Рефераты. Подготовка специалистов сферы туризма

В туристском образовании важное место занимает изучение всех аспектов туристской деятельности, поэтому можно определить содержание такого понятия, как туристское образование, как подготовка специалистов разных уровней квалификации для трудовой деятельности в сфере туризма в специализированном учебном заведении с обязательным изучением цикла туристских дисциплин со специально разработанными специализированными курсами в качестве профессиональной программы и обязательной практикой на туристском предприятии.

Туристское образование является составной единой системы народного образования. Содержание туристского образования включает углубленное знакомство с научными основами и технологией выбранного вида труда; прививание специальных практических навыков и умений; формирование психологических и моральных качеств личности важных для работы в туристской сфере.

Понятие туристское образование понимается также, как совокупность знаний, навыков и умений, овладение которыми дает возможность трудиться специалистом высшей и средней квалификации. Важной предпосылкой обучения в туристском учебном заведении является профессиональное самоопределение - это процесс принятия решения личностью относительно выбора будущей трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение проявляется в осознании личностью себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности, в нашем понимании, в сфере туризма и предполагает самооценку человеком индивидуально-психологических качеств и соответствия своих возможностей психологическим требованиям профессии к специалисту.

Главным аспектом в получении образования является мотивация выбора профессии и побудительная направленность мотива выбора. Побудительная направленность мотива представляет собой не только акт познания, но и акт управления и детерминации действий человека. Дидактическое ориентирование состоит из двух фундаментальных положений:

- научно-профессиональная теория;

- практическое ориентирование.

В нашем исследовании рассматриваются основные положения учебного процесса: 1) доступность; 2) достоверность; 3) отношение к профессии; 4) теоретические дисциплины в учебном плане. Основная идея дидактического ориентирования заключается в том, что содержание, организация учебного процесса, методы изложения материала, опыт педагога - все должно иметь отношение к будущей профессии. Практическое дидактическое ориентирование состоит в том, что учебный процесс должен приносить удовольствие.

Циклы системной детерминации - это формы беспрерывного воспроизведения системы от одного прыжка в ее развитии к другому. Внутренняя детерминация учебной деятельности реализуется через определенные циклы, которые составляются из нескольких стадий:

- целевой (детерминируется потребностями в новом сознании);

- информационной (получение информации о совокупности способов, необходимых для достижения цели);

- идеально-продуктивной (достижение цели в идеальной форме);

- объективационной (опредметчивание идеальных результатов, отражение их в предметных формах).

Когда полученные результаты учебной деятельности используются иными субъектами, то учебная деятельность из детерминированного процесса проработки превращается в фактор детерминации дальнейших поисков. Следовательно, внутренняя детерминация учебной деятельности реализуется через определенные циклы, которые составляются из нескольких стадий. В этом состоит дидактика учебного процесса в высшей школе.

Целевая стадия. Детерминируется потребностями общества в новом сознании и содержит в себе рассмотрение спешных общественных потребностей, возможности их удовлетворения и развития, а также тех общественных условий, которое вызывали к жизни обозначенные потребности. Целевая стадия туристической деятельности, направленная к проектированию учебных занятий в высшей школе, в которой готовят специалистов сферы туризма, осуществляется согласно закону единства процессов развития экономического и информационного пространства в соответствии со способом познания и производства, достигнутого в конкретных условиях развития общества, в конкретном регионе мира. Действие этого закона управления социально-коммуникативным процессом и информационным пространством страны предопределяет почтительное отношение к потребностям личности, к заботам об ее благе и всестороннем развитии. Поэтому целевая стадия в вузах туристского профиля будет не везде одинаковой. Это, прежде всего, связано с различным уровнем экономического, политического и социального развития общества, в котором происходит обучение и подготовка специалистов сферы туризма. Подробный анализ состояния современных дидактических систем подготовки специалистов данной отрасли, проведенный исследователями, показывает, что внешние факторы оказывают значительное влияние на формирование потребностей в специалистах соответствующего профиля.

Проработка целевой стадии учебной деятельности в высшей школе обязательно содержит в себе определение места учебного материала отдельной темы в достижении перспективных целей профессионального воспитания и решения разногласий между конкретным материалом отдельного занятия и предложенными программой общими целями обучения. Для этого устанавливается социально-педагогический компонент - мировоззренческие и моральные идеи, которые заложены в учебном материале, а также их отношение к будущей профессиональной деятельности студентов.

Применение социально-педагогического компонента темы помогает связать перспективные учебно-воспитательные цели с самыми близкими тактическими; частично создать мотивационное обеспечение занятия (речь идет о профессионально-ориентированном моменте). Сформировать у студентов установку на специальность; начать трансформацию целей педагога в цели студентов; обозначить межпредметные связи; осуществить синтез знаний смежных предметов - все это практическая направленность целевой стадии.

Целевая стадия учебной деятельности служит своеобразным порогом, границей вхождения студентов под свод профессиональной культуры, адаптацией к умениям и привычкам пользоваться профессионально значащими вещами и мыслями. Профессиональное мышление составляется из специальных знаний и мировоззренческих компонентов. Дидактическим способом, который предопределяет гармонизацию единства абстрактно - обобщенных и личностных факторов будущих специалистов сферы туризма, служит принцип профессиональной заинтересованности обучения. Одним из самых важных условий успешного осуществления этого принципа является органическая связь развитых способностей студентов со стойкой склонностью к избранной профессиональной деятельности. "Стойкая склонность и полнейшее развитие способностей - взаимообогащение и взаимостимулирование - это и называется призванием".

У различных людей развитие и выявление способностей, как структурного элемента призвания, является индивидуальным процессом по своей направленности, темпам и полноте. Важным структурным элементом призвания является стойкая профессиональная склонность в виде ведущего интереса, центральной потребности и постоянно действующей цели. В этом отношение учебные заведения, в которых готовят специалистов сферы туризма, все больше завоевывают признание и авторитет, составляя конкуренцию другим специализациям. Это связано с тем, что туризм - явление относительно новое, неизведанное, в некотором роде необычное, очень разноплановое, поэтому каждый может реализовать в нем себя наилучшим образом.

Взаимодетерминация стойкого ведущего интереса .личности студента, его центральной духовной потребности и постоянно действующей цели обусловливается действием принципа индивидуализации обучения, который приобрел особое значение при подготовке специалистов сферы туризма на современном этапе. Во многих учебных заведениях туристского профиля разрабатываются индивидуальные программы и учебные планы для привлечения студентов к новым специализациям, что является результатом гибкости системы туристского образования и относительной самостоятельности учебных заведений, готовящих специалистов сферы туризма.

В учебных заведениях туристского профиля большое внимание уделяется определению профессионального призвания, так как эта сфера может предложить широкий круг специализаций на любой вкус для удовлетворения познавательных потребностей любого студента. Критерием определения истинности или ошибочности в выборе профессионального призвания служит непосредственная практика в выбранной профессиональной деятельности. Под адекватностью выбора профессии имеется в виду:

- оптимальное соответствие выбранной профессии интересам общества;

- реальная возможность воплощения в действительность стойкой склонности к определенной разновидности труда;

- обозначенная адекватность предусматривает определение такого вида деятельности, где максимально могут раскрыться способности личности.

То есть правильность или ошибочность выбора профессии зависит главным образом от сочетания трех факторов:

- учет или игнорирование общественных интересов;

- наличие или отсутствие стойкой склонности к конкретной разновидности труда в виде ведущего интереса, центральной духовной потребности, постоянной цели;

- соответствия или несоответствия способностей и методично-физиологичных характеристик личности объективным требованиям труда в профессии.

Информационная стадия. Эта стадия профессиональной подготовки осуществляется путем получения информации обо всем объеме способов, которые необходимы для достижения цели. В основу исследования включается проработка и овладение профессиональным мышлением как социальным типом духовной деятельности современных и будущих специалистов, что определяется принципом формирования познавательных, оцениваемых и практических действий. Особенность этого способа состоит в ориентации субъекта на объективность, обобщенность и производительность. Дидактическим способом, который предопределяет технологию профессионального действия с логикой профессионального мышления на занятиях в высшей школе служит принцип научности обучения. В формировании каждой профессии отражается реализация потребностей каждой эпохи.

На современном этапе развития общества все больше потребностей возникает в сфере диалога культур, коммуникативного общения народов, главным способом реализации которых является туризм, как феноменальное явление мира в период глобализации. В развитии потребностей активную роль играет мировоззрение, которое вырабатывает систему ценностей - оценок значимости для человека тех или иных явлений объективной реальности. Дидактическим способом, который предопределяет взаимодетерминацию истинности и ценности в учебной деятельности служит осуществление принципа систематичности и последовательности обучения.

Идеально-продуктивная стадия. Стадия достижения цели в идеальной форме. Идеально-продуктивная стадия учебной деятельности в высшей школе является этапом проработки структуры учебных занятий, что предопределяет системность приобретенных знаний. Дидактический способ взаимодетерминации таких структурных проявлений интереса, как осуществление жизни в соответствии с действующими объективными закономерностями, а также развитие общественных условий жизни, обусловливается применением в учебной деятельности принципа сознательной учебно-познавательной активности участников занятий. Специфическим условием самоутверждения личности в составе студенческой академической группы является возможность осуществления межличностной обратной связи. В стратегиях предоставления и принятия обратной связи отражается уровень развития самоконтроля личности [22].

Объективационная стадия. Стадия опредметчивания идеальных результатов в предметных формах духовной культуры. Когда продукты исследуемой деятельности определяются иными субъектами, тогда исследуемая деятельность с детерминированного процесса превращается в фактор детерминации общественной жизни. Оценка духовного продукта, получение его исполнителем положительного или отрицательного опыта является звеном взаимосвязи между циклами духовно-производственной деятельности. Этот процесс представляет собой коммуникативно-творческий этап преподавательской работы. Успешному решению проблемы воспитания творческой личности в специалисте сферы туризма служит целесообразное и систематическое применение таких мощных дидактических способов, которыми являются проблемные учебные творческие задачи. Процесс активизации познавательной деятельности студентов, который включает в себя применение учебных проблемных творческих задач, оказывает содействие созиданию предпосылок для психического развития личности и постоянного усовершенствования структуры познавательной активности - мотивационных и взаимодетерминационно-содержательно-процессуальных компонентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.