развитие высокоинтеллектуального общества (i-Society);
создание эффективной системы государственного управления (i-Government);
эффективная экономика и бизнес-сектор (i-Economy);
развитие эффективной ИТ-отрасли и индустрии; (i-Industry);
создание эффективной системы образования и формирование высококвалифицированных кадров (i-Learning).
Каждая из вышеуказанных задач должна вылиться в отдельную программу с конкретным планом мероприятий, а в совокупности эти программы развития будут составлять комплексную Программу развития «Интеллектуальный Татарстан -2010-2020 годы (i-Tatarstan)».
Основу и необходимый инструмент развития программных мероприятий при этом будут составлять информационные технологии – современный эффективный инструмент развития. Жизненный цикл мероприятий составляют четыре основных этапа: проектирование, внедрение, эксплуатация, развитие. Ключевыми составляющими реализации любого программного мероприятия являются: временной период (сроки), необходимые ресурсы, показатели выполнения и эффективности проводимых работ, а также ответственные за реализацию данного мероприятия.
Каждое мероприятие базируется на таких необходимых элементах и процессах, как инфраструктура, интеграция, интеллект и инновации, без которых на сегодняшний день невозможно представить себе реализацию ни одного проекта.
При этом выполнение программных мероприятий должно учитывать такие базовые составляющие вектора технологического развития, как инфраструктура, устройства и технологии, информационные системы и услуги, основные тенденции и этапы развития которых будет отражать разрабатываемая нами Стратегия с учетом основных актуальных направлений, современных тенденций и подходов к развитию ИКТ как на мировом уровне, так и на уровне Российской Федерации.
Приоритетные направления работы должны решать конкретные социально-экономические задачи на основе массового применения информационных технологий. Такой подход позволит добиться устойчивого социально-экономического развития Республики Татарстан и существенного повышения уровня жизни населения за счет создания развитой информационной среды общества, ключевым компонентом которой станет широкомасштабное использование информационных ресурсов, перспективных информационно-коммуникационных технологий и средств их реализации.
Министерство информатизации и связи Республики Татарстан полагает, что подобная инициатива и вышеописанный подход позволят взглянуть на процессы информатизации и проводимые работы в данном направлении с совершенно новой точки зрения – с позиции применения ИКТ для комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, и будут способствовать инновационному развитию каждого субъекта и России в целом, приведут к их конкурентоспособности на мировом уровне [51].
Таким образом, сфера информационных технологий на сегодняшний день является мощнейшим средством развития науки, техники и общества в целом. Кроме того, это стратегическая составляющая социально-экономического развития Республики Татарстан, средство коммуникации людей и формирования полноценного информационного общества.
Проводимая в Республике Татарстан политика информатизации направлена, в первую очередь, на формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий.
Разработку и координацию реализации государственной политики РТ в сфере информатизации осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти РТ в сфере информатизации – Министерство информатизации и связи РТ.
Благодаря проводимой политике Республика Татарстан стала на сегодняшний день единственным «цифровым» субъектом РФ, где обеспечена 100% цифровизация информационной инфраструктуры.
3.2 Предложения по разработке муниципальной информационной политики на примере Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района
В результате проведенного социологического исследования «Разработка муниципальной информационной политики Краснокадкинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района» было выявлено, что на уровне анализируемого муниципального образования существует необходимость в создании и реализации проекта «Формирование информационной политики муниципального образования «Краснокадкинское сельское поселение Нижнекамского муниципального района», который будет способствовать повышению информированности населения, более эффективному и оперативному освещению деятельности органов муниципального образования.
Предлагаемый проект решено было представить в виде Концепции информационной политики муниципального образования (далее - Концепция), которая содержит основные принципы взаимодействия органов местного самоуправления и средств массовой информации (далее - СМИ) в вопросах обеспечения открытости деятельности органов местного самоуправления Краснокадкинского сельского поселения.
Единая информационная политика муниципального образования должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Основными терминами и определениями предлагаемой Концепции являются следующие:
всеобщий доступ - равноправный доступ для всех граждан по приемлемым ценам к информационной инфраструктуре, информации и знаниям, необходимым для развития общества и личности;
информационная инфраструктура - организационные структуры и средства информационного взаимодействия в совокупности;
информационная политика – совокупность принципов, норм и практических действий в области управления информационными процессами в обществе;
информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации;
информационное общество - ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества;
информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
информационные ресурсы - документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), подготовленные и систематизированные в удобной и пригодной для использования форме;
информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами;
информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления;
организационные структуры – структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
Представим цели и задачи информационной политики муниципального образования.
Деятельность органов местного самоуправления и их подразделений по сбору и распространению информации, при соблюдении самостоятельности и инициативы отдельных подразделений в решении конкретных задач каждого уровня, подчинена общим целям и принципам, объединена в систему и представляет собой единую информационную политику.
Принципами реализации информационной политики являются:
открытость - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом;
равенство интересов – в равной степени учитываются интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности;
социальная ориентация – основные мероприятия информационной политики направляются на обеспечение социальных интересов всех жителей поселка;
поддержка органов местного самоуправления - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются из регионального и местных бюджетов;
приоритетность общественной идеологии и права – развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной среды.
Информационная политика муниципального образования осуществляется Исполнительным комитетом муниципального образования «Краснокадкинское сельское поселение Нижнекамского муниципального района» с привлечением федеральных, региональных и муниципальных средств массовой информации.
Целью информационной политики муниципального образования является обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления и формирование положительного имиджа сельского поселения.
К задачам, реализуемым в рамках Концепции, относятся следующие:
информирование населения о нормативных правовых актах и решениях, принимаемых органами местного самоуправления, о деятельности местных органов власти, их руководителей, о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования;
привлечение внимания общественности к проблемам развития муниципального образования, осуществление обратной связи, изучение общественного мнения и сбор предложений от общественных организаций и населения по вопросам совершенствования местного самоуправления;
совершенствование информационного обмена между органами местного самоуправления;
повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными, региональными и муниципальными средствами массовой информации.
На наш взгляд, на уровне рассматриваемого муниципального образования целесообразно сформировать Координационный совет по информационной политике (далее - Координационный совет), который будет являться совещательным органом. Координационный совет будет создан в целях развития и совершенствования взаимодействия между органами местного самоуправления и СМИ по вопросам выработки и реализации единой информационной политики.
В задачи Координационного совета войдут:
обмен информацией и координация деятельности по осуществлению информационной политики;
выработка общих подходов по вопросам муниципальной политики в отношении средств массовой информации;
обмен опытом в реализации информационной политики.
Заседания Координационного совета следует проводить по мере необходимости, но не реже, чем один раз в три месяца.
Решения Координационного совета принимаются на основе консенсуса и носят рекомендательный характер.
Представим основные направления информационной политики муниципального образования:
выработка и реализация концепции отношений с различными средствами массовой информации, основанной на особенностях их статуса (состав учредителей и специфика финансирования) и общей направленности информационной политики редакции;
принятие мер, направленных на поддержку муниципальных СМИ, увеличение их аудитории путем концентрации усилий на наиболее перспективных направлениях;
подготовка и периодическая публикация тематических страниц и теле- (радио-) передач о жизни поселка и деятельности органов местного самоуправления;
организация специализированных мероприятий с участием представителей СМИ (пресс-конференции, брифинги, "круглые столы" и т.п.);
оперативное обеспечение редакций СМИ информацией о деятельности органов местного самоуправления;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16