, а сотен и тысяч читателей. Сотни тысяч – в тишине и почти беззвучии множества библиотек – работают одновременно над книгами, и работают их мозги, и функционирует книга, раскрывая и отдавая себя читателю. И так как всё материальное как бы незримо «лучится» – отдаётся в воздух – своеобразным излучением мозговой работы, получением отдачей, то само пребывание в библиотеках не нейтрально для человека. Оно происходит в особой библиотечной атмосфере, чем-то поддерживающей и повышающей уровень вашей работы. Сидеть над книгой у себя, в одиноком кабинете, или работать с книгой в переполненном зале – никогда не было и не будет одним и тем же”.

Чтобы сохранить культурную значимость библиотеки для целевого пользователя надо и дальше формировать привлекательный имидж детской библиотеки, популяризуя её услуги.

Правда, странен такой факт, за столько лет существования сущности «Библиотека», ему не было придумано всемирного опознавательного элемента – рисунка, эмблемы, анаграммы, логотипа. Ведь есть же опознавательные знаки, будь то собственные древние национальные символы у любого государства, членов королевских семей, особ знатного происхождения или знаки различия в любой религии, на гербах регионов, муниципальных образований, логотипы организаций как международных, так и отечественных и т.д.

Конечно, у каждой уважающей себя библиотеки разработан свой собственный логотип, где почти всегда присутствует книга. В РГДБ, например, – это древо жизни и знаний, вокруг которого ходит кот-учёный. В кроне дуба – развёрнутая книга с аббревиатурой РГДБ. Удачная эмблема, ничего не скажешь. Она красуется и на читательском билете и на любой другой библиотечной продукции библиотеки. Жаль только, что он не является единым логотипом для всех детских библиотек России! Многие из них вообще не имеют своего символа. Иногда используют сову или выступают под эмблемой централизованной библиотечной системы определённого муниципального района.

Так же нет единого изображения понятия «библиотека». Почему бы мировому библиотечному сообществу, а если откажутся, то Российскому не создать такой символ? Разработать, собраться, сейчас модно устраивать международные конференции, съезды, утвердить, и присвоить какой-нибудь уместный символ (определённый персонаж или образ, закреплённый за библиотекой, выражающий суть её деятельности), чтобы каждая библиотека могла включить его в свой личный логотип и во все свои библиотечные продукты и услуги. Есть ведь белый голубь – символ мира. Символическое изображение инь и ян в китайской философии. Символы в христианстве, такие как рыба, агнец, голубь, виноградная лоза, павлин, феникс, лилия, фиалка, якорь, пеликан. Эмблем – великое море.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.