Рефераты. Оценка безубыточного объема продаж и прибыли предприятия

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

-     необходимости деления издержек на две части: переменную и постоянную;

-     переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

-     постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

-     тождества производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

-     эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

-     пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции [7, с. 76].

Поскольку приведенные выше допущения на практике не всегда выдерживаются, точка безубыточности также должна быть предметом анализа чувствительности при различных постоянных и переменных издержках, а также продажных ценах.

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные – изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Существует два способа определения величины маржинального дохода.

При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.

При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между

ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель:


П = VРП (Ц – С),                                      (29)


где    VРП – объем реализованной продукции;

Ц – цена продукции,

С – себестоимость продукции [31, с. 124].

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:

-                   более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

-                   определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

-                   установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

-                   исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

-                   обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства,

приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

Таким образом, маржинальный анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит величине маржинального дохода. Очевидно, что добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального дохода. Достичь этого можно разными способами:

-          снизить цену продажи и соответственно увеличить объем реализации;

-          увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных затрат;

-          пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.

Кроме того, на выбор модели поведения предприятия также оказывает существенное влияние величина маржинального дохода в расчете на единицу продукции. Одним словом, в использовании величины маржинального дохода заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходами предприятий.

Маржинальный анализ на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Эту точку также называют «критической» или «мертвой», или точкой «равновесия». В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура «break-even point»), т.е. точка или порог рентабельности [10, с. 211].

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести:

-     существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка;

-     продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений;

-     широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность;

-     сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку.

После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести:

-          снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда;

-          сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка;

-          обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.

Управление безубыточностью производства предполагает изменение подходов к планированию основных показателей деятельности предприятия, связанное с повышением оперативности принятия управленческих решений. Одним из таких приемов является расчет выручки от реализации, обеспечивающей получение прогнозируемой прибыли.

Стремление к получению прибыли ориентирует предприятие на увеличение объема производства и снижение затрат. В условиях рыночной экономики этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

В таблице 8 представлен расчет критического объема реализации продукции, обеспечивающих достаточно высокий уровень запаса финансовой прочности.

 

Таблица 10 – Порядок расчета критического объема реализации продукции, обеспечивающей получение прогнозируемой прибыли ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» в 2010 году

Показатель

Сумма,

тыс. руб.

1. Выручка от реализации продукции за 2009 год

1729636

2. Переменные затраты за 2009 год

1331330

3. Маржинальный доход в составе выручки от реализации продукции

(стр. 1 – стр. 2)

219913

4. Доля маржинального дохода в выручке от реализации продукции

(стр. 3: стр. 1)

11,28

9. Прибыль от реализации в 2009 году

94910

6. Постоянные затраты (стр. 3 – стр. 9)

389999

7. Прогнозируемая прибыль от реализации продукции

98000

8. «Критическая точка» объема реализации (стр. 6: стр. 4)

1710329

9. Критический объем реализации (порог рентабельности), обеспечивающий получение прогнозируемой прибыли (стр. 6 + (стр. 7 – стр. 9)): стр. 4

1729636

10. Проверка соответствия покрытия прогнозируемых затрат и прибыли критическому объему реализации:

а) переменные затраты с учетом критического объема продаж

(стр. 2 * стр. 9): стр. 1

б) соответствие рассчитанного критического объема продаж величине совокупных затрат и прогнозируемой прибыли (стр. 10а + стр. 6 + стр. 7)




1331330


1779289

11. Прогнозируемый запас финансовой прочности (стр. 1 – стр. 9)

219913

12. Прогнозируемый уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % (стр. 11: стр. 1)

11,28

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.