Рефераты. Использование приемов операционного анализа в оптимизации величины себестоимости продукции

Рассмотрим примеры переменных затрат, предложенные Р.Г. Поповой [28]:

затраты сырья и основных материалов (прямые материальные затраты);

сдельная заработная плата основных производственных рабочих (прямые трудовые затраты);

электроэнергия, топливо, вспомогательные материалы (общепроизводственные расходы);

затраты на упаковку продукции (коммерческие расходы).

Существуют ресурсы, для наращивания объемов которых необходимо больше времени, чем для изменения переменных затрат. Их называют постоянными затратами. К постоянным затратам относят некоторые общепроизводственные расходы, например, расходы на аренду, сумму начисленного износа, расходы по налогу на имущество. Эти затраты предприятие несет даже при полной остановке производства. В коммерческих расходах тоже есть постоянные расходы, такие как, например, расходы на рекламу. Управленческие (общехозяйственные) расходы в основном представлены постоянными расходами, но и в их составе могут быть переменные затраты. В этом случае для принятия управленческих решений и планирования в таких полупеременных расходов выделяют постоянную и переменную части.

В течение длинного периода несколько лет практически все затраты являются переменными; с течением времени количество постоянных затрат возрастает, они также становятся переменными. Тем не менее в деятельности предприятия можно выделить период, в течение которого изменения объема производства обеспечивают за счет варьирования объемов лишь некоторых используемых ресурсов (сырья, материалов, численности персонала и т.д.), а остальные оставляют фиксированными (оборудование, здания, сооружения). Такой период называют релевантным. Именно для него делят затраты на постоянные и переменные [10].

Таким образом, в релевантном периоде постоянные затраты в сумме не изменяются при разных уровнях деловой активности, они являются относительно постоянными, но рассчитанные на единицу продукции изменяются при разных уровнях производства (таблица 1)


Таблица 1 - Динамика переменных и постоянных затрат при изменениях объема производства (продаж) в релевантном периоде

Объем производства

(продаж)

Переменные затраты

Постоянные затраты



Суммарные

На единицу продукции

Суммарные

На единицу продукции

Увеличивается

Увеличиваются

Неизменные

Неизменные

Уменьшаются

Уменьшается

Уменьшается

Неизменные

Неизменные

Увеличиваются


Чрезвычайно редко затраты являются исключительно переменными и постоянными. В большинстве случаев затраты являются условно-переменными (или условно-постоянными). Изменение уровня деловой активности предприятия также сопровождается изменением затрат, но, в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат элементы как переменных, так и постоянных затрат. К таким затратам относят: электроэнергию в составе общепроизводственных затрат (часть её расходуют в технологическом процессе, а другую часть - на общие нужды); зарплату продавцов, включая постоянный оклад и комиссионные с продаж, и пр. Сумма постоянных и переменных издержек образует суммарные (валовые) затраты анализируемого периода:


TC=FC + VC, (1)


где ТС - суммарные (валовые) затраты;

FC - постоянные затраты;

VC - переменные затраты.

Средние затраты - затраты на единицу продукции. Они представляют собой частное отделение суммарных (валовых) затрат на объем реализуемого товара:


АС = TC/Q, (2)


где АС - средние затраты;

Q - объем реализуемого товара.

Сравнивая средние затраты с ценой выпускаемой продукции, можно определить прибыльно ли производство данной продукции и нужно ли её производить.

Согласно представлениям О.С. Красовой, приростные затраты - это дополнительные затраты, которые возникают в результате изготовления нескольких дополнительных единиц продукции. Приростные затраты могут включать, а могут и не включать постоянные затраты. Если статьи постоянных затрат увеличивают в результате принятого решения, то их изменения рассматривают как приростные затраты. По другим статьям постоянных затрат, которые не меняют в результате принятого решения, приростные затраты равны нулю. Аналогичный подход применяют к приростному доходу (выручке) [26].

Предельные (маржинальные) затраты - прирост затрат, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции. Маржинальные затраты рассчитывают как производную суммарных затрат по объему производства. В релевантном периоде постоянные затраты на единицу продукции не меняются с изменением объема производства, по этому предельные затраты вызваны ростом только переменных затрат в результате выпуска дополнительной единицы продукции:


МС = AVC/AQ, (3)


где МС - предельные (маржинальные) затраты;

AVC - изменение переменных затрат;

AQ - изменение объема производства (реализации).

Аналогичный подход применяют и к маржинальной (предельной) выручке. Маржинальная выручка показывает, на сколько увеличится общая выручка при продаже еще одной единицы продукции [27].

По способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции делят на прямые и косвенные.

Прямые затраты прямо включают в себестоимость продукции. Как правило, их величина зависит от количества выработанных изделий. К таким затратам относят: основные материалы, заработную плату основных производственных рабочих вместе с начислениями на заработную плату (ЕСН) и другие затраты, которые можно прямо отнести на себестоимость продукции.

Косвенные затраты возникают и формируются за отчетный /плановый период независимо от того, сколько и каких изделий производят и производят ли вообще (арендная плата, амортизационные отчисления и т.п.). К косвенным затратам относят: вспомогательные материалы; заработную плату подсобных рабочих, менеджеров, мастеров, контролеров и другого вспомогательного персонала. Косвенные затраты включают либо в бюджет общепроизводственных расходов, либо в бюджет управленческих расходов.

Затраты можно классифицировать в соответствии с тем, насколько они значимы для конкретного управленческого решения. Релевантные затраты - это значимые затраты будущего периода, которые меняются в результате принятия решения. Затраты называют нерелевантными, если они являются незначимы, т.е. не влияют на принимаемое решение.

Предотвратимые затраты - это затраты которые еще не были осуществлены или которые могут быть аннулированы без потерь. При принятии управленческого решения только предотвратимые затраты.

Невозвратные затраты - это затраты прошлого периода, которые возникли в результате ранее принятого решения и их невозможно изменить в будущем. Поскольку принятие управленческих решений касается будущей деятельности предприятия, изменить что-нибудь в прошлом уже нет возможности. Поэтому прошлые (невозвратные) затраты следует исключить при принятии решения: они "подобны сбежавшему молоку". Невозвратные затраты часто возникают при оценке инвестиционных проектов. Решение о принятии (отказе от принятия) инвестиционного проекта необходимо принимать без учета невозвратных затрат, поскольку они представляют собой произошедших в прошлом необратимый отток капитала. Только в том случае, когда невозвратные затраты - единственная основа определения будущих затрат по инвестиционному проекту, их следует брать в расчет [8].

Следует различать нерелевантные и невозвратные затраты. Не все нерелевантные затраты являются невозвратными. Например, при проведении сравнительного анализа двух альтернативных методов производства выяснилось, что при любом варианте затраты на материалы - одинаковы. В этом случае расходы на такие материалы являются незначимыми (нерелевантными), поскольку они остаются неизменными при выборе любого варианта. Однако затраты на материал не являются невозвратными, поскольку он будет потреблен в будущем. Такие затраты становятся предотвратимыми.

Затраты любого предприятия можно разделить на явные и неявные (альтернативные издержки). Сумма всех явных затрат - себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью - прибыль. Чтобы получать бухгалтерскую прибыль, предприятию достаточно добиться превышения доходов над явными издержками. Однако положительная бухгалтерская прибыль не всегда свидетельствует о благополучие предприятия.

Иногда для принятия управленческих решений необходимо суммарные издержки включать в затраты, которые денежных расходов не требуют. Такие затраты называют неявными (альтернативными, или вмененными). Альтернативные затраты - это доход, который могло бы получить предприятие если бы предпочло иной вариант использования ресурсов [15].

Затраты классифицируют по месту возникновения затрат - в зависимости от организационного деления и технологических особенностей предприятия. Руководитель центра затрат (начальник отдела, мастер) несет ответственность за издержки этого подразделения и должен обеспечить выполнение запланированных показателей. Он должен организовать нормирование, планирование и учет затрат. Центр затрат может быть как достаточно большим (например, завод), так и малым (рабочее место). Крупные центры затрат могут состоять из более мелких, в то же время несколько рабочих мест могут быть объединены в более крупный центр затрат (отдел, служба, цех).

Затраты делят на две группы регулируемые (контролируемые), нерегулируемые (неконтролируемые). Если руководитель центра затрат способен влиять на затраты, они являются регулируемыми, если затраты не поддаются управлению - нерегулируемые. Например, в производственном цехе допущен перерасход сырья и материалов. Эти затраты - контролируемые для начальника цеха (центра затрат) в случае когда перерасход вызван нарушением технологического процесса. В случае приобретением предприятием материалов низкого качества ответственность понесет начальник отдела материально-технического снабжения, а для начальника цеха затраты станут неконтролируемыми.

Формирование центром затрат способствует:

контролю и оперативному реагированию на отклонение от плановой величины издержек;

сокращению отклонению фактических затрат от нормативных;

сокращению затрат с учетом ответственности за это конкретных структурных подразделений, должностных лиц.

Однако уменьшение затрат имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции [27].

Рассмотрим основные виды себестоимости, представленные на рисунке 2.


Рисунок 2 - Виды себестоимости


Таким образом, для успешной деятельности предприятия необходимо создать эффективную систему управления затратами, в рамках которой информация о затратах используется для разработки стратегии развития, направленной на достижение устойчивого преимущества перед конкурентами. Мы выяснили, что управление затратами - это динамичный процесс управленческих действий, направленных на оптимизацию затрат с целью повышения эффективности работы предприятия и получения преимуществ перед конкурентами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.