Рефераты. Менеджмент

Технологический разрыв

затраты

Рис. 1. S-образные кривые, замещения одной технологии другой.


Избрав ее, фирма имеет возможность успешно преодолеть «технологические разрывы».

S-образная кривая от­ражает зависимость меж­ду затратами, связанны­ми с улучшением продук­та или технологического процесса, и результатами, полученными от вложе­ния средств. Какова связь между совершенствова­нием технологии и успе­хами фирмы? Успех возникает вначале медленно, затем набирает темп, ускоряется, но потом неизбежно сходит на нет, технология приходит в упадок. Фирмам важно знать о технологическом пределе и вовремя перейти к новой технологии. «Технологический раз­рыв» — это периоды перехода от одной технологии к качест­венно другой (или от одного продукта к качественно друго­му, удовлетворяющему ту же потребность). С наступлением современного этапа научно-технической революции фирмы высокоразвитых стран вступили, по словам П. Дракера, в «век разрыва непрерывности»: растет частота технологиче­ских разрывов. Возникают новые условия конкуренции. Все это требует новых подходов менеджеров для обеспечения успешного функционирования их корпораций. Наступатель­ная инновационная стратегия наиболее соответствует этой ситуации. (Правда, и в этом случае успех во многом за­висит от интуиции менеджеров, их способности идти на риск, от решения многих других организационных, управлен­ческих проблем).

Последние десятилетия дают много примеров, когда технологические разрывы означали исчезновение не только от­дельных видов продукции, но и целых отраслей и приводили к падению, и даже банкротству, одних корпораций и к взлету других. Широко известна ситуация в электронной промышленности западных стран: здесь в середине 50-х годов в начале эры современной электроники, объем продаж электронных ламп составлял примерно 700 млн. долл., продаж транзисторов были ничтожны — 7 млн. долл. Но за четверть века произошел переход к транзисторам и интегральным схе­мам. В отрасли произошла почти полная смена лидеров.

Технологические разрывы — это сегодня, одна из самых серьезных угроз, игнорировать которую не могут даже самые благополучные, процветающие фирмы западных стран.

Рост частоты технологических разрывов ставит перед менеджментом ряд сложных проблем, связанных как с орга­низацией инновационной деятельности, так и с другими ас­пектами функционирования фирмы.

7. Менеджмент и показатели хозяйственной деятельности корпораций


Для принятия управленческих решений очень важен ана­лиз показателей хозяйственной деятельности фирмы. Их. можно разделить на три основные группы: оценочные по­казатели, показатели издержек производства, относительные показатели.

Оценочные показатели. Наиболее важные из них: оборот (товарооборот или объем продаж); валовая прибыль; услов­но-чистая прибыль; условно-чистая продукция; прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам; прибыль по­сле уплаты налогов; ликвидность после осуществления новых капиталовложений; ликвидность после уплаты дивидендов. Все они одинаково необходимы во внутрифирменном управлении для эффективного контроля за производством, финан­совым положением корпорации и для выработки и приня­тия решений. На базе этих показателей руководство полу­чает информацию, которая служит основой для выработки именно тех решений, которые могут изменить положение фирмы в лучшую сторону. Некоторые из них играют важ­ную роль и в разработке системы стимулирования труда.

Оборот фирмы определяется как общий объем продаж, т. е. стоимость товаров и услуг, реализованных потребите­лям. При его измерении важен период, за который он под­считывается, поскольку этот показатель подвержен сильному влиянию инфляционных процессов. Поэтому лучше его из­мерять в неизменных ценах. Размер оборота выступает в ка­честве основы для нормирования и стимулирования труда в сбытовых подразделениях корпораций.

Если из размера оборота компаний вычесть стоимость, покупного сырья, материалов, полуфабрикатов, других издер­жек, то получим валовую прибыль — один из наиболее рас­пространенных показателей в управлении, особенно в крат­косрочном.

Если из валовой прибыли вычесть накладные расходы и сумму амортизационных отчислений, то получим так назы­ваемую условно-чистую прибыль, прибыль до уплаты про­центов за кредит и налогов. Этот показатель является осно­вой для определения премиального фонда для рабочих и служащих. В американских и западноевропейских компаниях размеры премий высшим менеджерам также устанавлива­ются в зависимости от величины условно-чистой прибыли.

Приплюсовав к величине условно-чистой прибыли из­держки на заработную плату рабочих и служащих, полу­чаем показатель условно-чистой продукции. Размер условно-чистой продукции можно также определить как разницу между стоимостью реализованной продукции (оборотом) и стоимостью затраченных на ее производство ресурсов — по­купных материалов, услуг, выплат субподрядчикам, аморти­зационных отчислений. Рост условно-чистой продукции — показатель успешной работы вне зависимости от темпов и масштабов инфляции. Наиболее подходящая сфера его применения — внедренческий бизнес. Этот показатель служит также эффективным инструментом управленческого контроля в отраслях и компаниях со стабильной структурой издержек производства. Но он мало подходит для компаний с сильно диверсифицированным производством. Широко использует­ся в качестве основы для определения фонда оплаты труда, особенно там, где численность рабочей силы, трудозатраты и издержки на заработную плату трудно нормировать и контролировать. Применяется и в различных системах уча­стия рабочих и служащих в распределении прибыли компа­нии, полученной от повышения эффективности производства.

Если из условно-чистой прибыли вычесть проценты за кредит, то получим прибыль до налогообложения.

Наряду с показателями, необходимыми для нужд теку­щего планирования и управления производством, существуют также показатели для стратегического управления: доля рынка сбыта, контролируемого фирмой; показатели качества продукции; показатели уровня обслуживания потребителей; показатели подготовки и переподготовки рабочей силы. Все они, так или иначе, связаны с повышением размера прибыли, получаемой фирмой.

Показатели издержек производства: затраты на оплату труда, амортизация, материально-энергетическое снабжение и пр.

Относительные показатели. Эти показатели представляют; собой различные коэффициенты, характеризующие эффектив­ность использования производственных ресурсов. Основное! их назначение — служить базой для сопоставлений: межотраслевых (при выборе стратегии инвестиционной политик фирмы) и межфирменных (при оценке уровня конкуренте способности предприятия или компании). Основной показатель такого рода — индекс отдачи (полученной прибыли) на вложенный капитал. В зависимости от отраслевой специфики различные предприятия могут иметь разный уровень данного показателя. Поэтому сопоставление качества управле­ния и эффективности управленческого труда на базе данного показателя обосновано только для отраслей и предприятий с примерно однородной структурой издержек производства и строением капитала.

Среди других относительных показателей можно выделить две группы: показатели эффективности производства и струк­туры издержек.

К первой относятся доля валовой или условно-чистой прибыли в обороте предприятия; условно-чистая продукция в обороте фирмы; отношение величины условно-чистой про­дукции к издержкам на заработную плату.

В первой группе кроме перечисленных существует также множество показателей производительности труда, капи­тала, энергии, которые сегодня широко применяются в биз­несе.

Ко второй группе показателей относятся доля авансиро­ванного капитала или условно-чистой продукции в обороте фирмы; доля основного капитала в объеме продаж; доля за­пасов в общей стоимости потребляемых материалов и полу­фабрикатов.

В современных условиях в промышленных фирмах при определении уровня и динамики эффективности производ­ства, весьма важное значение приобретает расчет индекса совокупной факторной производительности. Этот обобщаю­щий показатель эффективности производства — наиболее точный критерий конкурентоспособности фирмы в долгосроч­ном плане. Методика расчета показателя такова: объем условно-чистой продукции фирмы за год соотносится с сово­купными затратами живого и прошлого труда, которые были использованы для его производства.

СФП = УЧП / (ЗП+А+М), где

СФП — индекс совокупной факторной производительности;

УЧП — объем условно-чистой продукции;

ЗП — фонд зарплаты рабочих и служащих;

А — сумма амортизационных отчислений текущего го­да в неизменных ценах того года, когда было приобретено оборудование;

М — стоимость сырья, материалов, и услуг, купленных на стороне.

Динамика индекса совокупной факторной производитель­ности и межфирменные сопоставления предприятий по уров­ню этого показателя позволяют руководству компании судить о конкурентоспособности фирмы, оценивать эффектив­ность использования всех производственных и непроизводст­венных затрат, прямых и косвенных издержек с учетом взаи­мозаменяемости разных видов ресурсов. Индекс увеличива­ется, если рост издержек на заработную плату оборачива­ется экономией материальных и энергетических ресурсов в больших масштабах. Таким образом, руководство получает возможность контролировать общий рост эффективности производства, а не отдачу отдельных видов ресурсов вне связи с конечными результатами работы фирмы.

Показатели хозяйственной деятельности могут разли­чаться на разных уровнях управления. Для определения це­лей, периода, типа организации используются разные пока­затели. Универсальные показатели отсутствуют.

8. Управленческие и организационные аспекты функционирования мелкого бизнеса


Мелкий бизнес уже давно стали считать анахронизмом. Но в последние десятилетия в высокоразвитых странах За­пада происходит бум мелкого предпринимательства. Сегодня он является важным источником экономического роста, уве­личения рабочих мест, фактором научно-технического прогрес­са. Существует целый ряд производственно-технических, ор­ганизационно-управленческих, мотивационных моментов, определяющих эффективность мелких фирм в современных условиях. НТР открыла возможности для развития неболь­ших узкоспециализированных предприятий, способных обес­печить выпуск новой сложной техники, состоящей из функ­циональных узлов и модулей. Небольшие размеры фирм по­зволяют им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и адаптировать новую технологию. Часто мелкие исследо­вательские фирмы весьма успешно конкурируют с крупны­ми. Они активнее проводят исследования и разработки, у них быстрее темпы внедрения достижений научно-техниче­ского прогресса. Такие фирмы успешно действуют в новей­ших отраслях. Например, на рынок персональных компью­теров первыми вышли именно мелкие фирмы.

Среди факторов, определяющих преимущества неболь­ших фирм, можно назвать более гибкую реакцию на изме­нение рыночной конъюнктуры, знание клиентуры. Часто они ориентируются на те секторы рынка, которые из-за малой емкости не вызывают интереса у крупных компаний (например, производство потребительских товаров, быто­вых услуг). Другое экономическое преимущество мелких фирм заключается в относительной дешевизне их продукции. У них есть возможности сокращения издержек произ­водства за счет узкой специализации, более полного исполь­зования оборудования, экономии на административно-управ­ленческих расходах.

В США и других западных странах мелкий и крупный бизнес сегодня не взаимоисключают, а дополняют друг дру­га. Мелкий бизнес ведет хозяйственную деятельность во всех сферах экономики, а в ряде отраслей он даже домини­рует (сельское хозяйство, строительство, оптовая и рознич­ная торговля).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.