Рефераты. Профессия: "детский библиотекарь" как объект репутационного менеджмента

Важнейшей задачей является определение репутационных аудиторий, их ожиданий и степени соответствия библиотеки этим ожиданиям. Анализ всех этих сведений позволяет вести диалог в сфере интересов и на языке реальных или потенциальных пользователей и деловых партнёров библиотеки, добиваться взаимопонимания.

Отсюда вытекает следующая задача РМ – связи делового сотрудничества стараются устанавливать на длительный срок. Это касается и новых сотрудников, и квалифицированных кадров, которые всячески стараются сохранить, и читателей, рассматриваемых с первого их посещения как будущих постоянных пользователей библиотеки, и сторонних организаций.

Самостоятельной задачей PМ является организация представительской деятельности библиотеки, проектов, программ, конкурсов, праздников, презентаций, конференций и т.д. Важен стратегический анализ сложившейся ситуации и планирование мероприятий по принципу: "посеешь поступок – пожнёшь репутацию".

Следует обратить особое внимание, что при всей яркости, шумности некоторых акций, PR – это, прежде всего, незаметная текущая работа. В этом плане PR подобен хорошей медицине. Несомненно, необходимо обращаться к врачу в острых ситуациях, но намного важнее – профилактика и здоровый образ жизни. Так и PR. Никакая яркая выставка не восстановит реноме библиотеки, если вы умудрились игнорировать PR, ваши сотрудники грубы и некомпетентны с читателями, испортили отношения с прессой и дали повод множеству подтверждающихся нежелательных слухов. С точки зрения репутационного менеджмента важны сами PR, установление и распространение доверительных отношений, рост репутации, расширение влияния и т.д., приносящие в дальнейшем конкретные результаты, где каждый работник библиотеки, общаясь с внешним миром, ощущает себя её полноценным представителем, ответственным за её репутацию, а значит и за собственное будущее и будущее всего коллектива.

Отсюда вытекает ещё одна задача РМ – это необходимость координации всей коммуникационной деятельности библиотеки, чтобы изо всей её повседневной деятельности по формированию ответственного, вызывающего уважение и доверие имиджа библиотеки ясно прослеживался единый образ библиотеки, её идеология, миссия и ценности.

Проанализировав, функциональные задачи репутационного менеджмента, можно утверждать, что внутренняя и внешняя коммуникационная политика базируется на двух китах: ценностях и нормах организационной культуры и стратегическом плане развития библиотеки. Отсюда следует, что успешность развития библиотеки зависит от жизнеспособности организационной культуры и видения руководством и персоналом завтрашнего дня, перспектив библиотечно-библиографического обслуживания.

детский библиотека репутационный менеджмент

Глава II Статус библиотечной профессии в объектной сфере репутационного менеджмента


2.1 Вопросы истории профессии


Сия библиотека строилась для украшения Отечества. Юношам – привлечение, старцам – пособие, праздным – зрелище, занятым – забава, учащимся – упражнение.

Слова из пригласительного билета на торжественное открытие первой в России Публичной императорской библиотеки (РНБ).

Библиотечная история имеет определённую точку отсчёта. Появление первых библиотек как учреждений, собирающих и хранящих документы письменности, обусловлено определёнными изменениями в жизни человека и появлении потребности в письменной фиксации с последующим распространением той информации, которая ранее передавалась в вербальной (речевой) форме.

В силу этого исходной функцией библиотеки является функция сбора и хранения документов письменности (рукописных, печатных и т.д.), другими словами, – функция фондообразования. При этом в отличие от архива, который тоже выполняет аналогичную функцию, библиотека не может быть абсолютно закрытым для пользования её фондами учреждением. Поэтому вторая исходная функция библиотеки – это функция обеспечения доступа к фондам, иначе говоря, – функция обслуживания. В процессе выполнения этих функций библиотека постепенно проходит путь от почти полной закрытости (в отношении обслуживания читателей) своих фондов к всеобщей (по отношению к значительной части библиотек) доступности. Разумеется, выполнение этих функций обеспечивается служителями библиотек.

Таким образом, история библиотечных учреждений тесно связана с историей профессиональной библиотечной деятельности, которая характеризуется постепенным расширением круга профессиональных библиотечных обязанностей и их конкретизацией, изменениями требований к работникам библиотек. Но при этом следует учесть то, что эта часть библиотечной истории имеет два ярко выраженных этапа: первый – до появления собственно библиотечной профессии как вида профессиональной деятельности, предполагающей наличие профессиональной подготовки и образования, и второй – после её окончательного становления и последующего развития.

Во все исторические эпохи основой развития библиотечных идей были, прежде всего, социально-экономические условия жизни. Именно они определяли различные представления о библиотеке и библиотекаре, их социальном назначении, оказывали решающее воздействие на содержание библиотечных концепций и взглядов.

Библиотека как общественный институт является учреждением, облик которого, содержание работы и масштабы не являются чем-то постоянным и неизменным. Это связано с развитием библиотеки во времени и в пространстве как общественного, а в определённых случаях и как государственного института. Изменения в жизни общества влекут за собой появление новых типов библиотек или же приводят к изменениям уже сложившихся к тому или иному моменту их типов.

На первом этапе своего существования круг лиц, имеющий доступ к хранящимся документам предельно ограничен, т.к. библиотека является составной частью системы управления государством. Но на последующих этапах развития жизни общества библиотека перестаёт быть собственностью только её частного владельца. Она становится не только частью (хотя и важнейшей) какого-либо учреждения (монастыря, церкви, музея, университета, академии, школы и т.д.), но и самостоятельным общественным учреждением.

В определённый исторический период, и в определённой социокультурной ситуации, возникает потребность в формировании и развитии библиотеки именно как самостоятельного, активно действующего общественного института, выполняющего, наряду с неизменными исходными функциями, целый ряд иных задач. Изменения в характере и масштабах их выполнения влекут за собой появление новых типов библиотек, которые определяют современную библиотечную систему практически любого государства – это публичные библиотеки, библиотеки, обслуживающие широкие слои населения; научные библиотеки; национальные библиотеки, которые выступают в качестве одного из институтов государства. При этом их роль изменялась и продолжает меняться, особенно сегодня.

Поскольку ещё с античного времени библиотека становится главным звеном системы распространения научного знания и звеном, обеспечивающим жизнеспособность системы образования всего общества, очень многие учёные, порой выдающиеся, стремились получить работу в библиотеке, и на протяжении многих лет своей жизни были связаны с библиотечным делом, совмещая службу с собственной научной деятельностью. При этом нередко они ярко раскрывались и в качестве библиотекарей, владевших искусством составления каталогов. Приведу всего лишь несколько примеров: среди библиотекарей Александрийского мусейона были крупные учёные своего времени – филолог Зенодот, поэт и учёный Аполлоний Родосский, учёный Эрастофен. Глава мусейона, он же хранитель библиотеки, – одновременно являлся и воспитателем наследника египетского правителя. По традиции пост главы (хранителя) библиотеки занимали именно философы – Эрастофен, Аристофан Византийский, Аполлоний Эйдограф и др.

Сильное влияние на библиотеки в эпоху Просвещения оказали идеи французского учёного и философа Габриэля Нодэ (1600-1653). Нодэ, будучи профессором медицины и личным врачом Людовика XIII, на протяжении многих лет работал и библиотекарем. Особенно ярко проявил себя во время работы в библиотеке кардинала Мазарини (1602-1661), которая с 1645г. функционировала как публичная библиотека.

Огромное внимание вопросам организации внутренней работы библиотеки уделял Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), известный во всём мире и как философ, и как учёный с широким кругом научных интересов. Библиотечные идеи Лейбница были воплощены в жизнь в Придворной библиотеке в Вольфенбюттеле – резиденции брауншвейгских герцогов, которой он успешно руководил с 1690г. на протяжении 23 лет, совмещая эту деятельность с руководством Придворной библиотеки в Ганновере. И таких примеров можно привести немало.

Расширение сети библиотек, рост их фондов, превращение библиотек из замкнутых учреждений в публичные и связанное с этим резкое увеличение количества читателей, привели к значительному усложнению и дифференциации библиотечной деятельности. К необходимости разработки новых форм и методов работы библиотек и библиотекарей. Так, с изобретением в середине XV века книгопечатания резко возросли фонды библиотек, что потребовало решения вопросов, связанных с их комплектованием и организацией, систематизацией и хранением, созданием каталогов, раскрывающих эти фонды.

Увеличение количества читателей в библиотеках, ставших публичными, потребовало разработки вопросов организации и методики их обслуживания, а это в свою очередь привело к необходимости изучать интересы и запросы читателей. Расширение сети библиотек потребовало разработки проблем её рационального построения, размещения, управления этой сетью. Назрел вопрос о формировании профессионального библиотечного сообщества и подготовке профессиональных кадров.

Так, в 1876г. в Филадельфии (США) по инициативе директора библиотеки Колумбийского университета в Нью-Йорке Мелвила Дьюи (1851-1931) было образовано первое в мире профессиональное объединение библиотекарей – Американская библиотечная ассоциация, стал издаваться первый в истории профессиональный библиотечный журнал – Library Journal. Позже распахнула свои двери Библиотечная школа М. Дьюи при Колумбийском университете, где начали готовить первых профессионалов-библиотекарей. Впервые в истории человечества, библиотечную школу в 1887г. закончило 17 женщин, которых допустили к работе в библиотеках на равных правах с мужчинами.

Однако библиографическое образование появилось гораздо раньше библиотечного и не в Америке, а в Европе. Здесь уже в 30-х гг. XIX в. в некоторых университетах открываются кафедры библиографии. Задача подготовки квалифицированных библиографов не ставилась. Библиографическими знаниями должны были овладеть будущие учёные, в первую очередь – естественники. Так как разбираться в потоке публикаций становилось всё труднее. Всего лишь сотню лет назад языком науки была латынь, а теперь учёные публиковали свои труды уже на десятках языках. С каждым десятилетием увеличивалось число научных журналов. Библиографические знания становились необходимыми.

В начале 80-х гг. XIX в. библиотечная профессия стала признаваться в Канаде, затем в Европе. Первоначально в Великобритании и Франции. Образовывались национальные общества и ассоциации, появлялись журналы. Спустя двадцать лет процесс оформления библиотечной профессии дошёл и до России. Уже в 1898г. библиотекари объединяются в Русское библиотечное общество (РБО), деятельность которого продолжалась до 1930г. В 1908г. на основе секции РБО в Петербурге создаётся Общество библиотековедения. В 1910г. рождается первый профессиональный журнал «Библиотекарь». С 1911г. начинают созываться библиотечные съезды и конференции. Хочется отметить, что в России традиционно разрабатывались собственные критерии и требования, свои оригинальные методы решения профессиональных проблем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.