Рефераты. Подход к определению стратегии предприятия: сущность и классификация

·                   повысить качество принимаемых стратегических решений.

Для исследования макроокружения чаще всего используют методы PEST-анализа (от английских слов "политико-правовой", "экономический", "социокультурный", "технологический").

1. Политико-правовой анализ имеет в качестве объектов:

·                   политический режим в стране и степень его стабильности;

·                   общую политическую ситуацию, особенности политической борьбы и возможность смены политического курса в связи с очередными выборами;

·                   участие страны в политических блоках и международных экономических союзах, отдельных соглашениях, которые могут влиять на положение организации;

·                   основные политические партии и общественные объединения, их активность, влияние на законодательную и исполнительную власть;

·                   крупнейших политических деятелей и их ориентацию;

·                   характер взаимодействия политики и бизнеса;

·                   обстановку в конкретных регионах; степень влияния региональных и местных властей на политику и экономику;

·                   общую стабильность правовой системы;

·                   национальное законодательство (коммерческое, налоговое, антимонопольное, природоохранное, внешнеэкономическое, трудовое и пр.) и его соответствие нормам международного права, например требованиям Европейского союза;

·                   специфику учреждения и преобразования фирм, а также создания совместных предприятий;

·                   криминогенную ситуацию; защищенность собственности и права личности.

2. Экономический анализ сосредоточен на:

·                   общей экономической ситуации (уровень деловой активности, темпы и перспективы роста, инвестиционная активность, инфляция, дефицит бюджета и пр.);

·                   доле государственного сектора и характера государственного регулирования экономики и социальной сферы;

·                   особенностях налоговой системы;

·                   тенденциях изменения внешнеэкономических связей (ориентация, интенсивность, объем, структура) и особенностях их регулирования;

·                   состоянии банковской системы;

·                   характеристиках располагаемых ресурсов (величина, обеспеченность и пр.)

·                   стадии делового цикла;

·                   инвестиционном климате;

·                   величине безработицы; количестве крупных забастовок;

·                   уровне оплаты труда в различных сферах;

·                   основных экономических проблемах.

3. Социокультурный анализ направлен на изучение:

·                   демографической ситуации в регионах, где расположены предприятия компании или покупается значительная часть ее продукции;

·                   социально-экономической структуры населения (удельный вес отдельных социальных слоев, социальная мобильность и пр.)

·                   системы общественных и национальных ценностей, вкусов и предпочтений, образ жизни населения; отношения к образованию, отдыху, работе;

·                   жизненного цикла, характера распределения доходов;

·                   среднего уровня образования работающих; число студентов высших учебных заведений;

·                   активности потребителей.

4. Технологический анализ рассматривает:

·                   степень совместности техники и технологического бызиса экономики;

·                   состояние инфраструктуры, коммуникационных и информационных систем;

·                   положение в сфере научных исследований; численность научных учреждений и ученых; количество открытий, изобретений, патентов, имеющих значение для создания новых продуктов;

·                   защиту интеллектуальной собственности.

Анализ внутренней среды предприятия


Изучение внутренней среды происходит с помощью стратегического управленческого анализа, представляющего собой комплексное обследование ресурсов и возможностей организации, их соответствия существующим стратегическим задачам. Это вторая часть SWOT-анализа (разделение на две части связано с тем, что за каждую из них должны отвечать разные службы).

Анализ внутренней среды имеет несколько уровней - организация, основные службы и действующий хозяйствующий субъект. В его основе лежит детализированное исследование потенциала (активы, занятость, научно-технические возможности) и текущей деятельности с точки зрения ее перспектив.

Целями правленческого анализа являются:

·                   глубокое изучение самой организации, выявление стратегических проблем, сильных и слабых сторон, негативных факторов, которые могут повлиять на реализацию стратегии, резервов развития;

·                   оценка ресурсов и стратегических способностей, критических факторов успеха, оценка инвестиционной привлекательности компании;

·                   разработка стратегии развития и оценка ее обоснованности;

·                   поиск путей адаптации к изменениям среды;

·                   формирование новой парадигмы управления;

·                   определение уровня эффективности текущего бизнеса, организации ценностной цепочки, качества продукции;

·                   изучение финансового состояния компании, ее инвестиционного потенциала и пр.

Рассмотрим основные объекты управленческого анализа.

Во-первых, это стратегический ресурсный потенциал. Выбор характеристик потенциала, становящихся объектами оценки, зависит от конкретных задач, решаемых фирмой, а также от ее положения в отрасли. Такими объектами являются:

·                   собственно ресурсы - материальные, финансовые, интеллектуальные, структура предприятия;

·                   операционные возможности (способность обеспечить соответствие запросам потребителей);

·                   особенности системы управления (централизация, методы руководства, механизм стимулирования);

·                   организационная структура (ценности, нормы, ритуалы, символы, мотивированность персонала, микроклимат, стиль руководства, способы разрешения конфликтов и пр.)

Во-вторых, результаты деятельности и финансовое положение организации, которые характеризуются также доступностью источников финансовых средств, наличием финансовых ограничений, конкурентоспособностью цен и уровнем затрат (особенно это касается производства потребительских товаров, где ценовая конкуренция играет более важную роль и лидируют компании с низкими издержками). На основе результатов анализа принимаются стратегические решения об объеме и направлениях будущих инвестиций.

В-третьих, качество деятельности и ее результата (его оценка должна быть многоаспектной, содержать рассмотрение как положительных, так и отрицательных сторон, соотношение с ценой, позициями конкурентов), удовлетворенность покупателей, их приверженность торговой марке.

В-четвертых, стратегия и ее составляющее:

·                   насколько анализируемая стратегия логична, соответствует миссии организации, ее генеральной и другим стратегиям, ситуации;

·                   каковы абсолютная и относительная (в сравнении с конкурентами) успешность реализации стратегии;

·                   приемлема ли она для существующих условий и заинтересованных лиц;

·                   обеспечивает ли рост организации, стабильности ее позиции, успех в будущем;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.