Рефераты. Коммерческая деятельность на рынке интеллектуальной собственности

Ограничение в предоставлении лицензии. В данной ситуации правообладатель искусственно формирует монополию на рынке, где нет никаких заменителей этой продукции;

Принудительные лицензии. Этот вид злоупотребления встречается в международной торговле для ограничения стран-экспортеров и защиты внутреннего рынка путем создания так называемых технических барьеров. Правообладатель требует от компании страны-экспортера закупать у него определенные лицензии. В случаях, предусмотренных ГК РФ, суд может по требованию заинтересованного лица принять решение о предоставлении этому лицу на указанных в решении суда условиях права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу[19];

Продажа связанных товаров - когда покупатель вместе с необходимым товаром вынужден покупать и дополнительный;

Эксклюзивные лицензии - правообладатель в лицензионном договоре ограничивает или запрещает использовать другие конкурирующие технологии;

Сторона, предоставляющая лицензию, оговаривает, что если в технологии произойдут какие-либо усовершенствования, то лицензия должна приобретаться по-новому.

Очевидно, что в этих действиях злоупотребления интеллектуальным правом позволяют:[20]

Устанавливать необоснованные сверхвысокие цены;

Осуществлять ценовую дискриминацию, когда продавец устанавливает разные цены для разных покупателей, что создает разные условия доступа к высокотехничной продукции;

Проводить ценовой демпинг с целью вытеснения конкурентов национальных конкурентов;

Проводить ценовой демпинг с целью вытеснения национальных конкурентов.

Как правило, борьба с подобными злоупотреблениями регулируется национальными законами о защите конкуренции и противодействии монополистической деятельности. В большинстве антимонопольных законов имеются механизмы контролирования компаний и запрещения совместного ограничения конкуренции. Тем не менее транснациональные корпорации в силу своей природы постоянно стремятся к понижению конкуренции на рынке, где они являются ведущими игроками. Для этого используется весь вышеуказанный набор совместно организованных действий.

С одной стороны, при наличии доброй воли эти действия призваны стимулировать создание и распространение новых технологий, понижать их себестоимость, количество споров и исков, давать положительный социально-экономический эффект. С другой стороны, подобная совместная деятельность при желании злоупотребить своими исключительными правами способна ограничивать конкуренцию.

В экономике, основанной на знаниях, и при ее глобализации интеллектуальные права становятся эффективным инструментом рыночной конкуренции, средством для завоевания рынка, для получения еще большей прибыли. Интеллектуальные права легко становятся средством давления одних компаний на другие, а в интересах ТНК- одних стран на другие. По мере того как страны-лидеры утрачивают определенные конкурентные преимущества в некоторых отраслях производства. Споры за интеллектуальные права становятся для них все более важным инструментом неторгового характера на мировом рынке.

В настоящее время практика показывает, что интеллектуальное право в руках развитых стран и ТНК легко превращаются в инструмент внешней политики, чаще всего применяемый в роли тарана, который «пробивает стены» автономно-национальных экономик. В качестве «бараньей головы» тарана используются авторские и смежные права, неприкосновенность которых не вызывает сомнения даже у самых «непокорных интеллектуальных варваров». На фоне такого наказания виновных не так заметны «злоупотребления» другими интеллектуальными правами, такими как: искусственное сохранение дистанции в техническом развитии, предложение нереально высоких цен, а также стремление к прибыли, не связанной с реально себестоимостью, спросом и предложением. Например, китайская версия Windows 98 продавалась в Китае по цене 1998 юаней, в то время как в США она едва-едва стоила 109 долларов (около 800 юаней). [21]

Злоупотребление интеллектуальными правами как явление не вызывает сомнений у развивающихся стран, которые рассматривают его как одну из причин своего технического отставания. В настоящее время 97% патентов в мире сосредоточено в руках развитых стран. Но не все развивающиеся страны согласны оставаться «вечными наемными работниками» в системе международного разделения труда. В группе недовольных особо заметен Китай, который считает, что после вступления Китая в ВТО развитые страны стали усиливать технологические барьеры. Наиболее острым вопросом для китайцев является выплата ими роялти при производстве наукоемкой продукции по иностранным патентам. В Китае считают, что из-за завышенных тарифов ТНК китайские компании выплачивают огромные суммы роялти или вынуждены сокращать производство и экспорт.

Западные страны стали широко использовать «патентные пулы», когда собственники и правообладатели оформляют совместные лицензии, ограничивая возможность их получения «посторонними» компаниями других стран или регионов. Как правило, правообладатели привлекаются в пул для организации сборов за патенты, поэтому такой союз коммерческих лиц не может вызывать подозрений в организации злоупотребления интеллектуальными правами. Подобные патентные пулы позволяют:

Устанавливать и удерживать цены;

«связывать» для одновременной продажи различные товары и услуги;

Ограничивать информацию по патентам и их эффективности;

Отказывать в предоставлении лицензий;

Устанавливать и навязывать собственные стандарты целым производственным отраслям.

На поле патентного рынка уже давно ведутся действия, напоминающие боевые. Привычными для слуха стали такие термины. Как «патентные воины», «патентная тактика» и «патентная стратегия».

Патентные воины – это новый этап в технологиях патентной борьбы. Удар, наносимый противнику, может оказаться «смертельным», а противостояние может длиться десятилетиями, преследуя стратегические цели захвата, удержания рынка т управления им.[22]

Различаются наступательная патентная стратегия, целью которой является принуждение противника-конкурента выплачивать требуемые роялти за использование патента. Также существует оборонительная патентная стратегия, когда целью является защита монопольного права, предоставляемого патентом. Но агрессию часто используют по принципу «Лучшая оборона – это нападение». Такую тактику применяют для выбора удобного для себя суда, финансового истощения конкурента.

К патентной тактике, содержащей злоупотребление интеллектуальными правами, можно отнести:

Действия по защите патентных прав, направленные на создание рекламы, подогревание интереса к товару, росту цен акций и т.п;

Действия по защите патентных прав, направленные на создание атмосферы нестабильности и страха у пользователей продукции конкурента, особенно из числа молодых компаний. Эта так называемая стратегия FUD (Fear, Uncertainty Doubt);

Посредством судебного разбирательства владелец патента пытается «раскрыть карты» потенциального покупателя и узнать возможную цену, чтобы в последующем привлечь третьего покупателя;

В США многие малые фирмы, средние компании или компании с неудовлетворительным состоянием дел затевают судебные процессы с транснациональными корпорациями о нарушении патентных прав с целью если не получить плату за патент, то быть купленными этими корпорациями.

Американские компании, которые одними из первых сосредоточили в своих руках большое количество патентов, стали использовать судебные иски о нарушении своих патентных прав в качестве основного источника доходов. Суммы компенсаций порой достигают огромных размеров, так как владельцы патентов выжидают, чтобы потенциальные ответчики заработали достаточно денег. Они заблаговременно расставляют «патентные сети» и ждут, когда другие компании по незнанию или самонадеянности попадут в них, где хорошо подготовленные владельцы патентов «встречают врага во всеоружии», используя не только силы компании, но и привлекая правительства своих стран.

Экономика знаний привела к дальнейшему развитию так называемой нематериальной или непроизводственной экономики. Уже возникли такие понятия, как «виртуальная экономика», она же «киберэкономика». Некоторые ученые уже пользуются понятием «фиктивная экономика». Даже в реальной экономике существует и оправдывается такое явление, как «естественный монополизм». Но еще боле естественен монополизм интеллектуального права в виртуальной экономике. Более того, нематериальные интеллектуальные права как часть виртуальной экономики могут управлять секторами материальной экономики по принципу: «Есть право – можешь делать». Поэтому злоупотребление интеллектуальными правами – это злоупотребление виртуальной экономики в своих отношениях с материальной экономикой, это проявление негативной сути самой виртуальной экономики.[23]И необходимо признать, что злоупотребления интеллектуальными правами со временем будут только усиливаться.


2.5 Виды интеллектуально-коммерческой собственности


Недобросовестная конкуренция - нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписанные правила.

Ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (утратила силу согласно федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ)"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.[24]

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 10 указанного выше закона. Это:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

В России существует специфический термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.

Промышленные образцы. Права на промышленные образцы являются промежуточной формой между авторским и патентным правом. Форма их охраны в разных странах может значительно различаться.[25]

Итак, в соответствии с п. 1 ст. 6 Патентного закона РФ в качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.