Многие компании внимательно изучают документы, предоставляемые кандидатами. В ряде случаев нестыковка в информации, полученной от работника в ходе интервью, противоречит содержанию резюме и информации в стандартных документах. Иногда настораживают грязные документы, зачеркивания, неаккуратные записи.
Важным направлением обеспечения безопасности компании является проверка рекомендаций, представленных работником. Ниже приведены некоторые советы, которые могут быть полезны при решении этой задачи.
1.7 Проверка рекомендаций
Рекомендации имеют смысл, когда информация, содержащаяся в них, имеет отношение к работе. Запрашиваемая информация должна относиться к знаниям, умениям и навыкам или другим характеристикам кандидата, необходимым для успешного выполнения работы. Акцент следует ставить на те характеристики, которые отличают эффективных работников от неэффективных.
Проверка рекомендаций должна быть справедливой и валидной. Если система проверки рекомендаций несправедливо дискриминирует какую-либо группу или не имеет отношения к успешности выполнения работы, следует изменить эту систему или отказаться от нее. Без этого проверка рекомендаций будет не только юридически неправомерна, но и поставит под сомнение способность организации отбирать компетентных работников.
При проверке рекомендаций следует опираться на объективную информацию (биографическую или наблюдения за поведением кандидата), а не на субъективную (например, экспертная оценка личностных качеств).
У кандидатов следует запрашивать письменное разрешение на контакт с теми лицами, которые дали им рекомендации. При контакте с лицом, давшим рекомендацию, следует выяснять, как долго он (она) знает рекомендуемого и какую должность он (она) занимает. Эта информация может оказаться полезной для определения обоснованности, достоверности и валидности информации, указанной в рекомендательном письме, и выяснения того, имеет ли человек, давший рекомендацию, соответствующие полномочия на это. Люди, производящие проверку рекомендации по телефону или в личных контактах, должны пройти соответствующее обучение тому, как проводить собеседование (интервью) с лицом, давшим рекомендацию.
Необходима соответствующая подготовка, чтобы знать, как правильно формулировать вопросы и как записывать полученную информацию, чтобы повысить ее объективность.
Вся информация, полученная в результате проверки рекомендаций, должна фиксироваться в письменном виде.
Если кандидат представил рекомендации, но эта информация не поддается проверке, попросите у кандидата дополнительные рекомендации. Зачисление в штат кандидата, не прошедшего полной проверки рекомендаций, — дело достаточно рискованное.
Проверяйте всю информацию, приведенную в форме “Сведения о кандидате” и в резюме. В частности, следует проверять информацию из школы, которую закончил кандидат (подтверждение наличия грамот, медалей за успеваемость), института (наличие красного диплома) и с прежних мест работы (правильность указанных сроков работы, наименование занимаемой должности, исполняемые обязанности). Если при проверке обнаруживаются какие-то расхождения — это сигнал к тому, что здесь требуется особое внимание.
Используйте негативную информацию осторожно. Негативная информация, полученная в ходе проверки рекомендаций, часто служит основанием для отказа кандидату. До того как использовать полученную негативную информацию, следует подтвердить ее точность через другие источники. Кроме того, решения, принимаемые по разным кандидатам, должны быть последовательными (т.е. на основе сходной информации должны приниматься сходные решения).
Обращение к специализированным фирмам, проверяющим безопасность (в основном на наличие криминального прошлого) на коммерческой основе
Иногда проверку работников на предмет их связи с криминальными структурами, наличие судимостей и т.п. компании-заказчики просят провести рекрутинговую фирму. Часто компанию-заказчика интересует благонадежность кандидата с точки зрения отсутствия в прошлом опыте случаев неаккуратного обращения с материальными ценностями компании, разглашения конфиденциальной информации, возникновения внутренних и внешних конфликтов. Раз в год большинство рекрутинговых агентств обновляют свои базы данных. Это позволяет длительное время наблюдать деловую карьеру конкретных людей, дает хорошую обратную связь о действенности используемых агентством методов работы с кандидатами и с организациями-работодателями. При отборе кандидатов на позиции в высшем руководстве встает задача не только проверить сведения, представленные кандидатом, но и собрать о нем дополнительную информацию по доступным каналам. Сбор информации из разных источников (начальник, бывшие подчиненные, супруг/супруга, друзья, родители, соседи) позволяет составить достаточно полное впечатление о человеке.
Иногда человек проявляет свою ненадежность уже на стадии собеседования — сообщает излишнюю информацию с последнего места работы, фамилии, зарплату работников, их рабочие функции и др. Собеседование часто позволяет выявить скрываемые человеком мотивы, цели, которые стоят за его стремлением устроиться работать в компании.
Так, Елена Котельникова, руководитель клуба HR при Центре обучения персонала организаций, рассказала нам случай, когда человек, представляющий интересы конкурирующей фирмы, намеревался устроиться работать в компанию через рекрутинговое агентство. При проведении собеседования оказалось возможным выявить определенные противоречия в мотивации и установках этого кандидата, связанных с намерением работать в компании. Подозрение о наличии у него скрываемых мотивов позволило вовремя исключить его из числа соискателей.
Многие компании при заполнении вакансий в высшем руководстве избегают называть себя при рекламе в средствах массовой информации, просят рекрутинговые агентства не открывать до конца название компании, которая ищет кандидатов для заполнения имеющихся вакансий. Это важно, так как нельзя допустить утечку информации, которая может показать конкурентам, клиентам или партнерам, что в компании в высшем руководстве отсутствуют ключевые фигуры.
Ошибки при отборе, чреватые угрозой безопасности компании, часто связаны с недостаточной квалификацией работников, занимающихся отбором. Елена Котельникова считает, совершенно необходимым, чтобы специалисты, занимающиеся отбором, проходили специальное обучение, чтобы они расширяли свое представление о методах этой работы и формах ее организации.
При отборе следует отдавать себе отчет, что и соискатели тоже готовятся. Они становятся все более и более подготовленными, а значит — все выше должен быть уровень профессионализма тех людей, которые занимаются отбором.
2. Топ-менеджеры на современном рынке
Основная тенденция сегодняшнего рынка труда — его растущая профессионализация. Это касается прежде всего управления: руководители стремятся построить в своих компаниях хорошо отлаженные и четко функционирующие внутренние системы. Все более очевидно, что заканчивается время бурного роста рынка, а значит, уходят возможности «быстрых и легких» денег и организации переходят к следующему этапу своей жизнедеятельности — развитию и профессионализации. Таким образом, сегодняшнему бизнесу нужны руководители, которые умеют строить профессиональные компании, налаживать процессы управления.
Можно утверждать, что знание менеджмента играет преимущественную роль по сравнению со сведениями об отраслевой специфике, — это становится тенденцией. Несмотря на частое желание владельцев компаний видеть в качестве топ-менеджера человека, хорошо разбирающегося в сфере деятельности фирмы, все больше внимания сегодня уделяется управленческим навыкам и талантам руководителя. Развитие рынка и увеличение конкуренции также становятся причинами того, что чаще предъявляются требования к профессиональным компетенциям начальников, нежели к знанию специфики отрасли.
Идеальный и наиболее востребованный руководитель сегодня — это человек, который помимо базового образования (как правило, технического или экономического) имеет степень MBA, опыт работы в российских (и зарубежных) компаниях и знание западных технологий ведения бизнеса.
Отмечается также увеличение значения и глобальности задач организаций, ввиду чего более востребованными становятся топ-менеджеры, умеющие управлять масштабным бизнесом. Это связано с тем, что собственники все чаще передают руководство своими фирмами в руки профессионалов. В 2004 г. было несколько примеров того, как предприятия теряли лидирующие позиции по мере своего укрупнения, переживая так называемые «болезни роста». Парадоксально, что это происходило на пике развития и компании, и рынка. Необходимость усиления менеджмента становится основным конкурентным преимуществом. Владельцы фирм начинают понимать, что без профессионального управления соперничать сегодня невозможно.
2.1 Дефицит квалифицированных руководителей
Высокий спрос на сильных руководителей обусловил дефицит квалифицированных управленцев по всем направлениям. Это ведет к тому, что увеличивается их заработная плата, а также растет разрыв между ожиданиями кандидатов относительно условий их деятельности, компенсационного пакета и предложениями работодателей.
Прошли времена, когда решение о найме того или иного претендента принимал лишь владелец фирмы, кандидаты теперь сами придирчиво выбирают работодателей. Следствием этой тенденции стало то, что компании начинают самостоятельно «выращивать» собственных топ-менеджеров. Все большую значимость приобретают корпоративные центры развития карьеры, в которых готовятся специалисты, пополняющие кадровый резерв.
2.2 Москва и регионы: миграция руководителей
Ответить на вопрос: «Куда больше едут руководители — из регионов в Москву или наоборот?» — сложно, поскольку их активное перемещение прослеживается в обе стороны.
Из столицы они, как правило, едут на промышленные предприятия. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, найти хороших управленцев на местах довольно затруднительно, потому что стоящие кадры либо давно переселились в первопрестольную, либо работают в хороших организациях на местах и уходить не собираются. Во-вторых, московские руководители, как правило, лучше образованы и обладают большим опытом; их приезд в регион имеет много плюсов: свежий взгляд, новые решения многих наболевших проблем, отсутствие связей с местными «влиятельными» лицами.
Чаще всего столичных топ-менеджеров приглашают туда, где необходима реструктуризация предприятия, введение новой системы управления, отладка всех процессов работы в изменившихся экономических условиях. Проект по «подъему» организации длится от года до трех лет, и после того, как компания полностью модернизируется, отстроится, наладится деятельность всех подразделений, руководитель возвращается в Москву.
Мотивация топ-менеджера на выезд в регион может быть разной: амбициозная задача, решать которую интересно и престижно; хороший доход (за работу в другом городе к имеющемуся окладу добавляется 20-30%, плюс бонус за достижение поставленной цели); конкуренция в регионах невысокая, и приехавший руководитель скорее всего будет пользоваться авторитетом, что льстит амбициям и отвечает стремлению быть первым.
Регионы становятся более привлекательными для российских фирм: на рынке Москвы существует жесткая конкуренция, в других же городах открываются иные возможности для бизнеса. Это означает, что управленцы в регионах будут востребованы все больше.
В главный город страны специалисты едут за новыми возможностями профессионального, карьерного и материального роста. Начальников, работавших на крупных местных предприятиях, в столице ценят за трудолюбие, умение и желание много работать и меньшие по сравнению с присущими москвичам амбиции и запросы. Поэтому многие компании, филиалы которых расположены по всей России, предпочитают на руководящие посты в головном офисе продвигать руководителей из регионов. Соответствующим образом строится кадровая политика, разрабатываются специальные программы развития, обучения, планирования карьеры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7