Подобный подход на сегодняшний день оправдан, поскольку, во-первых, пока еще отсутствуют реальные возможности для обеспечения правовой охраны любых интеллектуальных достижений, и, во-вторых, предоставление охраны некоторым результатам вряд ли целесообразно по чисто практическим соображениям.
Отсутствие в ГК РФ исчерпывающего перечня видов охраняемых объектов интеллектуальной собственности предоставляет возможность путем принятия соответствующих законов или внесения в них изменений и дополнений относить к их числу те или иные результаты интеллектуальной деятельности, т.е. Более оперативно и не меняя самого ГК РФ решать все эти вопросы. Как показывает мировой опыт последних двух-трех десятилетий, число и виды охраняемых результатов интеллектуальной деятельности постоянно расширяется. Так только за последние десять лет круг охраняемых в РФ объектов интеллектуальной собственности пополнился полезными моделями, наименованиями мест происхождения товаров, топологиями интегральных микросхем, программами для ЭВМ, базами данных, служебной и коммерческой тайной, объектами смежных прав. Напротив, такие результаты интеллектуальной деятельности, как открытия и рационализаторские предложения, лишились практической охраны, хотя вопрос о них в законодательном плане до сих пор окончательно не решен. Так или иначе, конкретный состав объектов интеллектуальной собственности не находится в застывшем положении, а, напротив, постоянно уточняется и конкретизируется.
В современный период дальнейшего реформирования гражданское право в РФ - одна из основных отраслей права. При переходе к рыночной экономике Россия постепенно ввела нормы гражданского права, принятые в развитых странах. Действующий Гражданский кодекс РФ принимался Государственной Думой по частям: в 1994 г. - часть первая, в 1995 г. - часть вторая и в 2001 г. - часть третья. С первого января 2008 г. вступила в действие четвертая часть Гражданского кодекса РФ - права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Введение в действие четвертой части ГК РФ предусматривает полное поглощение, а следовательно, упразднение всех ранее действующих специальных законов в области интеллектуальной собственности, в частности «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и «Патентного закона Российской Федерации»[8]. В Федеральном законе «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» признаются утратившими силу с 1 января 2008 г. 54 ранее действовавших закона, постановления и указа. Можно отметить некоторые аргументы законодателей за объединение специальных законов в одном флаконе. При разработке кодекса утверждалось, что имеют место «такие же подходы в законодательстве Италии, Нидерландов, ряда стран СНГ» и «по своей природе отношения прав интеллектуальной собственности - это отношения гражданско-правовые». [9]
1.4 Страхование интеллектуальной собственности
Проблемой минимизации рисков, связанных с оборотом интеллектуальной собственности, занимается страхование. Главное предназначение ее страхования - обеспечение безопасности и стабильности.
Страхование интеллектуальной собственности - это технология воздействия, направленная на стабилизацию венчурной деятельности.
Страхование интеллектуальной собственности - это мечта инвесторов о возврате вложений в случае возможного "провала" инноваций на рынке.
Страхование интеллектуальной собственности - это дополнительный и, возможно, один из самых эффективных аргументов в успешных переговорах о привлечении прямых инвестиций.
Страхование интеллектуальной собственности - это формирование новых страховых предпочтений.
Возможность страхования интеллектуальной собственности сегодня закреплена в России на законодательном уровне. Несмотря на то, что речь идет о частном случае, предусмотренном ст. 395 ТКРФ, именно принятие указанной правовой нормы, позволило внести в перечень страховых услуг многих страховщиков услуги по страхованию интеллектуальной собственности.
Удивительно, но, несмотря на вызывающие уважение темпы развития наукоемкой технологии, услуги по страхования в сфере интеллектуальной собственности предлагаются, как и в России, так и в зарубежных странах весьма скромно.[10]
К сожалению, имеется немало людей, которые недооценивают перспективы страхования интеллектуальной собственности. Представители страхового бизнеса нередко на вопрос о недостаточном развитии направления интеллектуальной собственности приводят доводы о том, что на отечественном рынке в этой сфере пока еще не сформировались ни спрос, ни предложение.
С таким мнением согласиться нельзя. Всегда вызывает удивление позиция предпринимателей, отказывающихся от возможностей развития новых направлений бизнеса. Впрочем, может быть, прибыли у российских страховых компаний так высоки, что расширение спектра оказываемых услуг им уже неинтересно, или, быть может, все дело в отмечаемой многими специалистами необходимости поэтапного реформирования страхового рынка России, в том числе повышения его капитализации.
Однако сейчас стразовые компании в полной мере еще не вступили в конкурентную борьбу за привлечение потенциальных страхователей. Во многих случаях можно столкнуться с отсутствием специальных методических рекомендаций и регламентированных процедур, создание которых автоматически выведет компании, начинающие новое направление, в число лидеров рынка.
К тому же страхование интеллектуальной собственности позволяет оказывать услуги сразу по трем основным видам страхования: страхования финансовых рисков, страхования ответственности и личного страхования.
В числе основных страховых рисков следует выделить:
страхование издержек, связанных с рассмотрением дел в Патентном ведомстве и в судебных органах;
страхование ответственности за случайное и непреднамеренное использование объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих третьим лицам;
страхование рисков, связанных с возможным контрафактным использованием интеллектуальной собственности;
страхование рисков утраты прав на интеллектуальную собственность;
страхование рисков, связанных с финансовыми потерями в случае отказа в выдаче патента или свидетельства.
Подобная классификация, безусловно, может быть существенно расширена. В нее могут быть добавлены такие специфические аспекты, как: страхование рисков патентных поверенных и страхование рисков организаций, осуществляющих деятельность по коллективному управлению авторскими и смежными правами, или, например, риск признания товарного знака общественным или оспаривание самого юридического статуса произведения, которое может произойти едва ли не с каждым, даже вполне добросовестным правообладателем.
Предположим, что осторожность, с которой страховщики отнеслись к вопросу интеллектуальной собственности, уже в ближайшем будущем трансформируется в комплекс активных мероприятий по освоению нового сегмента рынка страховых услуг. Принимая во внимание существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и организаций на страховые услуги. Скорее всего, результатом этих мероприятий станет создание нескольких конкурирующих страховых пулов, которыми и сформируют рынок страховщиков интеллектуальной собственности.
Возникновение рынка комплексных услуг по страхованию интеллектуальной собственности может весьма позитивно сказаться на рынке юридических услуг в сфере охраны интеллектуальной собственности. С уверенностью можно предполагать, что строгие правила и методики для страховых компаний будут разрабатывать привлеченные специалисты по нематериальным активам, причем услуги по охране интеллектуальной собственности и ее страхованию, скорее всего будут продаваться одновременно, то есть юридические компании или патентные поверенные уже изначально будут исходить из разработанных требований страховых компаний.
Наверняка. последуют и другие последствия. Например, услуги по страхованию интеллектуальной собственности могут вытеснить услуги по регистрации и депозитированию.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить две весьма веских причины внедрения страхования интеллектуальной собственности:
Формирование рынка таких услуг дает резкий всплеск регистрации патентов и товарных знаков. Организации смогут позволить себе выделять большие денежные средства на патентные исследования и работу патентных консультантов, соответственно, регистрируя больше патентов. Авторы также смогут позволить себе услуги профессиональных консультантов и будут прилагать все усилия для создания реальной конкуренции крупным организациям. В итоге это сделает более конкурентоспособным рынок профессиональных консультаций в сфере патентных услуг и привлечения инвестиций;
Страхование интеллектуальной собственности привлечет новых крупных игроков в сферу профессиональных патентных консультаций
2. Рынок интеллектуальной собственности
2.1 Понятие, сегментация и функции
По существу, рынок интеллектуальной собственности - это рынок результатов интеллектуальной деятельности или чаще всего рынок технологического сырья, а по форме эти сделки на этом рынке оформляются как передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и как передача объектов правовой охраны в виде служебной и коммерческой тайны (ноу-хау).
Однако нельзя забывать, что форма всегда имеет относительную самостоятельность по отношению к содержанию. Потому, когда права приобретаются, то анализируется потребительские качества непосредственно объектов правовой охраны: объем предлагаемых прав, их обремененность правами других лиц, сложность и ресурсоемкость обхода или независимого приобретения имеющихся прав, и пр... Этот анализ не только дополняет анализ свойств основного товара - результата интеллектуальной деятельности, но и существенно влияет на его стоимость.
Безусловно, главное потребительское качество интеллектуальной собственности - способность приносить дополнительную прибыль благодаря новым знаниям о том, как более эффективно удовлетворить запросы потребителя. Только новые технологические, художественно-конструкторские решения, новое программное обеспечение позволяют выпустить успешный товар. Дело это очень рискованное. Статистика утверждает, что в среднем не более 10-15% результатов прикладных исследований воплощаются в товар, приносящий коммерческий успех.[11]
Конкурентоспособность каждого объекта интеллектуальной собственности обычно определяется по следующим основным группам признаков продукции, выпускаемой на ее основе.
Степень правовой защиты на конкретном рынке: наличие защиты основных или второстепенных узлов, наличие товарного знака;
Технический уровень: выше или соответствует современному техническому уровню;
Место на рынке: новый тип продукции, который будет удовлетворять потребность, не удовлетворяемую в настоящее время, либо продукция имеет некоторые новые характеристики, значимые для большого круга потребителей, либо продукция аналогична той, которая уже имеется на рынке;
Характеристика рынка: рынок охватывает всю страну и имеет большое разнообразие потребителей, либо рынок с большим разнообразием потребителей, но только в некоторых районах страны, либо специальный рынок с небольшим числом потребителей;
Цена по сравнению с ценой на сходную продукцию;
Ожидаемая острота конкуренции: выход на рынок конкурентов с аналогичным товаром затруднен из-за значительных затрат на исследование и разработку, либо может появиться ограниченное число конкурентов с аналогичным товаром, либо практически любая фирма может за короткий срок создать аналогичную продукцию и выйти с ней на рынок;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10