Целью разработки
стратегии развития предприятия является выявление основных направлений его
эффективного функционирования на основании максимальной реализации
существующего научно-технического потенциала во взаимосвязи с
внутрипроизводственными резервами и внешней окружающей средой.
Основными
задачами формирования стратегии предприятия являются:
- выбор
эффективных направлений хозяйственной деятельности, которые необходимо
развивать;
- определение
размера капитальных вложений и других ресурсов, необходимых для осуществления
выбранных направлений хозяйственной деятельности;
- оценка
результатов отдачи.
Стратегический
план предприятия составляется в такой последовательности:
1. Анализ деловой
окружающей внешней и внутренней среды.
2. Определение
хозяйственной политики предприятия.
3. Формулировка
базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы.
4. Формулировка
функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, производства, организационных
изменений, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия.
Стратегический
план предприятия состоит из следующих разделов:
1. Цели и
направления деятельности;
2. Текущие и
долгосрочные задачи;
3. Базовая
стратегия;
4. Функциональные
стратегии;
5. Описание
наиболее важных программ;
6. Описание внешних
операций;
7. Объем
капитальных вложений и распределение ресурсов;
8. Формулировка
резервных стратегий.
При составлении
стратегического плана используется следующая информация: объем годовых продаж
по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям;
годовой объем экспорта и его удельный вес к общему объему продаж; доля рынка;
объем ежегодных капитальных вложений; баланс на конец последнего года плана;
финансовый план.
Стратегия
предприятия разрабатывается на различные периоды времени в зависимости от
степени предсказуемости будущего, продолжительности периода внедрения идеи,
отраслевой принадлежности предприятия и уровня технической оснащенности (от 3
до 10 лет).
Существуют
следующие разновидности базовых стратегий:
·
стратегия
роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства,
продаж, капитальных вложений и т.п.;
·
стратегия
стабилизации - это план деятельности предприятия в условиях нестабильности
объемов продаж и доходов;
·
стратегия
выживания - это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого
кризиса деятельности предприятия.
Одной из
важнейших составных частей стратегии предприятия является планирование риска.
Сущность этого плана заключается в достижении высокого уровня противодействия
возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от этих возмущений.
Методы выбора
стратегии:
·
метод
PIMS - моделирование влияния стратегических факторов на показатели
эффективности предприятия (рентабельность, прибыль);
·
метод
кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от
его объема;
·
метод
жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость,
спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия;
·
метод
Бостонской консультативной группы (матричный).
Показателями,
формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и
контролируемая данным предприятием доля рынка;
метод
"мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат
конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность
рынка (аналогичные три оценки). 3.1. Анализ стратегической позиции
НУЭС.