Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
- необходимости деления издержек на две части: переменную и постоянную;
- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
- постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
- тождества производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
- эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
- пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции [7, с. 76].
Поскольку приведенные выше допущения на практике не всегда выдерживаются, точка безубыточности также должна быть предметом анализа чувствительности при различных постоянных и переменных издержках, а также продажных ценах.
Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные – изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода.
Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Существует два способа определения величины маржинального дохода.
При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.
При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.
Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между
ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель:
П = VРП (Ц – С), (29)
где VРП – объем реализованной продукции;
Ц – цена продукции,
С – себестоимость продукции [31, с. 124].
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:
- более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
- определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
- установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства,
приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.
Таким образом, маржинальный анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит величине маржинального дохода. Очевидно, что добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального дохода. Достичь этого можно разными способами:
- снизить цену продажи и соответственно увеличить объем реализации;
- увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных затрат;
- пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.
Кроме того, на выбор модели поведения предприятия также оказывает существенное влияние величина маржинального дохода в расчете на единицу продукции. Одним словом, в использовании величины маржинального дохода заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходами предприятий.
Маржинальный анализ на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Эту точку также называют «критической» или «мертвой», или точкой «равновесия». В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура «break-even point»), т.е. точка или порог рентабельности [10, с. 211].
При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.
При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.
Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести:
- существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка;
- продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений;
- широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность;
- сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку.
После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести:
- снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда;
- сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка;
- обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.
Управление безубыточностью производства предполагает изменение подходов к планированию основных показателей деятельности предприятия, связанное с повышением оперативности принятия управленческих решений. Одним из таких приемов является расчет выручки от реализации, обеспечивающей получение прогнозируемой прибыли.
Стремление к получению прибыли ориентирует предприятие на увеличение объема производства и снижение затрат. В условиях рыночной экономики этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.
В таблице 8 представлен расчет критического объема реализации продукции, обеспечивающих достаточно высокий уровень запаса финансовой прочности.
Показатель
Сумма,
тыс. руб.
1. Выручка от реализации продукции за 2009 год
1729636
2. Переменные затраты за 2009 год
1331330
3. Маржинальный доход в составе выручки от реализации продукции
(стр. 1 – стр. 2)
219913
4. Доля маржинального дохода в выручке от реализации продукции
(стр. 3: стр. 1)
11,28
9. Прибыль от реализации в 2009 году
94910
6. Постоянные затраты (стр. 3 – стр. 9)
389999
7. Прогнозируемая прибыль от реализации продукции
98000
8. «Критическая точка» объема реализации (стр. 6: стр. 4)
1710329
9. Критический объем реализации (порог рентабельности), обеспечивающий получение прогнозируемой прибыли (стр. 6 + (стр. 7 – стр. 9)): стр. 4
10. Проверка соответствия покрытия прогнозируемых затрат и прибыли критическому объему реализации:
а) переменные затраты с учетом критического объема продаж
(стр. 2 * стр. 9): стр. 1
б) соответствие рассчитанного критического объема продаж величине совокупных затрат и прогнозируемой прибыли (стр. 10а + стр. 6 + стр. 7)
1779289
11. Прогнозируемый запас финансовой прочности (стр. 1 – стр. 9)
12. Прогнозируемый уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % (стр. 11: стр. 1)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12