Введение
За последние годы борьба на рынке труда за высококвалифицированные кадры и потенциально успешных новичков возросла в несколько раз. И как результат, все уважающие себя компании начали задумываться о количестве уволившихся сотрудников, обращая особое внимание на формулировку "по собственному желанию" и причины, вызвавшие этот уход. Как правило, результаты шокируют высший менеджмент компаний. Все чаще "ушедшие" сотрудники называют ведущим фактором, влияющим на начало поиска ими работы, не банальное материальное благополучие, а снижение своей деловой активности из-за невозможности реализовать карьерные потребности в условиях компании.
Деловая активность всего рабочего коллектива, являясь совокупностью индивидуальных активностей, прямо зависит от проявления активности каждым сотрудником. Соответственно, для создания эффективной рабочей группы необходимо некоторое соединение и удачное сочетание карьерных установок каждого работника. Активность сотрудника зависит непосредственно от его карьерных устремлений, от поставленных перед ним деловых целей и задач, от того, какое "место под солнцем" он для себя определяет. Любой наемный сотрудник планирует свое будущее в конкретной организации, основываясь на своих потребностях и учитывая сложившиеся социально-экономические условия в данной компании. В то же время возможности реализации карьерного роста сотрудником на этапах становления организации и формирования команды - разные. Руководитель в процессе управления подразделениями имеет выбор: либо строить взаимодействие с учетом уровня командного и карьерного развития трудового коллектива, либо навязывать коллективу нечто свое. В последнем случае сотрудники не будут адекватны ожиданиям руководителя, не произойдет и объединения стратегии фирмы и стратегии работников. А отсюда - и все вытекающие последствия: рассогласование целей, снижение заинтересованности в результатах труда и достижении поставленных целей, спад лояльности сотрудников к руководству и компании в целом. Одним из важнейших элементов системы управления персоналом на предприятии является оценка персонала. Оценка персонала позволяет оценить его качество с точки зрения соответствия его целям бизнеса и стратегии предприятия. Основной вопрос любой оценки - установление ее показателей, позволяющих определить соответствие работников предъявляемым требованиям. При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на три следующие группы:
• результативность труда;
• профессиональное поведение;
• личностные качества.
Под результативностью труда понимаются способности и/или желание выполнять общие функции управления как по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению к самому себе: планирование деятельности, организация и регулирование процесса, учет и контроль хода работы.
Показатели профессионального поведения охватывают следующие стороны деятельности: сотрудничество и коллективизм в работе, самостоятельность в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или дополнительной нагрузки.
Личностные качества показывают индивидуальные способности работника, отличающие его от других работников: квалификационный потенциал, образовательный потенциал, психофизиологический потенциал, нравственный потенциал, творческий потенциал, коммуникативный потенциал.
Целью данной курсовой работы, является оценить работу кадров управления, выделить критерии и показатели эффективности управленческого труда.
Объектом изучения данной проблемы является хозяйство ОАО «Ильино-Заборское» Семеновского района.
Курсовая работа выполнена с использованием таких методов как метод детерминированного факторного анализа, графический метод, экономико-статистический, расчетно-конструктивный и монографический методы. Для написания работы была использована учебная литература 1992-2007 гг.., периодические издания, бухгалтерская отчетность ОАО «Ильино-Заборское» 2005-2008 гг..
1. Оценка работников в системе управления персоналом
Сущность оценки деятельности работника
Оценка деятельности работников – специфичная форма обратной связи, применимая в организации. В организационной среде людям свойственно неформальным образом оценивать деятельность подчиненных , руководителей, коллег, а также выполнение своих собственных функциональных обязанностей. Применение же формализованной процедуры оценки рассматривается как с позиции возможности, так и необходимости. Возможность обусловлена организацией труда работников, структурированием выполняемых ими задач, мерой ответственности на каждом рабочем месте, что является исходной базой для установления стандартов рабочего поведения, уровня деятельности и критериев ее оценки. Необходимость продиктована потребностью в информации о выполнении рабочих обязанностей, результативности труда персонала в целях эффективного управления человеческими ресурсами организации.
Оценка деятельности работников – знакомый и одновременно незнакомый термин для отечественных ученных и практиков. Сложность ситуации заключается в том, что до недавнего времени само понятие «оценка деятельности работников» входило скорее в разряд экономических, а не управленческих категорий, поскольку оценка не рассматривалась в качестве одного из существующих инструментов управления рабочим поведением, деятельностью персонала. В это связи сегодня приходится говорить как бы заново открывать сущность этого понятия, наполняя термин новым смысловым содержанием. Предварительно обоснуем выбор данной категории из множества других, имеющих параллельное хождение с ней и обозначающих в сущности одно и то же, а также выясним соответствие между отечественной и зарубежной терминологией.
Эквивалентом понятию «оценка деятельности работников» в английском языке является понятие «performance appraisal» , дословный перевод которого на русский язык означает «оценка исполнения», «оценка действий». Свобода в выборе интерпретации английского термина приводит к разнообразным его трактовкам.
С.И. Самыгин и Л.Д. Столяренко [18] предлагают в качестве аналога «performance appraisal» понятие «формальная оценка совершенной деятельности». Ю.А. Надольский [14] – «оценка служебной деятельности», Г.В. Щекин – «оценка трудовой деятельности работников» [21], А.Р. Алавердов – «оценка деятельности персонала (сотрудников)» [1]. Наиболее обоснованным видится применение термина «оценка деятельности работников». Во-первых, формальный характер оценки, то есть официально установленная процедура ее проведения в организации, предполагается изначально и, следовательно, не требуется дополнительного уточнения этого факта. Во-вторых, ориентация на оценку именно выполняемой работы, анне какой-либо иной деятельности в организации, само собой подразумевается. В-третьих, термин «оценка деятельности работников» конкретизует представление о носителе деятельности (которым является работник), что совпадает с точкой зрения Г.В. Щекина и А.Р. Алавердова. И, в-четвертых, что самое главное, этот термин более соответствует современному содержанию оценки, исключая противоречия, возникающие в результате расхождения в значении категории и ее сущности, поскольку сегодня процесс оценки далеко не ограничивается анализом совершенной в прошлом деятельности – это скорее «взгляд» в будущее в целях улучшения работы.
Упоминание о неадекватности смыслового значения и сущности категории связано и с другой немаловажной причиной. Так, в отечественной и зарубежной научной литературе, наряду с рассмотренными, фигурируют также понятия «оценка персонала» «оценка работников». Хотя между этими категориями зачастую ставят знак «равенства», и они рассматриваются как синонимы, чаще, особенно в зарубежных публикациях, используют понятие «оценка деятельности работников», подчеркивая тем самым, что объектом оценки являются прежде всего не сами работники, наделенные потенциальными деловыми качествами, а именно их деятельность.
Попытка российских ученых дать современную трактовку определению «оценка деятельности работников» оказалась не совсем удачной. По мнению С.И. Самыгина и Л.Д. Столяренко, оценка деятельности работников (или «формальная оценка совершенной деятельности» в их интерпретации) является процессом, включающим определение следующих моментов, касающихся отношения сотрудника к данной организации:
· оценка выполнения сотрудником свое работы;
· коммуникационный аспект по поводу оценки;
· программа усовершенствования управления.
Объективно проведенный процесс оценки деятельности не только дает возможность сотруднику получить верное представление о том, как была оценена проделанная им работа, но и в значительной степени влияет не его мотивацию при выполнении последующих задач [18, с.246-247].
История развития оценки деятельности демонстрирует расширение ее целевого назначения. С течением времени оценка постепенно стала выступать в организации не только как форма контроля (классический менеджмент), но и как эффективный механизм персонифицированного управления деятельностью, развития персонала (современный менеджмент).
За последние годы российские руководители и специалисты освоили много современных управленческих методов и приемов, однако остаются еще области, однозначное отношение к которым не сформировалось. Рыночная экономика образует достаточно жесткую конкурентную среду для деятельности предприятий. Эта жесткость определяется тем, что одним из основных законов рынка являются закон спроса на труд, товары и услуги и закон их предложения. В условиях чистой конкуренции, когда на рынке товаров и услуг действуют много предприятий, контроль с их стороны за ценой отсутствует, сама продукция и услуги стандартизированы, потребителям безразлично, у кого приобретать товары или получать услуги. На таком рынке успеха добиваются те предприятия, которым удается обеспечить низкие – ниже средних – издержки производства. Это достигается с использованием разных факторов эффективности, среди которых существенное место занимает организация труда. Вопрос об организации труда в условиях рыночной экономики рассматривается с различных точек зрения.
По мнению Маслова Е.В., организация труда – это система научно обоснованных мероприятий, направленных для обеспечения условий для оптимального функционирования рабочей силы, способствующих достижению наивысшей результативности трудовой деятельности, развитию производства интенсивным путем [12, с.357]. Водяников В.Т. под организацией труда понимает непрерывный процесс внесения в существующие трудовые процессы разработанных наукой усовершенствований, позволяющих более эффективно использовать средства труда и рабочую силу, повышающих производительность труда и эффективность производства. Сущность организации труда, по его мнению, заключается во взаимодействии человека с другими основными элементами производственного процесса, которое предполагает постоянный поиск и соблюдение количественных и качественных пропорций между рабочей силой, средствами и предметами труда в целях устранения непроизводственных потерь [5, с.105]. Туровец О.Г. отмечает, что важнейшим признаком совершенной организации трудовых и производственных процессов в условиях рыночных экономических отношений может служить устойчивое платежеспособное положение предприятий, обеспечивающих не только производство и продажу продукции, но и дальнейшее развитие трудового и производственного потенциала. Это означает, что организация труда как целенаправленная деятельность людей должна стать на отечественных предприятиях основой цивилизованных рыночных отношений. Чем совершеннее будет организация труда на предприятиях, тем выше будут его результаты [19, с. 348].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8