Описание проведения экспериментального исследования с использованием разных методик приведено далее.
Методика 1. «Оценка практики управления» (для руководителей)
Данная методика позволяет оценить, на удовлетворение каких потребностей работников в основном ориентирована практика управления на организации. Потребности приведены в соответствии с выше упомянутой иерархией потребностей по А. Маслоу.
При применении на практике теории мотивации А. Маслоу, следует отметить то колоссальное влияние, которое она оказала на программы работы с персоналом, действующие в огромном числе компаний по всему миру.
Результаты экспериментального исследования стиля руководства по методике 1 приведены в таблице 17.
Проанализировав полученные результаты анкетирования руководства ООО «ЯмалТур» с помощью методики 1, можно оценить, какой удельный вес в процессе руководства подчиненными каждый руководитель приписываете каждой из потребностей в иерархии Маслоу.
Таблица 17
Итоги анкетирования руководящих работников ООО «ЯмалТур»
№ респондента
Уровень потребности
Потребность в самоактуализации
Потребность в уважении
Потребность в принадлежности
Потребность в безопасности
Базовые потребности
1.
низкий
средний
высокий
2.
3.
4.
5.
Так, результаты тестирования по методике «Оценка практики управления» показали, что практически 100% руководителей признают, что удовлетворение базовых потребностей и потребностей в безопасности является непременным условием успешной работы сотрудников. Сложнее дело обстоит с психологическими потребностями. Здесь далеко не все руководители считают нужным заботиться об удовлетворении потребности своих подчиненных в чувстве принадлежности к коллективу, в корпоративном духе. А уж потребность в самоактуализации и вовсе не принимается в расчет.
Таким образом, в целом можно сказать, что руководители ООО «ЯмалТур» слишком большой упор делают на две категории потребностей — базовые потребности и безопасность, недооценивая остальные, в частности, практически игнорируя потребность работников в самовыражении.
Желательно, чтобы по итогам этого теста они смогли внести необходимые коррективы в свою работу, чтобы сделать свою модель руководства более эффективной.
Методика 2. «Выявление мотивации к успеху или стремления избежать неудачи».
Исследователи, изучающие потребность в достижениях, выделили две составляющие, определяющие уровень развития у человека этой потребности: мотивация к успеху и стремление избежать неудачи. При этом возможно как преобладание одной из составляющих, так и их относительное равновесие.
Результаты тестирования по методике 2 приведены в таблице 18.
Таблица 18
Результаты обследования по методике «Выявление мотивации к успеху или стремления избежать неудачи» работников ООО «ЯмалТур»
Возраст
Должность
Количество
баллов
Результат
6.
30
юрисконсульт
6
боязнь неудачи
7.
29
менеджер по орг. и кадровой работе
11
одинаково
8.
22
менеджер отдела внутреннего и въездного туризма
15
мотивация
на успех
9.
20
10.
32
16
11.
25
18
12.
28
менеджер отдела социальных проектов
4
13.
27
14.
31
13
15.
34
менеджер ГЛК
17
16.
12
17.
19
18.
26
9
19.
менеджер пункта проката
5
20.
14
Средний балл
12,9
Результаты тестирования по методике «Выявление мотивации к успеху или стремления избежать неудачи» следующие:
- от 1 до 7 баллов — 3 чел. или 20%;
- от 8 до 13 баллов — 4 чел. или 26,7%;
- от 14 до 20 баллов – 8 чел. или 53,3%.
Анализируя результаты этого теста, можно видеть, что подавляющая часть испытуемых показывает ориентированность на успех, чем боязнь неудачи, что очень важно в профессии менеджера, который во многом зависит от внешних обстоятельств.
В таблице 19 приведены основные характеристики людей, ориентированных на достижение успеха (высокая потребность в достижении успеха по сравнению с индивидами, ориентированными на избежание неудачи (низкая потребность в достижении успеха).
Таблица 19
Характеристики людей с высокой и низкой потребностью в достижении успеха
Мотив достижения успеха
Мотив избегания неудачи
Высокая активность, желание действовать в направлении доставленной цели
Низкая активность, боязнь действия
Самостоятельность, уверенность
в своих силах
Уход от самостоятельности, стремление не действовать без указаний сверху
Готовность идти на риск и уверенность
в успехе
Стремление не рисковать, перестраховаться
Уверенность в правильности своих
действий
Излишняя осторожность при принятии решений, боязнь неудачи и наказания
Готовность к высокой степени
ответственности
Стремление переложить ответственность за принятие решения на других
Нацеленность на решение возникающих проблем
Стремление избежать проблем или обойти их
Многочисленные исследования подтвердили связь мотивации достижения успеха с производительностью и эффективностью труда. Было выявлено, что руководители, которые успешно работали в условиях острой конкуренции, имели более высокую потребность в достижениях, чем их менее успешные коллеги. Было также обнаружено, что люди, добивающиеся успеха в соревновательных ситуациях, имеют уровень мотивации достижений значительно выше среднего уровня.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20