Рефераты. История развития менеджмента

В 2000 г. самый большой объем средств по статье "поддержка инноваций и технологии" выделен на развитие инфраструктуры (32%), трансфер технологии (29), распространение лучшей практики (10%)

n Стимулирование инновационной деятельности выходит за национальные рамки и все в большей степени становится прерогативой ЕС . В 1996 г. Европейская комиссия одобрила План действий в области инноваций, в котором наряду с их финансированием (в основном путем мобилизации венчурного капитала на ранних стадиях проектов) намечены и направления косвенного содействия:

• защита интеллектуальной собственности. Комиссия выработала рекомендации по повышению эффективности патентной системы, в частности в отношении авторских прав в информационных сетях и расширения патентной охраны в биотехнологии;

• нормативная база и упрощение административных требований. Предлагается упростить процедуру создания и администрирования компаний. Кроме того, Комиссия разрабатывает новые организационные формы проведения совместных научных исследований, в частности статус Европейской компании и Европейских объединений по экономическим интересам

• образование и профессиональное обучение. Предусмотрены меры по расширению мобильности научных кадров и использованию информационной технологии;

• ориентация программ научных исследований на инновации. В тематических программах пятой Рамочной программы ЕС в сфере НИОКР (1998 – 2000 гг.) приоритет отдан инновационной деятельности .


30.    Менеджмент и стимулирование инновационной экономики в ЕС


Отдельная программа посвящена стимулированию инноваций. Она направлена на оказание помощи предпринимательскому сектору, а также ученым в реализации результатов исследований, трансформации их в новые инвестиции и рабочие места. Особые меры предусмотрены в таких областях, как интеллектуальная собственность, доступ к рисковому капиталу и поиск партнеров в других странах-участницах.

В этой связи интерес может представить опыт Евросоюза и отдельных стран Западной Европы по стимулированию инновационной деятельности, многие элементы которого могут быть использованы и в России. В ЕС за последнее десятилетие произошли значительные изменения в инновационной политике и механизмах стимулирования инновационной деятельности как на наднациональном уровне, так и в рамках отдельных стран и регионов.

В 2003 г. Европейская Комиссия разработала "дорожную карту" (план конкретных действий по стимулированию инвестиций в НИОКР), предусматривающую изменение приоритетов в инновационной политике стран ЕС, цель которых:

- повышение эффективности государственной поддержки исследований и инноваций, обеспечение необходимыми кадровыми ресурсами, улучшение исследовательской базы в государственном секторе, усиление стимулирующего эффекта государственного финансирования на инвестиции в НИОКР частного бизнеса;

- переориентация государственных ресурсов на исследования и инновации путем увеличения эффективности государственных расходов, улучшения правил государственной помощи бизнесу и государственных контрактов;

- улучшение инновационной среды, в частности, охраны интеллектуальной собственности, правил конкуренции, финансовых рынков и налоговых систем.


31.    Антимонопольное регулирование в европейских странах и ЕС и специфика регулирования "инновационного рынка"

Антимонопольная политика стран ЕС еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства. В целях совершенствования антимонопольного регулирования необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства в эффективный регулятор рыночных отношений.

К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся:

продолжение структурных преобразований в экономике Беларусь, особенно в отраслях естественных монополий;

совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;

регулирование и контроль инвестиционных программ;

создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее регулирование этих видов деятельности;

повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ - естественных монополий;

приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;

целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;

сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти.

Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

32.    Национальная инновационная система и венчурное финансирование в развитых государствах


Современная мировая экономика все более приобретает черты инновационной экономики, связанной с разработкой, внедрением и использованием высоких технологий. Проблема создания институтов инновационной системы, позволяющей генерировать, воспроизводить и использовать научно-технические инновации для повышения темпов экономического развития и качества жизни в нашей стране приобретает чрезвычайно актуальное значение. Преодоление современного экономического кризиса в России возможно через реализацию ее преимуществ, таких как достаточно высокий уровень образования и квалификации населения и оставшуюся с советских времен научную и производст венную инфраструктуру, особенно в оборонных отраслях посредством разработки и реализации национальной инновационной системы России. Национальная инновационная система - совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства. Несмотря на различия в подходах к формированию НИС в технологически развитых странах, основной упор делается на тесное взаимодействие между участниками инновационной деятельности, прежде всего на координацию технологического трансфера и финансовых потоков.

Рисковый капитал и инвестиции в научно-техническое развитие, часто называемые в совокупности венчурным капиталом, становятся все более важным экономическим инструментом в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). США и Канада традиционно ориентируются на финансирование в первую очередь новых и очень молодых инновационных объектов. Серьезные изменения в их инвестиционной политике произошли в 80-е годы, когда под воздействием избыточной денежной массы, появившейся в связи с выходом на рынок венчурного капитала мощных пенсионных фондов при довольно небольшом количестве качественных проектов, был осуществлен ряд вложений, приведших впоследствии к крупным потерям.


33.    Особенности использования венчурного финансирования в США и Западной Европе. Венчурные фонды и фирмы. Источники венчурного капитала в США и Европе. Роль фондового рынка в венчурных проектах


За рубежом, особенно в США и в ряде стран Западной Европы, механизм венчурного финансирования инновационных проектов активно используется уже не одно десятилетие. Именно венчурный капитал способствовал реализации во второй половине прошлого столетия ряда крупнейших инноваций в области информационных технологий, микроэлектроники, биотехнологий и в других высокотехнологичных отраслях экономики этих стран

Иностранные инвестиции в виде венчурного финансирования также не получили в России желаемой степени развития по ряду причин, включая достаточно высокий уровень инвестиционных рисков. И сегодня, в период продолжающегося становления механизма венчурного финансирования в России, по-прежнему полезно обращаться к опыту зарубежных стран, в частности, к опыту венчурного финансирования в США и Западной Европе.

В отличие от США, где индустрия венчурного финансирования ориентирована на высокотехнологичные отрасли, венчурный капитал в странах Западной Европы направляется в основные отрасли и сектора экономики. Среди источников происхождения данного вида капитала здесь доминируют банковские структуры. Однако основной поток венчурного капитала в США проистекает из специализированных венчурных фондов. Такие фонды финансируются за счет неформальных объединений инвесторов, включая пенсионные фонды, благотворительные фонды, страховые компании, банковские холдинговые компании, крупные корпорации, индивидуальных инвесторов, иностранных инвесторов, а также так называемых `венчурных профессионалов` (venture capital professionals), представляющих собой посредников между источником инвестиций и компаниями, осуществляющими реализацию инновационных проектов, и не котирующимися на фондовой бирже.

34.    Особенности поэтапного финансирования венчурных проектов. Распределение объемов венчурного финансирования по этапам


Успешный выход из капитала через первичное размещение акций усиливает положительную репутацию венчурного капиталиста, облегчая его возможности по привлечению капитала. Иными словами, объем первичных размещений обусловливает дополнительный приток денежных ресурсов в венчурные фонды.


Одно из объяснений этому связано с тем, венчурные капиталисты, обладая полной информацией о новом продукте/услуге, представляют наибольшую конкурентную угрозу для новаторов именно по завершении основного объема инновационных работ, когда уровень специфичности и неопределенности полученного в рамках НИОКР научного резко снижается. Поэтому на этой стадии новаторы зачастую обращаются к банковскому кредитованию, отказываясь от продолжения венчурного финансирования и скорейшего выхода на рынок капитала


35.    Алгоритм стратегического планирования на фирме

Рисунок 1 - Алгоритм стратегического планирования


36.    Основные объекты изучения внешних рынков

Изучение рынка предполагает исследование комплекса характеристик и данных, определяющих его объектов и их особенности.

Во-первых, это изучение рыночной, предпринимательской среды на внешних рынках, предполагающее анализ демографических, природных, экономических, научно-технических, политико-правовых, культурных и социальных факторов развития мировых рынков. Именно условия предпринимательской и рыночной среды зарубежных государств в первую очередь исследуются внешнеторговыми специалистами при выборе наиболее перспективного рынка сбыта своей продукции или приобретении необходимых импортных товаров.

Во-вторых, это изучение требований мирового или зарубежного рынка к товару, т.е. требований покупателей зарубежных государств к потребительским свойствам продукта и соответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению товара услуг. При этом для российского продавца и производителя данные запросы со стороны покупателей и потребителей товара предстают в качестве составляющих его конкурентоспособности. Поэтому в данной части исследований особое внимание должно быть уделено определению уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее соответствия характеру запросов конкретного рынка и его сегментов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.