Рефераты. Подготовка специалистов сферы туризма

- выполнено в диагностических показателях качества данного феномена, удовлетворяющих требованию полноты описания целей обучения или образования;

- содержит количественные критерии оценки качества проявления образовательного феномена, сопряженные с адекватной шкалой его оценки;

- ориентировано на объективные (воспроизводимые) методом контроля качества по всем выделенным показателям".

При всем многообразии исследовательских позиций в определении государственного образовательного стандарта, его функций и содержания, можно выделить его общую часть. Образовательный стандарт, отражая цели функционирования и развития образовательной системы - это совокупность социальных (государственных) норм - требований к уровню образованности, подготовленности выпускника, к самой образовательной системе. Практически все исследователи считают обязательными функциями стандарта:

- часть, утверждаемую Правительством Российской Федерации, в которую вошли общие требования к структуре и образовательным программам профессионального высшего образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки и ее максимальному объему; обеспечение единства образовательного пространства; объективизацию оценки функционирования образовательной системы;

- часть, утверждаемую федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием, в которую входили:

- перечень направлений и специальностей профессионального высшего образования;

- государственные требования к минимуму содержания образовательной программы и уровню подготовки выпускников по каждому из определенных перечнем направлению и каждой специальности высшего образования;

- требования к образцам документов о профессиональном высшем образовании; правила контроля соблюдения государственных образовательных стандартов.

В государственных образовательных стандартах профессионального высшего образования для любой специальности предусматривалось два обязательных цикла:

- естественнонаучных дисциплин;

- гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Цикл естественнонаучных дисциплин государственных образовательных стандартов профессионального высшего образования включал в качестве инварианта математику, физику, химию, биологию или экологию и информатику (так называемые общие дисциплины цикла). Для различных групп специальностей естественнонаучного и технического профиля этот цикл имел несколько отличающийся объем (от 2 до 2,5 тыс. часов) и дополнительно включал некоторые другие дисциплины. В целом объем фундаментальной естественнонаучной подготовки был для этих специальностей увеличен по сравнению с учебными планами 1987 г. в среднем на 30 %.

Для каждой образовательной программы по направлению, ведущему к степени бакалавра, предусмотрено несколько образовательных программ (ведущих к подготовке дипломированных специалистов), обучение по которым, по существу, является продолжением предыдущей учебы.

Согласно Постановлению Комитета по высшей школе Миннауки Российской Федерации от 13.03.92 № 13 студенты, избравшие многоуровневую подготовку вместо одноуровневой, обязательно получают фундаментальную подготовку по широкому направлению и лишь затем на этой базе более узкую, специализированную. В соответствии с этой логикой бакалавр в сокращенные (до года) сроки получает квалификацию дипломированного специалиста. В результате перечень направлений и перечень специальностей оказались сопряженными друг с другом.

Различие лишь в том, что совокупность знаний, полученных выпускником, освоившим образовательную программу по специальности, позволяла ему по сравнению с выпускником по направлению иметь более высокую степень готовности к самостоятельной деятельности в одной из специальных областей знаний, входящих своим общим фундаментом в сопряженное с ним направление. В профессиональном высшем образовании Российской Федерации образовательные стандарты введены в 1993-1995 гг.

К 1 ноября 1996 г. в области профессионального высшего образования разработаны и утверждены:

- по направлениям подготовки (бакалаврские программы) - 92 стандарта;

- по специальностям - более 400 стандартов;

- по магистерским программам - более 20 стандартов.

Это создало благоприятные условия не только для сохранения единого образовательного пространства России и эквивалентности дипломов, но и для учета национальных особенностей в образовательных программах. Как показал анализ, не все требования, относящиеся к учебно-воспитательному процессу, были учтены в нормах государственных образовательных стандартов первого поколения. Основными их недостатками были:

- формирование образовательных стандартов до второй половины 1996 года под эгидой разных образовательных ведомств, что послужило причиной многих осложнений, выявленных впоследствии;

- отсутствие достаточного внимания к воспитательным аспектам образовательных программ, в то время как образовательное законодательство однозначно фиксирует ряд норм в этой сфере (ст. 14 Закона Российской Федерации "Об образовании");

- существенное снижение идентичности содержания образовательных программ родственного профиля, определяемое не объективными причинами, а несогласованностью действий различных групп разработчиков стандартов; естественно, такое положение отрицательно сказалось на степени академической мобильности студентов и технологичности учебного процесса;

- невозможность использовать содержащиеся в документах требования к уровню подготовки выпускников в качестве основания для прямой диагностики достижения этого уровня;

- несогласованность государственных образовательных стандартов профессионального высшего образования со стандартами других уровней образования и между собой.

В профессиональном высшем образовании нет согласованности при разработке государственных образовательных стандартов разных ступеней высшего образования, а также стандартов по разным специальностям одной группы различными учебно-методическими объединениями. Не выработаны основные методологические подходы к реализации многоступенчатой системы подготовки по трем ступеням высшего образования. Озабоченность вызывает ослабление преемственности среднего (полного) общего и профессионального высшего образования. Практически не решен вопрос о концептуальных и методологических основах образовательных стандартов послевузовского профессионального образования. Противоречивым является положение в области разработки основных образовательных программ, и образовательных программ, предусмотренных федеральным законом "Об образовании".

Среди исследователей и разработчиков центрального аппарата соответствующих структурных подразделений пока отсутствует единство в интерпретации ключевых понятий. Нет комплексного, научно обоснованного анализа практики введения образовательных стандартов и их влияния на качество образования. Отсутствует согласованное мнение относительно объемов, направленности и характера национально-регионального компонента как органической составной федерального государственного образовательного стандарта. Не разработаны единые для всей территории Российской Федерации условия реализации государственных образовательных стандартов (временных требований) в образовательных учреждениях всех организационно-правовых форм. Отсутствуют общепринятые подходы к измерениям качества подготовки выпускников. Не сформированы единые (согласованные) базы данных по вопросам лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Законодательное обеспечение функционирования и развития федеральной и региональных систем образования остается незавершенным. Во многих субъектах РФ отсутствуют законы об образовании, а в уже принятых законах нередко провозглашаются нормы, противоречащие федеральным законам.

К настоящему времени создан пакет нормативных документов в области стандартизации профессионального высшего образования, отражающий новый уровень его развития и не имеющий аналогов в мировой практике. В данный пакет входят:

- основной Закон "Конституция Российской Федерации" (1992);

- Закон Российской Федерации "Об образовании" (1992) с изменениями и дополнениями от 16.11.97;

- федеральный закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996);

- постановление Комитета по высшей школе Миннауки Российской Федерации № 13 от 13.03.92 "О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации";

- постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 773 от 10.08.93 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования" и № 94 от 12.08.94 "Об утверждении государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования";

- приказ Госкомвуза России № 180 от 05.03.94 "Об утверждении государственного стандарта в части Классификатора направлений и специальностей профессионального высшего образования";

- постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию № 3 от 25.05.94 "Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации";

- постановление Государственного комитета Российской Федерации № 9 от 30.11.94 "О требованиях к образцам государственных документов о профессиональном высшем образовании".

Перейти от хаотичного к упорядоченному развитию теории и практики стандартизации образования в логике его непрерывности и преемственности - таков социальный заказ очередного этапа развития образования.

Углубленный анализ отечественного и зарубежного опыта стандартизации в образовании, изучение многочисленных публикаций, участие в научных семинарах, конференциях, общение с ведущими методологами и экспертами позволили дать определение государственного образовательного стандарта профессионального высшего специального образования (элемента системы государственных образовательных стандартов): "совокупность общественно и/или профессионально признанных норм и требований с уровнем подготовленности выпускника, с данной образовательной системой, отражает цели ее функционирования и развития".

Государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования, определяя опережающее развитие системы образования, должен быть ответом на глобальные изменения, вызванные научно-технической революцией, но при этом тщательно и объективно учитывать реальное состояние и ресурсы образовательной системы. Опыт внедрения государственных образовательных стандартов профессионального высшего специального образования свидетельствует о том, что назрела необходимость разработки стандартов нового поколения. Целью такой разработки будет:

- углубление методологического и методического взаимодействия всех звеньев системы Непрерывного образования;

- подготовка научно-методических основ для разработки и внедрения системы управления качеством подготовки выпускников;

- развитие информационных технологий в сфере профессионального высшего специального образования;

- расширение академических свобод в диверсификации содержания и способов реализации образовательных программ;

- обеспечение преемственности содержания циклов дисциплин, входящих в государственные образовательные стандарты профессионального высшего образования первого, второго и третьего поколений.

Вместе с тем необходимо:

- продолжить работу по совершенствованию перечня направлений подготовки и специальностей профессионального высшего образования, приблизив его к аналогичным перечням развитых стран с целью создания благоприятных условий для интеграции российской системы образования в международную;

- определить правовой статус бакалавра и магистра по специальности "управление";

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.