Рефераты. Использование приемов операционного анализа в оптимизации величины себестоимости продукции

Многие виды расходов для одних предприятий могут рассматриваться как переменные, а для других - как постоянные затраты. Достаточно привести к примеру затраты на оплату труда: при сдельной оплате - это переменные затраты, при твердом окладе работников - постоянные. Список переменных и постоянных затрат для каждого предприятия свой, но критерий классификации универсален: зависимость либо независимость от величины объема производства.

Смешанные затраты состоят из постоянной и переменной частей. Примеры таких затрат: почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования и т.п. В дальнейшем величиной смешанных затрат можно пренебречь ради ясности изложения. При конкретных же расчетах, если необходима точность, придется выделять постоянную и переменную "доли" в смешанных затратах и причислять эти "доли" к постоянным и переменным затратам соответственно. Чтобы не затемнять суть дела, абстрагируемся сейчас также от налога на добавленную стоимость (будем брать сразу чистую выручку от реализации) и налога на прибыль.

Классификация затрат на переменные и постоянные необходима для решения задачи максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Также эта классификация позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить "запас финансовой прочности" предприятия на случай осложнения конъюнктуры и иных затруднений. Таким образом, классификация затрат необходима для операционного анализа.

Существует четыре метода деления затрат:

1) метод, основанный на записях в бухгалтерских регистрах;

2) визуальный или графический (статистический по названию в различных источниках);

3) метод высшей и низшей точек (минимаксный);

4) метод наименьших квадратов.

Каждый из этих методов имеет и свои "минусы", такие как трудоемкость и сложность в использовании или неточность результата.

Для предприятия ООО "Павловскинвест" можно применить упрощенную методику расчета постоянных расходов. Используя данные бухгалтерского баланса за 2007 год - к постоянным расходам отнесем:

амортизация - 7324 тыс. руб.;

заработная плата служащих (руководителей и специалистов) - 2093 тыс. руб.;

коммерческие расходы - 127 тыс. руб.;

а также прочие расходы в размере - 78,5% (по оценкам специалистов предприятия) - 1662 тыс. * 0,785 = 1306 тыс. руб.

Таким образом, общая сумма постоянных расходов составит:


7324 тыс. + 2093 тыс. + 127 тыс. + 1306 тыс. = 10850 тыс. руб.


Так как выручка предприятия за 2007 год составляет - 158683 тыс. руб., а прибыль - 39193 тыс., переменные расходы составят:

158683 тыс. - 10850 тыс. - 39193 тыс. = 108640 тыс. руб.

Для предприятия ООО "Павловскинвест" данная методика расчета постоянных и переменных расходов вполне приемлема. Можно применить более точные и сложные расчеты, но т.к некоторые виды затрат содержат в себе и переменные и постоянные расходы, точно определить в какой именно пропорции их разделять - сказать сложно. Поэтому, даже более точные методы расчета могут дать приблизительный результат.

В практических расчетах, например, для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (маржинального дохода) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Этот показатель в экономической литературе обозначается тоже как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

Рассчитаем валовую маржу ООО "Павловскинвест" для 2007 года:


158683 тыс. - 108640 тыс. = 50043 тыс. руб.


Маржинальный доход можно рассчитывать не только в целом для предприятия, но и для каждого вида продукции или для группы видов в целях сравнительной характеристики рентабельности производства каждого вида продукции.

Так как ООО "Павловскинвест" является относительно небольшим сельскохозяйственным предприятием, то для него можно рекомендовать упрощенную методику расчета переменных и постоянных расходов на основе бухгалтерского баланса.


3.2 Расчет показателей операционного анализа


В условиях рыночной экономики благополучие любого предприятия зависит от величины получаемой прибыли. Одним из инструментов управления и влияния на балансовую прибыль предприятия является операционный леверидж. Он позволяет оценить экономическую выгоду в результате изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.

Производственный леверидж аналитики используют для определения степени чувствительности операционной прибыли компании к изменению объема продаж. Данный показатель тесно связан с расчетом области безубыточности, т.е. точки с нулевой операционной прибылью (общие доходы равны общим издержкам).

Леверидж и анализ безубыточности служат инструментом для:

текущего планирования при определении возможной величины прибыли, убытков, "интервала выживаемости";

обеспечения информацией при принятии решения путем анализа влияния изменений цены продукции, объемов производства, величины издержек на прибыль;

оценки новых проектов на основе прогнозируемых издержек и доходов.

Основным принципом, лежащим в основе анализа безубыточности и, следовательно, операционного левериджа, является характер поведения затрат. Одни расходы изменяются с колебанием объема продаж, другие остаются неизменными вне зависимости от него. Издержки первой категории относятся к переменным, вторые - к постоянным.

Для использования модели операционного левериджа вводятся следующие предположения.

1. Факторы, входящие в состав модели, отвечают утверждениям:

издержки обоснованно подразделяются на переменные и постоянные;

переменные издержки варьируются пропорционально объему продаж;

постоянные остаются неизменными при любых колебаниях;

продажная цена единицы продукции стабильна в диапазоне, включенном в анализ.

2. Условия, относящиеся к деятельности компании и окружающей среде, которые подчеркивают статичный характер расчета:

ассортимент реализуемой продукции остается неизменным;

эффективность деятельности постоянна;

цены факторов, влияющих на себестоимость, не изменяются;

единственный показатель, влияющий на себестоимость, - объем продаж;

уровень запасов на начало, и конец периода принимается неизменным;

нет существенного изменения в общем уровне цен за данный период.

Для анализа безубыточности и, в последующем, операционного левериджа компании очень важно установить зону релевантности - область, где доходы изменяются в установленной зависимости от затрат.

Практика показывает, что в зоне релевантности производство того или иного товара становится более прибыльным с увеличением объемов выпуска. При приближении к проектным мощностям и при выходе из этой области доходы могут начать снижаться, например, из-за возросших затрат. Аналогично очень маленькие объемы производства (до достижения зоны релевантности) могут сопровождаться непропорционально малым доходом.

Анализ безубыточности может проводиться графическим и аналитическим методами.

График показывает зависимость доходов, издержек и прибыли от объемов продаж. Место пересечения линий совокупных издержек и совокупного дохода определяет точку безубыточности, то есть тот объем продаж в натуральном выражении, с которого компания выходит из зоны убытков и начинает наращивать прибыль.

Структура выручки предприятия ООО "Павловскинвест" за 2007 год представлена в таблице 16 (взята в бухгалтерском балансе, форма №9. II). Плановые показатели на 2008, 2009 г. г. рассчитаны следующим образом, выручка от зерновых и зернобобовых культур увеличена на 20% от предыдущего года, выручка от реализации остальной продукции увеличена на 25%.


Таблица 16 - Структура выручки предприятия ООО "Павловскинвест" на 2007 - 2009 г. г., тыс. руб.

Показатели

2007 факт

2008 плановая

2009 плановая

Зерновые и зернобобовые культуры - всего

52676

63209

75851

в том числе




 - пшеница

35524

42628

51154

 - рожь

7684

9220

11064

 - просо

14

17

20

 - кукуруза

6678

8013

9616

 - ячмень

2776

3331

3997

Подсолнечник

39312

47174

56609

Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде


66123


79347



95217


Прочая продукция растениеводства

23

27

33

Прочие доходы

549

658

790

Итого выручка

158683

190415

228500


Таким образом, финансовые показатели за 2007 год следующие:

Выручка от реализации (S) - 158683 тыс. руб.

Постоянные издержки (Cf) - 10850 тыс. руб.

Переменные издержки (Cv) - 108640 тыс. руб.

Прибыль (П) - 39193 тыс. руб.

Необходимо определить:

1) точку безубыточности;

2) какая операционная прибыль останется у компании, если количество реализованной продукции сократится на 15%.

Точку безубыточности можно рассчитать следующим образом:

Находится маржинальный доход (МД)

МД = выручка - переменные затраты


МД = S - CV

 

Далее по формуле:



где tкр. - точка безубыточности (критическая точка) (21)

МД = 158683 тыс. - 108640 тыс. = 50043 тыс. руб.



Таким образом, точка безубыточности равна 34444 тыс. руб. Это выручка, при которой предприятие получает нулевую операционную прибыль.

Общая формула для определения значения производственного левериджа следующая:


 (22)


Операционный леверидж показывает, на сколько процентов изменится операционная прибыль при увеличении/уменьшении объема продаж на 1%:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.