Рефераты. Оценка безубыточного объема продаж и прибыли предприятия

где    PN – прибыль от продаж;

N – объем производства;

S – себестоимость (затраты).

Если предприятие работает прибыльно, то PN > 0, если убыточно – PN < 0. При PN = 0 у предприятия нет ни прибыли, ни убытка, и выручка от продаж равна себестоимости.

Данное состояние фиксируется в точке критического объема продаж, которая является пограничной точкой двух противоположенных состояний: прибыльности и убыточности хозяйственной деятельности.

Для критической точки справедливо равенство:


N = S или N = SПОСТ + SПЕР,                     (16)


где    SПОСТ – общие постоянные затраты;

SПЕР – общие переменные затраты.

Графическое изображение взаимосвязей показателей объема производства, затрат и прибыли представим на рисунках 6 и 7.

Первый графический способ определения критической точки безубыточности основан на равенстве маржинального дохода и постоянных издержек при достижении порогового значения выручки от продаж. После прохождения точки безубыточности предприятие начнет получать прибыль.

Второй графический способ вычисления порога рентабельности основан на равенстве выручки от продаж и общих издержек при достижении порога рентабельности. Результатом будет пороговое значение физического объема производства [20, с. 19].

При определении границ зон рисков последствий результатов планирования основными элементами модели безубыточности являются:

-          объем реализуемой продукции (Q);

-          цена за единицу продукции (р);

-          переменные затраты на единицу продукции (v);

-          постоянные затраты (FC);

-          переменные затраты (VC = v * Q);

-          выручка от реализации (S = р * Q);

-          маржинальный доход (ВМ = S – VC);

-          маржинальный доход на единицу продукции (BM1 = р – v);

-          прибыль до уплаты процентов и налогов (ПРр = Q (p – v) – FC).

На рисунке 9 представлены зоны рисков последствий результатов планирования. Графически модель безубыточности является двухкоординатной [46, с. 99]:

Линейный график безубыточности представим на рисунке 7.

Из рисунка 7 следует, что площадь нижнего левого треугольника соответствует убыткам предприятия до достижения им порога рентабельности, площадь верхнего правого треугольника – массе прибыли.

Это уравнение является основным для получения необходимых оценок.

1. Расчет критического объема производства:


q кр (zi – siпер) = SПОСТ                                 (18)


Он позволяет найти точку равновесия, или безубыточности, так называемый критический объем продаж – точку, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Величина этих затрат складывается из общей величины постоянных затрат и тех переменных затрат, которые возникают как результат производства продукции, продажа которой должна полностью покрыть себестоимость производства и реализации.

Точка безубыточности (точка равновесия, мертвая точка, критическая точка, порог рентабельности) – ситуация, при которой деятельность предприятия не приносит ни убытков, ни прибыли [31, с. 127].


Рисунок 7 – Представление критической точки безубыточности (второй графический способ)


где    qкp – критический объем производства продукции, единиц изделий;

МДi – маржинальный доход на единицу изделия, руб.

2. Маржинальный доход на весь выпуск представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами или сумму постоянных расходов и прибыли от продаж:


МД = N – SПЕР = PN + SПОСТ,                     (20)


где    МД – маржинальный доход на весь выпуск продукции;

N – объем производства;

SПЕР – общие переменные затраты;

SПОСТ – общие постоянные затраты;

PN – прибыль от продаж.

3. Порог рентабельности (расчет критического объема выручки от продаж).

Если выручку представить как произведение цены продаж единицы изделия (zi) и количества проданных единиц продукции (q), а переменные затраты пересчитать на единицу изделия, то получим развернутое уравнение:


zi * qi = SПОСТ + siпер * q,                             (17)


где    zi – цена единицы изделия;

qi – количество единиц продукции;

SПОСТ – общие постоянные затраты;

siпер – переменные затраты на единицу изделия;

q – объем производства [22, с. 261].

где    ПР – порог рентабельности;

МДi – маржинальный доход на единицу изделия, руб.

zi – цена единицы изделия;

N – объем производства [22, с. 262].

Факторный анализ безубыточности производства проводится с использованием метода цепных подстановок:

– безубыточность производства в базисном периоде:


,                                    (23)


где    S0ПОСТ – общие постоянные затраты в базисном периоде;

МД0 – маржинальный доход базисного года;

N0 – объем производства базисного года.

– безубыточность производства в базисном году при постоянных затратах отчетного периода:


                                              (24)


где    S1ПОСТ – общие постоянные затраты в отчетном периоде.

– безубыточность производства в отчетном периоде:


                                              (29)


где    МД1 – маржинальный доход отчетного периода;

N1 – объем производства отчетного периода.

4. Расчет запаса финансовой прочности (показателя безопасности).

Запас финансовой прочности представляет собой разность между фактическим объемом продаж и критическим объемом продаж, характеризует степень преодоления порогового значения объема производства продукции и реальность получения прибыли от продаж.

Он определяется в стоимостном выражении как разность между ожидаемым и равновесным объемом продаж:


            (26)


либо в процентах от ожидаемого объема продаж:


            (27)


Аналитическое значение методов анализа безубыточности как инструмента планирования прибыли вытекает из следующих положений:

– изменение как цены реализации, так и переменных затрат на единицу

продукции приводит к изменению маржинального дохода и, соответственно, точки равновесия (критического объема производства);

– чем ниже точка равновесия, тем меньше риск ведения бизнеса и тем более безопасно инвестирование при прочих равных условиях;

– высокий показатель безопасности означает низкий операционный риск, поскольку возможный резкий спад в объеме продаж может быть компенсирован, и в таком случае не произойдет убытков;

– для компании, имеющей многономенклатурное производство, структура продаж в целом часто представляется более важной, чем занимаемая доля рынка. Акцент на производство продукции с высоким показателем маржинального дохода способствует достижению максимальной совокупной прибыли фирмы [9, с. 64].

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод.

Методика анализа безубыточности с учетом маржинальной прибыли учитывает взаимосвязь факторов объемов производства, затрат и прибыли. Рассмотренный метод дает возможность оценить последствия рисков результатов планирования. Но при этом дополнительно возникает задача определения предельных значений тех параметров производственной деятельности, которые влияют на положение точки безубыточности и динамику зон риска. Более точный расчет этих факторов обеспечивает высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов деятельности промышленного предприятия.

Анализ безубыточности, или CVP-анализ является эффективным инструментом в процессе принятия решений. Он позволяет проследить взаимосвязь «затраты – объем – прибыль» и оценить объективность управленческих решений по организации продаж, формированию производственной программы, определению будущей цены единицы продукции, выбору поставщиков сырья и материалов и т.д. Основными показателями анализа являются маржинальная прибыль, норма маржинальной прибыли, критическая точка.

Рассмотрев теоретические и методические аспекты оценки безубыточности деятельности предприятия, перейдем к практическому анализу безубыточности деятельности предприятия ООО «Татнефть-Альметьевск-РемСервис» за период 2007–2009 гг.




2 Оценка безубыточности деятельности предприятия

2.1 Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис»

Общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-АльметьевскРемСервис» (далее ООО «ТН – АльмРС») создано в 1973 году.

Юридический адрес: 423490, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Производственная д. 2.

Основной вид деятельности – капитальный ремонт скважин. Основными заказчиками ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» являются: нефтегазодобывающие управления «Альметьевнефть», «Елховнефть», «Ямашнефть», «Заинскнефть», «Нурлатнефть», а также закрытые акционерные общества «Троицкнефть», «Татнефтеотдача», «РИТЭК», «Шешмаойл», «Иделойл», «Гео-логия», общество с ограниченной ответственностью «Нефтересурс», акционерное общество строительно-монтажного предприятия «Нефтегаз», и другие.

В таблице 1 рассмотрим экономические показатели деятельности предприятия ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» за период 2007–2009 гг.


Таблица 1 – Оценка экономической деятельности ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» за 2007–2009 гг.

Показатель

2007 г.

2008 г.

Отклонение

(+,–)

2009 г.

Отклонение

(+,–)

Абс.

%

Абс.

%

Выручка

149294

107,90

149294

107,90

1949149

-194619

90,90

Себестоимость

189929

110,66

189929

110,66

1879899

-91703

99,34

Чистая прибыль

-29991

79,24

-29991

79,24

21036

-68893

23,39

Кредиторская задолженность

16001

133,08

16001

133,08

227100

162729

392,78

Дебиторская задолженность

98126

199,89

98126

199,89

264309

102189

163,03

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.