Рефераты. Подготовка специалистов сферы туризма

- они регулируются такими нормативными документами, как "Акт об образовании в целях укрепления экономической безопасности", "Laws for Education. US Department of Education, Wash., D. С 1990", "Америка в 2000 г.: стратегия образования" (1991), программная концепция приоритетных целей образования Национальной ассоциации губернаторов США "Цели 2000: достижение национальных целей образования" (1991);

- стандарт рассматривается как совокупность конечных и сопутствующих целей (в области реформы образования);

- стандарт предусматривает достижение фиксированных показателей;

- выпускные экзамены проводятся в конце каждого уровня образования;

- имеет место интерпретация учебного плана как общей усредненной картины по стране;

- осуществляется фундаментализация главных академических предметов с установкой на недопустимость их ускоренного изучения;

- устраняются проявления бессистемности, дискретности, случайного подбора предметов, эклектичности;

- на элективные курсы отводится 25-30 % объема времени;

- предусматривается обязательность математики и одного из предметов естествознания для будущих гуманитариев, равно как иностранного языка и одного предмета общественных наук для будущего математика/физика;

- предусматривается изменение подхода к дифференциации, на I и II уровнях по 15 СЕВ - единая учебная академическая подготовка [32].

В Великобритании образовательные стандарты разрабатываются и функционируют на основе правительственного документа "Национальный учебный план" (National Curriculum) - NC, созданного на неконкурсной, неконкурентной основе (1987) и вводившегося поэтапно (1991-1995), и "Закона об образовании" (1988) [15]. Особенности английских образовательных стандартов:

- NC включает 10 учебных предметов, в том числе 3 дисциплины, образующие ядро программы - (foundation subjects), и выступает как широкий и сбалансированный единый учебный план;

- стандарт предусматривает наличие продвинутых целей и уровней для поступления в университет;

- распределение времени между предметами осуществляется по усмотрению учебного заведения;

- стандарт предусматривает: объем времени, отводимого на государственный учебный план, должен составлять 70-75 %;

- стандарт обеспечивает непрерывность и преемственность образования посредством поэтапного построения курсов и регулярного контроля уровней обученности;

- стандарт определяет количество разделов и их содержание для каждого этапа;

- стандарт предусматривает возможность вариативности и дифференциации обучения (разным предметам - разные подходы) путем выделения "основных" (Core Study Units) и дополнительных (Supplementary Units) разделов;

- стандарт обеспечивает выбор - в качестве точного адресата стандарта - учащегося;

- стандарт предусматривает обязательное овладение одним из 19-ти иностранных языков, дифференцированным по двум группам: а) языки стран ЕС; б) языки иных государств;

- стандарт вводит оценочные средства и технологии;

- стандарт вводит приоритетность в NC учебных дисциплин гуманитарной направленности (6 из 10).

Объектами стандартизации профессионального образования Великобритании выступают:

- учебные планы (контроль над учебными планами);

- работа образовательного учреждения в рамках государственной программы;

- экзаменационные требования. Уровни квалификации. Профессиональное образование Великобритании находится в ведении Министерства образования и науки, а также Министерства занятости.

Профессиональное образование Федеративной Республики Германии регулируется рядом законов. Объектами стандартизации выступают:

- Структура профессионального образования.

- Основы профессионального образования.

- Классификатор профессий.

- Продолжительность подготовки.

- Требования к знаниям и умениям.

К особенностям национальных стандартов профессионального образования Германии следует отнести:

- наличие стандартных комплексов учебно-программной документации по отдельным группам профессий (инструкция о структуре профессий, каталог старых и новых профессий, описание профессий, учебные планы, механизм проведения экзаменов);

- контрольные функции за ходом профессионального образования остаются за торгово-промышленными палатам. Стандартизация профессионального образования во Франции регулируется "Законом об ученичестве" и "Законом о децентрализации образования". В качестве объектов стандартизации выступают: учебные программы; сертификаты; квалификации; требования к экзаменам; контрольные задания (600 типовых работ) и межминистерские наблюдения за профессиональным становлением выпускников. Особенностями национальных стандартов профессионального образования Франции являются:

- взаимодействие с промышленными кругами;

- изучение профессиональными консультативными комиссиями эволюции профессий и условий труда;

- контрольные функции департаментских подкомиссий профессиональной подготовки кадров.

Профессиональное образование во Франции находится (с различными уровнями компетенции) в ведении Министерства народного образования, Межправительственного консультативного комитета (CIC), ряда полуправительственных организаций.

Профессиональное образование в Японии регулируется такими нормативными актами, как "Закон о профессиональном образовании" (1969), поправкой к Закону 1985 г., документом Министерства труда "Нормативы образования". В качестве объектов стандартизации профессионального образования выступают в Японии: требования приема; содержание учебного плана; продолжительность обучения; общий объем учебного времени; пособия и обучающие средства. Особенностями национальных стандартов профессионального образования Японии являются:

- унификация учебных программ вне зависимости от ведомственной подчиненности учебного заведения;

- расширение профиля подготовки;

- соответствие профессионального образования установленным нормам;

- введение минимальных типовых требований и типовых программ;

- проведение квалификационных экзаменов специальными ассоциациями;

- курирование в пределах своей компетенции профессионального образования со стороны Министерства образования и Министерства труда;

- введение программы с большой общеобразовательной направленностью Министерством образования [4]. Напряженная динамика генезиса образовательного стандарта как в странах с сильно выраженной централизацией в образовании, так и в государствах с доминированием либерально-рыночных или федеративных форм регулирования образования, свидетельствует о следующем: в западной практике стандарт появляется как способ преодоления чрезмерных (угрожающих) степеней децентрализации, плюрализма и вариативности, равно как и реакция на такие тенденции в образовании, экономике и на рынках труда, как глобализация и интернационализация.

В Российской Федерации рождение законодательной нормы "Государственный образовательный стандарт" означает попытку построить образование в новых условиях, на новых (хотя и противоречивых) основаниях: децентрализации и регионализации; академических свобод и автономности учебных заведений; плюрализма в образовании; приоритета личностной ориентации; сохранения единства образовательного и культурного пространства. Непрерывное образование, трактуемое как средство оптимизации интересов личности, общества и государства в условиях возрастания динамики социально-экономической и политической среды, востребовало обновление правовых, методологических, организационных и институциональных форм и способов своего конструирования. Совершенствование подготовки специалистов - задача, конечно, весьма традиционная. Однако научно-техническая революция создала новые проблемы. Сложившиеся к 50-м годам ХХ века методы обучения стали тормозом, поскольку игнорировали резкое возрастание объема и глубины знаний, которые необходимо преподнести учащимся.

Немалую долю научной литературы в этой области составляют публикации, в которых подходы к решению проблем подготовки обсуждаются в связи с моделью специалиста. Моделированию подвергались почти все элементы системы высшего образования: учебные планы, программы, учебная работа студентов, деятельность преподавателей, личность и психологические качества специалистов, их знания, навыки и умения, трудовая деятельность специалистов вообще. При этом использовался целый спектр методов, включая логико-гносеологический, экспертный, графологический, эмпирический, методы программно-целевого конструирования.

Начиная с 1982 г., Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования России публикует квалификационные характеристики разных специальностей. Это означает переход к массовому, поточному, стандартизированному производству моделей специалистов.

В развитии туристского образования главное место занимает профессиография - технология изучения требований, какие ставит профессия в сфере туризма к личностным качествам, психолого-физическим способностям человека. Эта технология используется с целью обработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций относительно обеспечения взаимоответственности человека и профессии. Профессиография обеспечивает постановку практических задач и организацию их решения с целью оптимизации и повышения эффективности профессионального труда.

Профессиография в туристской деятельности охватывает разные стороны деятельности в сфере туризма - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, педагогические, психологические, психофизические и социально-психологические.

Необходимо обратить внимание на условие обязательной разработки и утверждения одновременно с квалификационными характеристиками средств комплексной диагностики. С одной стороны - позиция А. П. Валицкой и И.А. Колесниковой, воспринимающих государственные образовательные стандарты как порождение господствующей в современном российском обществе технократической парадигмы, как стремление к подавлению, унификации человеческой индивидуальности. Ими подчеркивается, что в гуманитарной образовательной парадигме меняется понимание стандарта как образца, эталона, модели. Оно соотносимо, скорее, с условиями, которые могут быть созданы образовательной системой для обеспечения нормального развития (обучения, воспитания) человека в соответствии с его природой (например, наличие спектра образовательных услуг, финансово-экономической базы, соответствующего кадрового состава, психологически комфортного климата, объема содержания и др.). Поскольку любая педагогическая система состоит из элементов, формулирующих дидактическую задачу, и элементов, описывающих дидактические процессы как средство решения этой задачи, то и суть стандартизации в образовании состоит из двух аспектов.

1. Дидактическая задача. Ее формулировка осуществляется путем раскрытия трех элементов педагогической системы: студенты, цель обучения (образования), структура содержания обучения (образования).

2. Цель обучения (образования).

С этих позиций стандарт понимается не как перечень знаний, навыков и умений, которые обучаемый должен приобрести к определенному моменту времени, а как некий общий ориентир для самооценки возможности войти в ту или иную социально-образовательную нишу. С другой стороны - позиция В. П. Бес-палько, жестко ориентированная на диагностируемый, нормативный подход к роли, структуре и содержанию образовательного стандарта. Он считает, что "под стандартом образования нужно понимать диагностическое описание обязательных минимальных требований к отдельным сторонам образования или образования в целом, удовлетворяющего следующим условиям:

- оно применимо к вполне определенному педагогически обоснованному образовательному феномену (качеству личности, содержанию учебного предмета, качеству усвоения и т. д.), легко вычленяемому из общей структуры образования и обладающему определенной ценностью;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.