Рефераты. Проблемы муниципальной информационной политики

Политика в области информатизации органов городского управления является неотъемлемой частью городской социально-экономической политики, проводимой администрацией в интересах населения города, и направлена на развитие информационной инфраструктуры, совершенствование системы управления городом, на удовлетворения конституционных прав граждан и хозяйствующих субъектов на информационное обеспечение.

Вопросы создание ЕМИС относятся к приоритетным направлениям в деятельности администрации города. Целями создания единого информационного пространства города являются:

обеспечение информационной основы для реализации функций управления муниципальным образованием, т.е. информационная поддержка процесса подготовки и принятия управленческих решений и контроля достижения ожидаемых результатов;

создание условий для деловой и общественной активности граждан путем предоставления им возможности пользоваться информацией, определяющей их права, обязанности и возможности;

обеспечение контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов местного самоуправления;

интеграция с российским и мировым информационным пространством.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения, информационно- телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Единое информационное пространство складывается из следующих компонентов:

информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях;

организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, защиту и передачу информации;

средства информационного взаимодействия граждан и организаций, в том числе программно-технические средства и организационно-нормативные документы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.

Для органов управления города Владимира важнейшими задачами в области создания единого информационного пространства являются:

Во-первых, формирование муниципальных информационных ресурсов:

разработка и внедрение общих правил и процедур формирования, использования и защиты муниципальных информационных ресурсов;

создание единой системы ведения кадастров, регистров, реестров;

расширение использования географических информационных технологий для создания и развития информационно-аналитических систем управления;

формирование открытых информационных ресурсов для реализации прав граждан и хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, формирование организационных структур, реализующих политику органов местного самоуправления в вопросах создания и использования муниципальных информационных ресурсов.

В-третьих, обеспечение взаимодействия держателей и потребителей информационных ресурсов:

формирование правовой, программно-технической и информационно-аналитической среды, обеспечивающей органы управления всех уровней информацией, необходимой для обоснованного принятия решений, повышения эффективности управления;

развитие телекоммуникационной среды на базе городской радиосети, сетей передачи данных: Internet/Relcom/Elcom, ГАС "Выборы" и других, поддержка технологий, интегрирующихся с глобальной мировой компьютерной сетью Internet;

формирование муниципального информационного реестра, содержащего сведения об организациях-держателях государственных, негосударственных, муниципальных и смешанных информационных ресурсов, а также сведения по видам информационной продукции и услуг;

сертификация информационных систем, сетей, баз и банков данных, лицензирование деятельности.

В управленческих структурах города процесс информатизации начался с 2006 года. Принятые ранее к реализации годовые программы информатизации основывались на ставших уже классическими принципах создания муниципальных информационных систем, которые рассматривают город, как информационную среду, состоящим из базовых информационных систем:

«Территория» (электронные карты разных масштабов, схемы и планы города, предназначенные для решения различных задач);

«Население города»;

«Юридические лица» - (предприятия, учреждения, организации);

«Недвижимость» - (земля, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения);

«Инженерные коммуникации» (тепловые, электрические, транспортные и другие сети).

Эти системы отличаются большими объемами первичной информации, хранящейся в настоящее время на бумажных носителях, требуют больших финансовых вложений на начальном этапе; подразделения, создающие и эксплуатирующие их, принадлежат к разным ведомствам, имеющим, как правило, собственную вертикаль, которые работают по своим правилам, установленным разными нормативными актами. Это приводит к следующему:

на этапе создания электронных архивов службы, создающие электронные базы данных, вынуждены выполнять как бы двойную работу, связанную с использованием электронных и бумажных носителей информации, что создает впечатление о неэффективности информатизации (увеличивается кадровый состав служб, не сокращается время обработки запросов на информацию и т.д.);

недостаточное финансирование замедляет процесс актуализации первичной информации (инвентаризация земель), вынуждает откладывать «до лучших времен» решение назревших проблем (связь служб, разбросанных по всему городу), заставляет использовать не самые эффективные решения при выборе технических и программных средств;

ведомственная разобщенность делает невозможными: предоставление информации в интегрированном виде по объектам городской инфраструктуры; установление юридического статуса и степени достоверности информации, т.к. одна и та же информация ведется в различных местах, в различных форматах, без всякого регламента и установленных прав на изменение и использование. что приводит к многократным перепроверкам информации, получаемой из разных информационных систем и различных архивов; регулирование коммерческого использования информации с направлением доходов на развитие информационных систем в интересах органов управления.

В этих условиях крайне необходима выработка и последовательная реализация принципов единой информационной политики, обеспечивающей:

определение источников основных видов официальной информации, с определением их юридического статуса и ответственности за качество предоставляемой информации;

переход на цивилизованные пути использования информации, учитывающие статус потребителя, степень открытости информации, ее коммерческую ценность;

упорядочение использования информации путем строгой регламентации степени интеграции, объектов, режимов доступа.

Таким образом, главной стратегией органов управления города при разработке ЕМИС является создание интегрированных информационных систем, обеспечивающих согласованную обработку и обмен информацией. Это позволит обеспечить формирование единой информационной основы для реализации ими функций управления, информационную поддержку процесса принятия управленческих решений.

Достижение поставленных целей требует решения ряда правовых и организационно-технических проблем обеспечения скоординированного формирования и ведения муниципальных информационных ресурсов, создания необходимых условий для их интеграции с минимальными затратами.

С точки зрения информационных процессов функции органов управления города могут быть группированы по уровням следующим образом:

политика - установление среднесрочных и долгосрочного курсов органов управления в виде решений главы местного самоуправления и городского Совета народных депутатов;

анализ - контроль ресурсов и подготовка решений, необходимых для обеспечения деятельности органов управления;

операции - исполнение решений - оказание услуг с физическими и юридическими лицами.

Каждому уровню соответствует своя степень интеграции информации, используемой для выполнения управленческих функций. Информация, содержащаяся в системах всех уровней, должна удовлетворять следующим требованиям:

должна быть актуальной и точной - содержать достоверные данные о текущем состоянии объектов системы;

должна быть достаточной - содержать объем данных, достаточный для обоснованного принятия решений;

должна обеспечивать возможность совместной работы различных пользователей.

Таким образом, ЕМИС строится как совокупность локальных вычислительных сетей (ЛВС) подразделений и подведомственных предприятий и учреждений города (информационных подсистем), объединенных в единую информационно-телекоммуникационную систему, состоящую из технический средств, в том числе и средств связи, программного обеспечения и муниципальных информационных ресурсов. Для каждой реализуемой подсистемы ЕМИС должен быть определен перспективный план ее создания. Кроме того, после определения целей администрации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, должен быть разработан комплексный перспективный план ЕМИС.

Долгосрочный комплексный перспективный план позволит гарантировать, что создание ЕМИС будет соответствовать целям администрации, даст возможность руководству оценить приемлемость системы для реализации стратегических и тактических задач, стоящих перед городом, а это гарантирует своевременное наличие информации, необходимой для принятия управленческих решений, в ходе развития города.

Ядром ЕМИС является Информационная система Администрации города - совокупность аппаратных средств, средств связи, программного обеспечения, информационных ресурсов (интегрированных баз данных) и квалифицированных кадров. Информационная система Администрации города создается в Информационном центре Управления информатизации и документооборота Информационная система Администрации города создается на базе отраслевых подсистем.

Выгоды, связанные с внедрением и использованием отдельных подсистем ЕМИС и ЕМИС в целом, относятся непосредственно к функциям, определенным в долгосрочном плане администрации, потому что выполнение именно этих функций усовершенствуется при использовании информационных систем. Эти выгоды могут быть сгруппированы в следующие категории:

Во-первых, снижение расходов - снижение расходов администрации, главным образом, за счет экономии времени рабочим персоналом при выполнении своих задач с большим эффектом за счет многократного использования однотипной информации, принципиальное сокращение времени на сбор и обработку необходимой информации, исключение дублирования при ведение ведомственных баз данных.

Во-вторых, избежание расходов и повышение эффективности работы аппарата - предупреждение возрастания расходов, связанных с увеличением числа функций, и, как следствие, увеличением численности аппарата. Нельзя отрицать, что увеличение численности административного аппарата увеличивает не только расходы на его содержание, но и снижает управляемость самим аппаратом, и, в конечном итоге, ведет к неэффективности его работы.

В третьих, наполнение бюджета - ЕМИС может повысит доходы в бюджет за счет продажи информации, повышения собираемости налогов и эффективности использования бюджетных средств за счет обеспечения «прозрачности» деятельности налогоплательщиков и бюджетных организаций.

Возможны другие способы повышения доходов в зависимости от юридических, политических и экономических условий.

Политику информатизации формирует Координационный Совет по информатизации при Главе местного самоуправления и реализует ее через Управление информатизации и документооборота (Информационный центр), которому делегированы права головной организации - муниципального заказчика по Программе информатизации органов управления города.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.