Рефераты. Методы профессионального отбора персонала

·                   Личные обстоятельства и факторы, влияющие на способность кандидата выполнять требуемую работу

Критерий «Хочет» -

заинтересованность кандидата в рассматриваемой работе:

·                   Мотивы перехода кандидата с работы на работу

·                   Перспективы и ближайшие цели кандидата

·                   Содержание и приоритеты ожиданий кандидата по поводу новой работы

·                   Факторы, которые привязывают кандидата к компании

·                   Факторы, которые могут оттолкнуть кандидата от компании

·                   Достигнутый уровень оплаты труда кандидата и реально приемлемый уровень оплаты труда на новом месте

·                   Наличие альтернативных предложений работы

·                   Порядок и критерий принятия кандидатом решения по выбору новой работы

Критерий «Управляем и совместим» -

управляемость и совместимость кандидата:

·                   Способности к правильному восприятию информации

·                   Отношение к критике

·                   Самокритичность кандидата и адекватность в самооценках

·                   Конфликтность кандидата

·                   Ответственность и дисциплинированность кандидата

·                   Уровень оптимизма кандидата

·                   Применяемый стиль руководства (для руководителей)

·                   Стиль руководства, который кандидат предпочитает получать от своего начальства

·                   Привычки и ожидания кандидата по групповым нормам поведения в компании и коллективе

·                   Опыт формирования кандидатом своих отношений с окружающими

Критерий «Безопасен» -

безопасность кандидата для компании:

·                   Лояльность кандидата к работодателю

·                   Способность кандидата устанавливать и сохранять позитивные отношения с бывшими руководителями и коллегами

·                   Отсутствие склонности к болтливости

·                   Соответствие уровня жизни кандидата называемым доходам

Для определения соответствия кандидата этим критериям могут применяться различные виды собеседований и применяться различные приемы и инструменты.

Виды собеседований с кандидатами:

1)                По форме общения: телефонные, личные («лицом к лицу»).

2)                По цели: предварительные (для быстрого «отсева» неподходящих кандидатов), основные (для оценки и отбора подходящих кандидатов)

3)                Дополнительные и уточняющие (для того, чтобы завершить отбор и сделать предложение).

4)                По составу участников собеседования: индивидуальное (один кандидат и один интервьюер), с группой кандидатов одновременно, с несколькими интервьюерами одновременно.

Основные инструменты и приёмы, применяемые при проведении собеседований:

1.                Вопросы к кандидату: открытые, закрытые, альтернативные, повторные, уточняющие, последовательно уточняющие (цепочки, в которых каждый новый вопрос, как правило, вытекает из ответа на предыдущий).

2.                Просьбы о приведении примеров из личного опыта.

3.                Конкретные ситуации для разбора.

4.                Ролевые игры.

5.                Встроенные в собеседование тесты и задачи.

6.                Письменные задания.

7.                Провокации.

8.                Предложение кандидату задавать вопросы.

Вопросы – наиболее распространенный инструмент получения необходимой информации. Примерные вопросы при собеседовании с целью выявления нужной информации о персонале в приложении № 3.

Провокации применяются, как правило, опытными психологами.

Примерные провокационные приёмы оценки кандидата на собеседовании:

1. Неконкретный вопрос: кандидату задается очень неконкретный, расплывчатый вопрос. Слабый кандидат начинает отвечать и «плывет». Сильный кандидат начинает уточнять, что именно интересует интервьюера. Определяется способность кандидата к эффективной устной коммуникации.

2. Пауза: интервьюер, выслушав ответ на вопрос, молчит и наблюдает за кандидатом. Уверенный в себе и стрессоустойчивый кандидат хорошо держит паузу. Но кто-то не выдерживает, напрягается и опять начинает что-то рассказывать.

3. Активное слушание: интервьюер применяет приемы активного слушания (зрительный контакт, заинтересованная поза, кивки, поддакивания и одобряющие междометия, конспектирование). Но при этом интервьюер не задает никаких дополнительных вопросов. Кандидат, плохо контролирующий свою речь и ситуацию общения, впадает в многословие.

4. Побуждение к откровенности: интервьюер ведет себя максимально доброжелательно, демонстрирует интерес и одобрение. На этом фоне интервьюер побуждает кандидата к болтливости и выдаче интервьюеру той информации, которую лучше было бы не сообщать.

5. Непонимание: кандидат достаточно полно и содержательно ответил на вопрос. Интервьюер говорит «Не понимаю!» и демонстрирует неудовлетворенность, создавая тем самым для кандидата стрессовую ситуацию. Кандидат может ее не выдержать и начать рассказывать еще раз, добавляя подробности и детали. Можно опять сказать «Опять не понял» и т.д. Стрессоустойчивый и искусный в общении кандидат обычно начинает уточнять, что именно интервьюеру показалось непонятным. Раздражительный и склонный к агрессии кандидат может не выдержать ситуации и проявить встречную агрессию.

6. Приписывание высказываний: например, кандидат рассказывает о своем опыте выполнения какой-то работы. А интервьюер вдруг заявляет: «Если я правильно понял, вы очень мало этим занимались». Или, например, выслушав достаточно «гладкий» ответ об отношениях с руководством, сказать: «Если я правильно понял, отношения были не очень хорошие, да?» иногда в таких ситуациях кандидат соглашается, что позволяет начать цепочку вопросов и выяснить действительное положение дел.

7. Обобщающая итоговая провокация: Вы видите, что кандидат подходит для рассматриваемой должности и заинтересован в ней. Но интервьюер с серьезным видом заявляет: «Мне кажется, что ваш опыт и ваши интересы таковы, что рассматриваемая работа вам не подходит» (более жесткий вариант: «вы не подходите»). Сильный и действительно заинтересованный кандидат в такой ситуации не поддается на провокацию и продолжает «продавать себя», стараясь переубедить интервьюера.

Психолог получает информацию о кандидате не только слушая, что говорит кандидат, но и как он ведет себя при собеседовании. В процессе собеседования опытный психолог оценивает не только смысл слов, которые произносит кандидат. Важным является все - интонации, паузы, жесты, мимика, поза, использование кандидатом пространства общения.
Дополнительными методами оценки при собеседовании являются разнообразные методы психодиагностики. Они позволяют выявлять скрытые, внешне не проявляющиеся характеристики, существенные для деятельности работника и организации в целом - внутренняя конфликтность, тревожность, самооценка, склонность к риску и стремление к успеху, стиль мышления и др.

Основные каналы получения информации при собеседовании:

1.                Вербальный канал (содержание слов и фраз, которые произносит или пишет кандидат).

2.                Паравербальный канал (интонации, темп речи, громкость, паузы).

3.                Мимический канал (мимика кандидата, выражение лица).

4.                Пантомимический канал (движения кандидата, жестикуляция, зрительный контакт).

5.                Проксимический канал (использование кандидатом пространства общения, физическая дистанция в общении).

Например, наблюдая можно сделать выводы о здоровье кандидата. Следующее признаки указывают на хорошее здоровье человека:

­        энергичная походка, крепкое рукопожатие;

­        бодрый дух, "искорки в глазах";

­        улыбка, приветливость;

­        быстрый темп речи;

­        здоровый цвет кожи, гладкая кожа на шее;

­        хорошее состояние (упругость и блеск) волос;

­        отсутствие впадин или мешков под глазами;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.