· повысить качество принимаемых стратегических решений.
Для исследования макроокружения чаще всего используют методы PEST-анализа (от английских слов "политико-правовой", "экономический", "социокультурный", "технологический").
1. Политико-правовой анализ имеет в качестве объектов:
· политический режим в стране и степень его стабильности;
· общую политическую ситуацию, особенности политической борьбы и возможность смены политического курса в связи с очередными выборами;
· участие страны в политических блоках и международных экономических союзах, отдельных соглашениях, которые могут влиять на положение организации;
· основные политические партии и общественные объединения, их активность, влияние на законодательную и исполнительную власть;
· крупнейших политических деятелей и их ориентацию;
· характер взаимодействия политики и бизнеса;
· обстановку в конкретных регионах; степень влияния региональных и местных властей на политику и экономику;
· общую стабильность правовой системы;
· национальное законодательство (коммерческое, налоговое, антимонопольное, природоохранное, внешнеэкономическое, трудовое и пр.) и его соответствие нормам международного права, например требованиям Европейского союза;
· специфику учреждения и преобразования фирм, а также создания совместных предприятий;
· криминогенную ситуацию; защищенность собственности и права личности.
2. Экономический анализ сосредоточен на:
· общей экономической ситуации (уровень деловой активности, темпы и перспективы роста, инвестиционная активность, инфляция, дефицит бюджета и пр.);
· доле государственного сектора и характера государственного регулирования экономики и социальной сферы;
· особенностях налоговой системы;
· тенденциях изменения внешнеэкономических связей (ориентация, интенсивность, объем, структура) и особенностях их регулирования;
· состоянии банковской системы;
· характеристиках располагаемых ресурсов (величина, обеспеченность и пр.)
· стадии делового цикла;
· инвестиционном климате;
· величине безработицы; количестве крупных забастовок;
· уровне оплаты труда в различных сферах;
· основных экономических проблемах.
3. Социокультурный анализ направлен на изучение:
· демографической ситуации в регионах, где расположены предприятия компании или покупается значительная часть ее продукции;
· социально-экономической структуры населения (удельный вес отдельных социальных слоев, социальная мобильность и пр.)
· системы общественных и национальных ценностей, вкусов и предпочтений, образ жизни населения; отношения к образованию, отдыху, работе;
· жизненного цикла, характера распределения доходов;
· среднего уровня образования работающих; число студентов высших учебных заведений;
· активности потребителей.
4. Технологический анализ рассматривает:
· степень совместности техники и технологического бызиса экономики;
· состояние инфраструктуры, коммуникационных и информационных систем;
· положение в сфере научных исследований; численность научных учреждений и ученых; количество открытий, изобретений, патентов, имеющих значение для создания новых продуктов;
· защиту интеллектуальной собственности.
Изучение внутренней среды происходит с помощью стратегического управленческого анализа, представляющего собой комплексное обследование ресурсов и возможностей организации, их соответствия существующим стратегическим задачам. Это вторая часть SWOT-анализа (разделение на две части связано с тем, что за каждую из них должны отвечать разные службы).
Анализ внутренней среды имеет несколько уровней - организация, основные службы и действующий хозяйствующий субъект. В его основе лежит детализированное исследование потенциала (активы, занятость, научно-технические возможности) и текущей деятельности с точки зрения ее перспектив.
Целями правленческого анализа являются:
· глубокое изучение самой организации, выявление стратегических проблем, сильных и слабых сторон, негативных факторов, которые могут повлиять на реализацию стратегии, резервов развития;
· оценка ресурсов и стратегических способностей, критических факторов успеха, оценка инвестиционной привлекательности компании;
· разработка стратегии развития и оценка ее обоснованности;
· поиск путей адаптации к изменениям среды;
· формирование новой парадигмы управления;
· определение уровня эффективности текущего бизнеса, организации ценностной цепочки, качества продукции;
· изучение финансового состояния компании, ее инвестиционного потенциала и пр.
Рассмотрим основные объекты управленческого анализа.
Во-первых, это стратегический ресурсный потенциал. Выбор характеристик потенциала, становящихся объектами оценки, зависит от конкретных задач, решаемых фирмой, а также от ее положения в отрасли. Такими объектами являются:
· собственно ресурсы - материальные, финансовые, интеллектуальные, структура предприятия;
· операционные возможности (способность обеспечить соответствие запросам потребителей);
· особенности системы управления (централизация, методы руководства, механизм стимулирования);
· организационная структура (ценности, нормы, ритуалы, символы, мотивированность персонала, микроклимат, стиль руководства, способы разрешения конфликтов и пр.)
Во-вторых, результаты деятельности и финансовое положение организации, которые характеризуются также доступностью источников финансовых средств, наличием финансовых ограничений, конкурентоспособностью цен и уровнем затрат (особенно это касается производства потребительских товаров, где ценовая конкуренция играет более важную роль и лидируют компании с низкими издержками). На основе результатов анализа принимаются стратегические решения об объеме и направлениях будущих инвестиций.
В-третьих, качество деятельности и ее результата (его оценка должна быть многоаспектной, содержать рассмотрение как положительных, так и отрицательных сторон, соотношение с ценой, позициями конкурентов), удовлетворенность покупателей, их приверженность торговой марке.
В-четвертых, стратегия и ее составляющее:
· насколько анализируемая стратегия логична, соответствует миссии организации, ее генеральной и другим стратегиям, ситуации;
· каковы абсолютная и относительная (в сравнении с конкурентами) успешность реализации стратегии;
· приемлема ли она для существующих условий и заинтересованных лиц;
· обеспечивает ли рост организации, стабильности ее позиции, успех в будущем;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6