Рефераты. Проблемы муниципальной информационной политики

Перспективные информационные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействия электронных СМИ на социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах. Формирование информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства [39].

На сегодняшний день средства массовой информации являются не только важнейшим элементом гражданского общества, но и инфраструктурной основой информационной политики муниципального образования. Поэтому, начиная с первых лет самостоятельного развития, у этой сферы существует системная поддержка республиканских и муниципальных периодических изданий, а также телевизионных каналов. В большинстве муниципалитетов уже сформирован развитый рынок средств массовой информации, способный удовлетворить спрос потребителя информации в любой социальной или профессиональной сфере. В этой связи важнейшей является задача как можно более полно и грамотно использовать информационный потенциал в решении социально-экономических, политических и культурно-духовных проблем муниципального образования.

В настоящее время на механизмы реализации и выбор первоочередных практических мероприятий муниципальной информационной политики накладывается отпечаток глубокого кризиса реального сектора экономики большинства территорий страны, его ядра - высокотехнологичных отраслей промышленности. Производство информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи является ведущим элементом этого ядра.

Как и для всех отраслей высоких технологий, имеющих серьезные научно-технические заделы, для информатизации чрезвычайно важным оказывается усиление регулирующей роли органов местного самоуправления. На сегодняшний день муниципальная информационная политика должна стимулировать рост производства средств информатизации, телекоммуникации, информационных продуктов и услуг и одновременно платежеспособный спрос на них. Практическая реализация муниципальной информационной политики в современных российских условиях требует широкой психологической кампании по поддержке ее основных положений в общественном мнении, разъяснений ее социальной направленности, доказательства ее обоснованности.

Свободное создание, распространение и потребление информации как важнейшее конституционное право граждан находится в фокусе общественного внимания и именно поэтому муниципальную информационную политику следует рассматривать как серьезную движущую силу проведения в России демократических преобразований общества. Хотя впереди еще долгий путь к гражданскому обществу, к правовому государству, уже можно говорить о формировании в ряде муниципальных образований в России новой информационной реальности, базирующейся на принципе открытости информации и постоянно совершенствующейся системе информационного законодательства.

Муниципальная информационная политика по своей сути должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур. Муниципальная информационная политика России, как государства, расположенного на огромной территории, должна также принимать во внимание различные уровни социально-экономического, научно-технического и культурного развития субъектов Федерации. Отсюда возникает необходимость активного участия всех заинтересованных граждан и структур в конкретизации, развитии и реализации положений эффективной муниципальной информационной политики [40].

Воплощение в жизнь основных идей и практических мероприятий муниципальной информационной политики будет означать серьезное продвижение страны и отдельных муниципальных образований по пути к информационному обществу. Это движение должно состоять из следующих шагов.

Во-первых, последовательное реформирование информационного производства на основе:

управления информацией как важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития, определяющим успех в использовании других видов ресурсов (природных, трудовых, финансовых);

развития общественных и личных информационных потребностей и сферы информационных и телекоммуникационных услуг;

открытости информационной политики как главной предпосылки последовательного демократического развития муниципальных образований по пути построения гражданского общества и правового государства.

Во-вторых, практическое овладение населением различных муниципальных образований информационными ресурсами, развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и новейших информационных технологий в различных видах деятельности.

В-третьих, достижение высокого уровня информационной безопасности каждого отдельного муниципального образования как полноценного участника мирового информационного сообщества.

Реализация этих шагов по пути к информационному обществу потребует системной программно-целевой работы по проведению в жизнь муниципальной информационной политики.

Особого внимания требуют:

совершенствование разделения полномочий по осуществлению ГИП между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;

координация деятельности в области формирования и развития информационного пространства, в том числе выделение организационных структур во всех ветвях власти для выполнения этой функции;

создание системы мониторинга состояния и функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры муниципальных образований России;

разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию муниципальной информационной политики;

привлечение иностранных и отечественных инвестиций в развитие российской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

разработка новых финансовых схем в налоговой и бюджетной политике, стимулирующей развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

выработка и проведение в жизнь политики протекционизма отечественных производителей техники и программного обеспечения, информационных продуктов, а также операторов информационных сетей, предоставляющих необходимый спектр информационных услуг;

повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции и продвижение ее на мировой информационный рынок;

В области науки и техники:

поддержка общественных научных школ, имеющих фундаментальные результаты в области создания информационных средств;

поддержка перспективных научных исследований и разработок отечественных информационных и телекоммуникационных технологий и средств их реализации, в том числе информационных технологий двойного назначения;

возрождение отечественной отрасли создания и производства вычислительной техники и телекоммуникаций;

поддержка и развитие системы подготовки научных и инженерных кадров.

Муниципальная информационная политика открывает новые возможности регулярного информирования населения органами местного самоуправления о политической и социально-экономической жизни через средства массовой информации, пресс-центры, центры общественных связей и т.п.

Разработка и постоянное совершенствование законодательства, правовых и организационных механизмов позволит эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической жизни в реализации их информационных прав и обязанностей, создать систему независимого и гласного контроля за деятельностью средств массовой информации, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связи с населением.

Разработка и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации, составляющие одну из главных задач муниципальной информационной политики, облегчат формирование и распространения духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям России [41].


2.2 Анализ информационной политики органов местного самоуправления в субъектах РФ


В современных условиях необходимой является выработка и последовательная реализация принципов единой информационной политики, обеспечивающей определение источников основных видов официальной информации, с определением их юридического статуса и ответственности за качество предоставляемой информации, переход на цивилизованные пути использования информации, учитывающие статус потребителя, степень открытости информации, ее коммерческую ценность. Кроме того, существует необходимость упорядочения использования информации путем строгой регламентации степени интеграции, объектов, режимов доступа.

На сегодняшний день главной стратегией органов управления при разработке и реализации информационной политики является создание интегрированных информационных систем, обеспечивающих согласованную обработку и обмен информацией. Это позволит обеспечить формирование единой информационной основы для реализации ими функций управления, информационную поддержку процесса принятия управленческих решений.

Достижение поставленных целей требует решения ряда правовых и организационно-технических проблем обеспечения скоординированного формирования и ведения муниципальных информационных ресурсов, создания необходимых условий для их интеграции с минимальными затратами [42, с.68].

Отметим, что информационное поле даже одного муниципального образования настолько велико, что рассмотреть его в рамках данной работы не представляется возможным. Поэтому в качестве примера ограничимся рассмотрением уровня информатизации органов местного самоуправления г. Владимира, г. Губкинский Ямало–Ненецкого автономного округа, а также Усмановского сельского поселения Ставропольского края, внедряющие различные программы, направленные на совершенствование информационной политики.

Анализ информационной политики, проводимой в г. Владимире, показал, что местные органы власти активно разрабатывают и внедряют политику информатизации различных сфер жизнедеятельности. К примеру, информатизация органов управления реализуется через Концепцию, основаниями для разработки которой явились Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об информации, информатизации и защите информации», «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных ресурсов», одобренная решением Президента РФ 23.11.95 г. 3 Пр-1694, постановление Правительства РФ № 726 от 28 июня 1996 г. «Об утверждении комплексной программы развития малых и средних городов РФ в условиях экономической реформы», постановление главы администрации Владимирской области № 190 от 30.03.98 г. « О Программе информатизации Владимирской области», «Устав города Владимира» и нормативные документы главы администрации города по вопросам информатизации.

Основным содержанием концепции является анализ складывающейся ситуации и обоснование конструктивной стратегии в области информатизации органов управления в целях формирования единого информационного пространства в виде Единой Муниципальной Информационной Системы (ЕМИС) г. Владимира.

Концепция определяет систему взглядов органов управления г. Владимира на построение и развитие единой муниципальной информационной системы на длительный период, является основополагающим документом, на базе которого ведутся дальнейшие работы по созданию ЕМИС: подготовка законодательной базы, проектная проработка и реализация конкретных программ.

Главная цель информатизации органов управления г. Владимира - создание единого информационного пространства на основе системного подхода и общих правовых, организационных и технических решений, направленных на внедрение и эффективное использование современных информационных технологий в сферу городского административного и хозяйственного управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.