Технологический разрыв
затраты
Рис. 1. S-образные кривые, замещения одной технологии другой.
Избрав ее, фирма имеет возможность успешно преодолеть «технологические разрывы».
S-образная кривая отражает зависимость между затратами, связанными с улучшением продукта или технологического процесса, и результатами, полученными от вложения средств. Какова связь между совершенствованием технологии и успехами фирмы? Успех возникает вначале медленно, затем набирает темп, ускоряется, но потом неизбежно сходит на нет, технология приходит в упадок. Фирмам важно знать о технологическом пределе и вовремя перейти к новой технологии. «Технологический разрыв» — это периоды перехода от одной технологии к качественно другой (или от одного продукта к качественно другому, удовлетворяющему ту же потребность). С наступлением современного этапа научно-технической революции фирмы высокоразвитых стран вступили, по словам П. Дракера, в «век разрыва непрерывности»: растет частота технологических разрывов. Возникают новые условия конкуренции. Все это требует новых подходов менеджеров для обеспечения успешного функционирования их корпораций. Наступательная инновационная стратегия наиболее соответствует этой ситуации. (Правда, и в этом случае успех во многом зависит от интуиции менеджеров, их способности идти на риск, от решения многих других организационных, управленческих проблем).
Последние десятилетия дают много примеров, когда технологические разрывы означали исчезновение не только отдельных видов продукции, но и целых отраслей и приводили к падению, и даже банкротству, одних корпораций и к взлету других. Широко известна ситуация в электронной промышленности западных стран: здесь в середине 50-х годов в начале эры современной электроники, объем продаж электронных ламп составлял примерно 700 млн. долл., продаж транзисторов были ничтожны — 7 млн. долл. Но за четверть века произошел переход к транзисторам и интегральным схемам. В отрасли произошла почти полная смена лидеров.
Технологические разрывы — это сегодня, одна из самых серьезных угроз, игнорировать которую не могут даже самые благополучные, процветающие фирмы западных стран.
Рост частоты технологических разрывов ставит перед менеджментом ряд сложных проблем, связанных как с организацией инновационной деятельности, так и с другими аспектами функционирования фирмы.
7. Менеджмент и показатели хозяйственной деятельности корпораций
Для принятия управленческих решений очень важен анализ показателей хозяйственной деятельности фирмы. Их. можно разделить на три основные группы: оценочные показатели, показатели издержек производства, относительные показатели.
Оценочные показатели. Наиболее важные из них: оборот (товарооборот или объем продаж); валовая прибыль; условно-чистая прибыль; условно-чистая продукция; прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам; прибыль после уплаты налогов; ликвидность после осуществления новых капиталовложений; ликвидность после уплаты дивидендов. Все они одинаково необходимы во внутрифирменном управлении для эффективного контроля за производством, финансовым положением корпорации и для выработки и принятия решений. На базе этих показателей руководство получает информацию, которая служит основой для выработки именно тех решений, которые могут изменить положение фирмы в лучшую сторону. Некоторые из них играют важную роль и в разработке системы стимулирования труда.
Оборот фирмы определяется как общий объем продаж, т. е. стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям. При его измерении важен период, за который он подсчитывается, поскольку этот показатель подвержен сильному влиянию инфляционных процессов. Поэтому лучше его измерять в неизменных ценах. Размер оборота выступает в качестве основы для нормирования и стимулирования труда в сбытовых подразделениях корпораций.
Если из размера оборота компаний вычесть стоимость, покупного сырья, материалов, полуфабрикатов, других издержек, то получим валовую прибыль — один из наиболее распространенных показателей в управлении, особенно в краткосрочном.
Если из валовой прибыли вычесть накладные расходы и сумму амортизационных отчислений, то получим так называемую условно-чистую прибыль, прибыль до уплаты процентов за кредит и налогов. Этот показатель является основой для определения премиального фонда для рабочих и служащих. В американских и западноевропейских компаниях размеры премий высшим менеджерам также устанавливаются в зависимости от величины условно-чистой прибыли.
Приплюсовав к величине условно-чистой прибыли издержки на заработную плату рабочих и служащих, получаем показатель условно-чистой продукции. Размер условно-чистой продукции можно также определить как разницу между стоимостью реализованной продукции (оборотом) и стоимостью затраченных на ее производство ресурсов — покупных материалов, услуг, выплат субподрядчикам, амортизационных отчислений. Рост условно-чистой продукции — показатель успешной работы вне зависимости от темпов и масштабов инфляции. Наиболее подходящая сфера его применения — внедренческий бизнес. Этот показатель служит также эффективным инструментом управленческого контроля в отраслях и компаниях со стабильной структурой издержек производства. Но он мало подходит для компаний с сильно диверсифицированным производством. Широко используется в качестве основы для определения фонда оплаты труда, особенно там, где численность рабочей силы, трудозатраты и издержки на заработную плату трудно нормировать и контролировать. Применяется и в различных системах участия рабочих и служащих в распределении прибыли компании, полученной от повышения эффективности производства.
Если из условно-чистой прибыли вычесть проценты за кредит, то получим прибыль до налогообложения.
Наряду с показателями, необходимыми для нужд текущего планирования и управления производством, существуют также показатели для стратегического управления: доля рынка сбыта, контролируемого фирмой; показатели качества продукции; показатели уровня обслуживания потребителей; показатели подготовки и переподготовки рабочей силы. Все они, так или иначе, связаны с повышением размера прибыли, получаемой фирмой.
Показатели издержек производства: затраты на оплату труда, амортизация, материально-энергетическое снабжение и пр.
Относительные показатели. Эти показатели представляют; собой различные коэффициенты, характеризующие эффективность использования производственных ресурсов. Основное! их назначение — служить базой для сопоставлений: межотраслевых (при выборе стратегии инвестиционной политик фирмы) и межфирменных (при оценке уровня конкуренте способности предприятия или компании). Основной показатель такого рода — индекс отдачи (полученной прибыли) на вложенный капитал. В зависимости от отраслевой специфики различные предприятия могут иметь разный уровень данного показателя. Поэтому сопоставление качества управления и эффективности управленческого труда на базе данного показателя обосновано только для отраслей и предприятий с примерно однородной структурой издержек производства и строением капитала.
Среди других относительных показателей можно выделить две группы: показатели эффективности производства и структуры издержек.
К первой относятся доля валовой или условно-чистой прибыли в обороте предприятия; условно-чистая продукция в обороте фирмы; отношение величины условно-чистой продукции к издержкам на заработную плату.
В первой группе кроме перечисленных существует также множество показателей производительности труда, капитала, энергии, которые сегодня широко применяются в бизнесе.
Ко второй группе показателей относятся доля авансированного капитала или условно-чистой продукции в обороте фирмы; доля основного капитала в объеме продаж; доля запасов в общей стоимости потребляемых материалов и полуфабрикатов.
В современных условиях в промышленных фирмах при определении уровня и динамики эффективности производства, весьма важное значение приобретает расчет индекса совокупной факторной производительности. Этот обобщающий показатель эффективности производства — наиболее точный критерий конкурентоспособности фирмы в долгосрочном плане. Методика расчета показателя такова: объем условно-чистой продукции фирмы за год соотносится с совокупными затратами живого и прошлого труда, которые были использованы для его производства.
СФП — индекс совокупной факторной производительности;
УЧП — объем условно-чистой продукции;
ЗП — фонд зарплаты рабочих и служащих;
А — сумма амортизационных отчислений текущего года в неизменных ценах того года, когда было приобретено оборудование;
М — стоимость сырья, материалов, и услуг, купленных на стороне.
Динамика индекса совокупной факторной производительности и межфирменные сопоставления предприятий по уровню этого показателя позволяют руководству компании судить о конкурентоспособности фирмы, оценивать эффективность использования всех производственных и непроизводственных затрат, прямых и косвенных издержек с учетом взаимозаменяемости разных видов ресурсов. Индекс увеличивается, если рост издержек на заработную плату оборачивается экономией материальных и энергетических ресурсов в больших масштабах. Таким образом, руководство получает возможность контролировать общий рост эффективности производства, а не отдачу отдельных видов ресурсов вне связи с конечными результатами работы фирмы.
Показатели хозяйственной деятельности могут различаться на разных уровнях управления. Для определения целей, периода, типа организации используются разные показатели. Универсальные показатели отсутствуют.
8. Управленческие и организационные аспекты функционирования мелкого бизнеса
Мелкий бизнес уже давно стали считать анахронизмом. Но в последние десятилетия в высокоразвитых странах Запада происходит бум мелкого предпринимательства. Сегодня он является важным источником экономического роста, увеличения рабочих мест, фактором научно-технического прогресса. Существует целый ряд производственно-технических, организационно-управленческих, мотивационных моментов, определяющих эффективность мелких фирм в современных условиях. НТР открыла возможности для развития небольших узкоспециализированных предприятий, способных обеспечить выпуск новой сложной техники, состоящей из функциональных узлов и модулей. Небольшие размеры фирм позволяют им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и адаптировать новую технологию. Часто мелкие исследовательские фирмы весьма успешно конкурируют с крупными. Они активнее проводят исследования и разработки, у них быстрее темпы внедрения достижений научно-технического прогресса. Такие фирмы успешно действуют в новейших отраслях. Например, на рынок персональных компьютеров первыми вышли именно мелкие фирмы.
Среди факторов, определяющих преимущества небольших фирм, можно назвать более гибкую реакцию на изменение рыночной конъюнктуры, знание клиентуры. Часто они ориентируются на те секторы рынка, которые из-за малой емкости не вызывают интереса у крупных компаний (например, производство потребительских товаров, бытовых услуг). Другое экономическое преимущество мелких фирм заключается в относительной дешевизне их продукции. У них есть возможности сокращения издержек производства за счет узкой специализации, более полного использования оборудования, экономии на административно-управленческих расходах.
В США и других западных странах мелкий и крупный бизнес сегодня не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Мелкий бизнес ведет хозяйственную деятельность во всех сферах экономики, а в ряде отраслей он даже доминирует (сельское хозяйство, строительство, оптовая и розничная торговля).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8