Рефераты. Оценка безубыточного объема продаж и прибыли предприятия

Оценка безубыточного объема продаж и прибыли предприятия

Введение

Переход к рыночным отношениям настоятельно диктует необходимость изучения деятельности предприятия. От того, насколько эффективно осуществляется деятельность предприятий, зависит состояние экономики государства, уровень благосостояния населения. Необходимым для определения состояния предприятия является изучение его финансовых результатов деятельности с целью выявления путей и резервов для повышения эффективности работы предприятия.

Успех работы любой компании измеряется величиной полученной прибыли и ее ростом. Рост прибыли справедливо связывают с ростом объемов продаж. Как нет предела совершенству, так нет того объема продаж и прибыли, достигнув который, можно сказать: «больше не надо». По мере развития «аппетиты» компании растут: сначала они осваивают родной регион, потом – соседние, далее – всю страну, и, наконец, – выходим на мировые рынки. На каждом из этих этапов возникает логичное стремление как можно больше продать и получить как можно больше прибыли. Однако, для успешного ведения бизнеса необходимо не только просчитывать, сколько компания заработает при достижении запланированного объема продаж, но и четко представлять, какой минимальный объем продаж необходим для обеспечения безубыточной работы.

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который включает в себя анализ безубыточности, и позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. При этом бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности – это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и / или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек.

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовых результатах предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности – определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость анализа безубыточности для оценки текущего состояния и перспектив функционирования предприятия определили актуальность выбранной темы.

Вопросам оценки точки безубыточности значительное внимание уделяли известные зарубежные и отечественные экономисты, к которым можно отнести: Л.С. Васильеву в работе «Финансовый анализ», А.А. Канке «Экономический анализ», А.А. Павлова «Маржинальный анализ и его применение на предприятиях», Г.В. Савицкую «Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности», А.Д. Шеремета «Финансы предприятий». Вышеуказанные авторы всесторонне обосновали методику оценки точки безубыточности с выявлением факторов, влияющих на данный показатель и зону безопасности.

Целью данной дипломной работы является оценка факторов, влияющих на изменение объема продаж и прибыли предприятия. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи:

-рассмотреть понятие и задачи анализа безубыточности деятельности предприятия;

-обосновать методику оценки маржинальной прибыли и факторы, влияющие на уровень безубыточности деятельности предприятия;

-оценить изменения маржинальной прибыли предприятия;

-оценить факторы, влияющие на безубыточность деятельности предприятия;

-разработать рекомендации по совершенствованию методики оценки безубыточности деятельности;

-обосновать мероприятия по снижению уровня безубыточности предприятия.

В качестве теоретической основы исследования выступили источники энциклопедического характера по вопросам оценки безубыточной деятельности предприятий, нормативные материалы, законодательные источники, труды зарубежных и отечественных ученых-экономистов таких как: Бланк И.А., Бочаров В.В., Васина А.А., Пласкова Н.С., Губин В.Е., Зенкина И.В., Коримов В.Э., Баннахова О., Нейман А.М., Читая Г.О., а также в качестве информационной базы были использованы публикации в периодической печати, бухгалтерская отчетность анализируемого предприятия.

Объектом исследования является производственно-хозяйственная деятельность общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АльметьевскРемСервис».

Предметом исследования выступают показатели безубыточного объема производства и прибыли предприятия.

В качестве методологической основы исследования выступили такие общенаучные методы – как абстракция, обобщение, горизонтальное и вертикальное сравнение, способы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц и т.д.

Практическая значимость дипломной работы заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию управления безубыточностью деятельности предприятия. Отдельные предложения заслуживают внимания и могут быть использованы в практической деятельности ООО «Татнефть-Аль-метьевскРемСервис».

Дипломная работа структурно состоит из введения, трех глав, списка использованных источников и литературы, приложений.

В первой главе работы рассматриваются теоретические и методические аспекты оценки безубыточности деятельности предприятия.

Во второй главе представлена оценка изменения безубыточности деятельности предприятия ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис».

В третьей главе на основе проведенного практического анализа безубыточности деятельности ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис», представлены рекомендации по снижению уровня безубыточности на исследуемом предприятии.




1 Теоретические и методические аспекты оценки безубыточности деятельности предприятия

1.1 Понятие и задачи анализа безубыточности деятельности предприятия

 

Переход российского общества от плановой экономики к рыночным отношениям создал новые экономические условия функционирования предприятия. Планирование производства продукции, сам процесс производства, формирование цен и реализация продукции постоянно подвергаются анализу и изучению. Производимая продукция должна соответствовать спросу рынка, цена – ожиданиям потребителя, а производство должно быть рентабельным. В противном случае предприятие может оказаться на грани банкротства [10, с. 211].

В особенно трудном положении находятся крупные предприятия: производство налажено, площадь огромная, штат сотрудников большой, мощность оборудования используется наполовину, оборотных средств не хватает, себестоимость продукции растет, а продажи, наоборот, падают.

И главная цель для предприятия в такой ситуации – суметь выжить: сохранить рабочие места, повысить конкурентоспособность продукции, реализовать ее и получить прибыль, ради которой и существует коммерческое предприятие. Прибыль представляет собой разницу от сравнения сумм доходов и расходов. Превышение доходов над расходами означает прирост имущества организации – прибыль, а расходов над доходами – уменьшение имущества – убыток. Это значит, что предприятие должно как можно быстрее снизить расходы. Достичь данной цели можно:

-          во-первых, за счет стоимости сырья и материалов. Но стоимость сырья и материалов из года в год только растет, а не снижаются, из-за неуплаты в срок некоторые поставщики вообще не хотят работать с должниками;

-          во-вторых, за счет снижения заработной платы. Но такое положение вещей не устраивает рабочий персонал. Уровень заработной платы должен быть конкурентоспособным в своем регионе и отрасли, если предприятие заинтересовано в хороших кадрах;

-          в-третьих, за счет прочих расходов. Практика показывает, что снизить их трудно, но даже если и можно, то их доля в себестоимости продукции невелика по сравнению с вышеперечисленными расходами. Стараясь получить большую прибыль за счет повышения отпускной цены продукции (заложить как можно большую норму прибыли), предприятие делает продукцию неконкурентоспособной. Результатом такого эксперимента становится потеря определенной доли рынка сбыта, как следствие – увеличение накладных расходов и снижение дохода в целом [9, с. 60].

В поиске резервов повышения экономической эффективности производства особую актуальность приобретает прогнозная оценка для оперативного принятия управленческих решений по устранению выявленных недостатков и упущений.

Маржинальный анализ как один из многочисленных приемов в поиске резервов повышения экономической эффективности производства впервые появился за рубежом, в капиталистических странах, в которых товаропроизводители свою предпринимательскую деятельность строили исключительно в условиях рыночной экономики [20, с. 11].

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозированием величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Маржинальный анализ был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в

1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее А.П. Зудилиным [34, с. 2].

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Маржинальный анализ проводят в следующих целях:

– оценить прибыльность производственно-торговой деятельности;

– прогнозировать рентабельность предприятия на основе показателя «Запас финансовой прочности»;

– оценить предпринимательский риск;

– выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;

– оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения основного капитала;

– разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации товаров [31, с. 121].

Основные задачи маржинального анализа состоят в определении:

-     безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

-     зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.