Рефераты. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и пути ее повышения (на примере ОАО "Продсервис")

Рабочее время лиц, работающих по найму, регулируется трудовым законодательством, в соответствии с которым продолжительность нормальной рабочей недели составляет 40 ч, а для несовершеннолетних и лиц, работающих в тяжелых условиях, — 36 ч в неделю. Для некоторых категорий работников, занятых на особо тяжелых работах, устанавливается менее продолжительная рабочая неделя [13, с.89].

При учете рабочего времени основными единицами являются человеко-час и человеко-день. На практике применяются и более крупные единицы времени, такие, как человеко-месяц и человеко-год, но они эквивалентны показателям среднесписочного числа работников за соответствующие периоды.

Отработанным человеко-часом является 1 час работы работника на своем рабочем месте. Отработанным человеко-днем считается явка работника на работу и тот факт, что он приступил к работе независимо от продолжительности рабочего времени.

Время, теоретически предназначенное для работы, состоит из фактически отработанного рабочего времени в течение нормального периода работы (урочное время) и рабочего времени, не использованного в течение периода [14, с.362].

Реально отработанное время должно включать:

а) часы, фактически отработанные в течение нормального периода работы;

б) время, отработанное сверх нормального периода работы и обычно оплачиваемое поставкам, превышающим нормальные ставки (сверхурочные часы работы);

в) время, затраченное на рабочем месте на такие виды работ, как подготовка рабочего места, ремонт, уход и подготовка оборудования, заполнение квитанций, карточек, накладных;

г) часы, проведенные на рабочем месте во время простоев по причинам временного отсутствия работы, остановки оборудования, несчастного случая, или время, проведенное на рабочем месте, в течение которого не было произведено никакой работы, но за которое была произведена оплата на основе контракта о найме;

д) время на короткие периоды отдыха на рабочем месте, включая перерыв на чай.

Следует отметить, что согласно международному стандарту фактически отработанное время включает:

- во-первых, время простоев, когда работник находился на рабочем месте, но не работал по разнообразным техническим или технологическим причинам. Время простоев означает потерю рабочего времени в случае присутствия работника на рабочем месте. Оно не включается в фактически отработанное время. Целодневные простои (т. е. когда работник явился на работу, но по разнообразным причинам технического либо технологического характера не приступал к работе) не учитываются в составе отработанного времени при подсчете фондов времени как в человеко-днях, так и в человеко-часах. Внутрисменные простои, когда работник не работал только часть рабочего дня, не учитываются при определении фондов времени в человеко-часах;

- во-вторых, сверхурочное время. Поскольку это время, которое отработано сверх времени, теоретически предназначенного для работы, то оно должно всегда учитываться отдельно. Следует обратить внимание и на тот факт, что сверхурочным временем является не любое время, которое отработано в данном периоде сверх нормально установленной продолжительности рабочей недели (либо рабочего месяца). В настоящее время распространены графики гибкой работы, согласно которым работник по своему усмотрению может (в определенных лимитах) варьировать продолжительностью рабочего дня, недели, месяца. В этих условиях переработка сверх установленного законом либо трудовым соглашением рабочего времени в одном периоде компенсируется свободным временем в другом периоде или наоборот.

Рабочее время, не использованное в течение периода по уважительным причинам, состоит из неявок по причине болезни, учебных отпусков, выполнения государственных и общественных обязанностей и прочих неявок, предусмотренных законом.

К причинам неиспользования рабочего времени относятся административные отпуска и работа в режиме неполного рабочего дня или неполной рабочей недели по решению администрации, а также трудовые конфликты. Полную информацию о фондах времени и их использовании можно получить из баланса рабочего времени (табл. 1.1).


Таблица 1.1

Баланс рабочего времени

Фонды времени

Использование рабочего времени

1. Календарный фонд времени

2. Праздничные и выходные дни

3. Табельный фонд времени (строка 1 –строка 2)

4. Очередные отпуска

6. Фактически отработанное время

6.1. Фактически отработанное урочное время

6.2. Отработанное сверхурочное время

7. Время, не использованное по уважительным причинам

7.1. Неявки по болезни (включая неявки из-за несчастных случаев на производстве)

7.2. Отпуска по учебе или профессиональной подготовке

7.3. Отпуска по семейным или личным обстоятельствам

7.4. Выполнение государственных обязанностей

7.5. Прочие неявки, предусмотренные законом

8. Административные отпуска

9. Потери рабочего времени

9.1. Неявки с разрешения администрации

9.2. Прогулы

9.3. Целодневные простои

9.4. Внутрисменные простои

10. Прекращение работы по причине трудовых конфликтов

5. Максимально возможный фонд времени

(строка 3 – строка 4)

11. Итого отработанное и неиспользованное по всем причинам рабочее время

(строка 6 + строка 7 + строка 8 + строка 9 + строка 10)

12. В том числе в пределах урочного времени (строка 11 – строка 6.2.)

Источник: [24, с.159]


На уровне предприятия балансы рабочего времени целесообразно составлять ежемесячно [10, с.160]. Детальная классификация направлений неиспользования времени по уважительным причинам и причин потерь рабочего времени позволяет согласовать производственную программу с теми реальными ресурсами рабочего времени, которыми можно располагать, основываясь на данных о структуре использования рабочего времени в тот или иной период.

Таким образом, подводя итог данной главе, необходимо отметить, что трудовые ресурсы объединяют как занятых, так и потенциальных работников Персонал предприятия – все работники списочного состава это предприятия. При расчете потребности предприятия в персонале необходимо обеспечить наиболее рациональное использование трудовых ресурсов, оптимальное соотношение различных категорий персонала, максимально возможное высвобождение работников для использования новых видов деятельности. Расчет потребности в персонале необходимо производить в разрезе категорий работающих. Для характеристики движения работников используются абсолютные и относительные показатели. К основным показателям оценки интенсивности движения трудовых ресурсов относят: коэффициент оборота по приему, коэффициент оборота по выбытию, коэффициент текучести кадров, коэффициент постоянства кадров, коэффициент замещения рабочей силы, коэффициент постоянства состава.

Информационной базой анализа персонала являются данные: бухгалтерского учета, финансовой и статистической отчетности управленческие (оперативные) учетные и внеучетные данные, первичная информация, находящаяся в отделе кадров, бухгалтерские документы, приказы и др. В соответствии с действующим законодательством предприятия сами определяют общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, утверждают штаты. Процесс изучения и анализа эффективности использования персонала на предприятиях состоит из следующих этапов:

- изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям;

- определение и изучение показателей текучести кадров;

- выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и эффективного их использования.


2. Оценка и анализ эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Продсервис»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Продсервис»

Открытое акционерное общество «Продовольственный сервис» г. Гродно создано на основании Решения Гродненского горисполкома от 24 декабря 1997 года № 989 путем преобразования государственного предприятия Гродненский горпищеторг в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Гродненским областным исполнительным комитетом (свидетельство о регистрации от 30 декабря 1997 года № 3929) на основании устава Общества, утвержденного Гродненским горисполкомом 24 декабря 1997 года (с изменениями и дополнениями, зарегистрированными Гродненским горисполкомом 9.12.1998 года №3929/1 и 6.10.1999 года № 3929/2) положения которого со дня государственной регистрации устава утратили силу. Организационная структура управления ОАО «Продсервис» представлена в Приложении А.

Фирменное наименование общества на русском языке: полное - Открытое акционерное общество «Продовольственный сервис» г. Гродно». Место нахождения Общества: г. Гродно, ул. Замковая, 7. Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.

Общество осуществляет следующие виды деятельности: розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями, алкогольными и другими напитками; оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации; оказывает услуги общественного питания; производство хлеба и хлебобулочных изделий; эксплуатация и сдача в наем собственного имущества.

Деятельность, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь, осуществляется только после получения соответствующей лицензии. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Уставный фонд Общества определен в размере 1259424 (один миллион двести пятьдесят девять тысяч четыреста двадцать четыре) тысячи рублей. Уставный фонд может быть в установленном законодательством порядке изменен. Уставный фонд разделен на 349840 простых (голосующих) именных акций, номинальной стоимостью 3600 рублей каждая. Количество акционеров – 299 учредителей.

Управление в Обществе осуществляют общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, директор. Контроль за деятельностью Общества осуществляет ревизионная комиссия (ревизор). Организационная структура управления деятельностью в акционерном обществе приведена в Приложении А.

Порядок распределения прибыли и размеры отчислений в фонды устанавливаются решением собрания акционеров. В 2007 году прибыль предприятия распределялась следующим образом: фонд потребления – 38%, фонд накопления – 55%, выплату дивидендов – 7%. Дивиденды выплачиваются один раз в год через месяц после утверждения годового баланса.

Акционерное общество в своем составе на 01.01.2008 имело 9 продовольственных магазинов, продовольственный склад, оптовый склад №2, стройгруппу, здание по ул.Суворова, 24 (промтоварный магазин), здание по ул.Тимирязева, 27/1 (бывший цех фасовки). Здания по ул. Суворова, 24 и по ул.Тимирязева, 27/1 сдаются в аренду. В апреле 2004 года открыт кондитерский цех по производству мягких и кремовых кондитерских изделий. Из 9-ти розничных торговых предприятий 6 работают по методу самообслуживания. Текущий ремонт производился во всех магазинах Общества.

В табл. 2.1 приведены основные показатели деятельности ОАО «Продсервис» за 2006-2007гг.


Таблица 2.1

Показатели деятельности ОАО «Продсервис» г.Гродно за 2006-2007 гг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.