Рефераты. Инновационный проект: этапы функционирования и реализации p> . прогнозирование экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных показателей технического уровня проекта, времени на его осуществление, затрат, предполагаемых доходов, объема рынка, величины спроса и т.д.

. обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и неформальных методов, на основании которых принимается окончательное решение о целесообразности осуществления инновации.

В самом общем виде целям всестороннего исследования проекта на протяжении всего периода жизненного цикла служит проведение технического, коммерческого, экологического, организационного, социального, экономического и финансового анализа.

Задачи:

. технического анализа – рассмотрение технико-технологических альтернатив и оценки их реализуемости, сроков осуществления проекта в целом и его фаз; определение доступности и достаточности источников сырья, рабочей силы и других требуемых ресурсов; составление календарных планов и сетевых моделей

. коммерческого анализа – определение возможных рынков сбыта и сегментов потребителей, каналов продвижения продуктов на рынок и мероприятий по стимулированию сбыта; оценка конкурентов и выбор конкурентоспособной стратегии

. экологического анализа - определение потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом в течение всего жизненного цикла и мер, необходимых для сокращения и предотвращения этого ущерба

. организационного анализа – определение функций участников проекта; оценка их сильных и слабых качеств с т.з. материально-технической базы, квалификации, возможностей и финансового положения; разработка мер по устранению слабых сторон участников и совершенствование организационных факторов

. социального анализа – определение пригодности проекта для его пользователей и приемлемости для региона; оценка социально- культурных и демографических характеристик населения, затрагиваемого проектом, его влияние на изменения количества и структуры рабочих мест; условий труда и бытовых условий

. финансового анализа – определение соотношения финансовых затрат и результатов, обеспечивающих необходимую норму доходности; прогнозирование инфляции по видам затрат, результатов и оценке пределов ее изменения применительно к организациям – участникам проекта.

. экономического анализа – отражение эффективности проекта с точки зрения интересов всего общества в целом, поступлений средств в различные бюджеты в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды.

Не существует универсальной системы отбора проектов, т.к. инвесторы и организации, реализующие проект, находятся в своих неповторимых условиях функционирования, и поэтому используют и руководствуются своими методами и критериями.

Задача анализа инвестиций, экспертизы и отбора проектов – это проблема эффективности менеджмента. Как с точки зрения организации – разработчика проекта, так и с точки зрения потенциального инвестора основу реализуемой ими инвестиционной политики составляют система предварительного отсева инвестиционных проектов, не отвечающих избранной стратегии, и совокупность принципов и критериев отбора проектов из большого количества предложений, прошедших через сито предварительного отсева. Как следствие этого, процесс обработки и анализа инвестиционных предложений осуществляется по многоступенчатой схеме:

. предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана инвестиционного проекта

. независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта

. принятие решения о финансировании проекта.

Цель первого этапа – это выявление соответствия инвестиционного предложения, оформленного в виде заявки, – целям, приоритетам и предназначению источника финансирования. Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых для инвестора и конечных результатов проекта.

В качестве возможных вариантов приоритетов могут быть использованы: общественная значимость проекта, влияние на имидж инвестора; соответствие целям и задачам инвестора; соответствие финансовым возможностям инвестора; рыночный потенциал создаваемого продукта, период окупаемости проекта; прибыль и уровень риска; экономичность и безопасность проекта; соответствие законодательству. С помощью обычного метода экспертных оценок делается заключение о мере соответствия представленного инвестиционного предложения предназначению и возможностям инвестора; о приемлемости интегральных показателей экономической эффективности проекта.

Этап предварительной экспертизы характеризуется минимальной трудоемкостью, следовательно, и стоимостью экспертных работ. Результатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы.

Второй этап характеризуется выбором и использованием разнообразных методов отбора инвестиционных проектов. Наиболее распространенной последовательностью использования этих методов является:

. составление перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении проектов

. бальная оценка проектов, в т.ч. с учетом неопределенности

. финансово-экономическая оценка проектов, включающая методы дисконтирования денежных потоков и определение срока окупаемости инвестиций.

Отбор проектов с помощью перечня критериев нацелен на выявление общего представления о проекте (его достоинствах и недостатках) путем установления соответствия проектов каждому из критериев установленного перечня. Перечень критериев и степень их важности может различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или потенциального инвестора).

При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы:

. целевые критерии

. внешние и экологические критерии

. критерии реципиента, осуществляющего проект

. критерии научно-технической перспективности

. коммерческие критерии

. производственные критерии

. рыночные критерии

. критерии региональных особенностей реализации проекта.

Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают:

. совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом

. соответствие проекта отношению организации к риску

. соответствие проекта отношению организации к нововведениям

. устойчивость положения организации и т.д.

Внешние и экологические критерии включают:

. правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству

. возможное влияние перспективного законодательства на проект

. возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта

. воздействие проекта на уровень занятости и т.д.

Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают:

. навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи

. стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке

. данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории

. данные о потенциале роста

. показатели диверсификации и т.д.

При помощи научно-технических критериев оценивается вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности организации. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшею специализацию организации. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также изменения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Критерии включают данные о:

. перспективности используемых научно-технических решений

. патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений

. перспективности применения полученных результатов в будущих разработках

. положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес, и т.д.

Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о:

. размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта

. потенциальном годовом размере прибыли

. ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли

. значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора

. соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений

. сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков

. стабильности поступления доходов от проекта

. возможности использования налоговых льгот

. оценки периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам

. необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях

. финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.

Производственные критерии включают данные о:

. доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования

. необходимости технологических нововведений для осуществления проекта

. наличие производственного персонала (по численности и квалификации)

. возможности использования отходов производства

. потребности в дополнительных производственных мощностях

(дополнительном оборудовании) и т.д.

Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку:

. соответствия проекта потребностям рынка

. общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту выхода новой продукции на рынок

. вероятности коммерческого успеха

. эластичности цены на данную продукцию

. необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок

. соответствие проекта уже существующим каналам сбыта

. препятствий для проникновения на рынок

. защищенности от устаревания продукции и склонности к модернизации

. ожидаемого характера конкуренции и ее влияния на цену продукции и т.д.

Критерии региональных особенностей реализации проекта обусловлены различием ресурсных возможностей, степени социальной нестабильности, состоянием инфраструктуры и уровня риска при инвестиционных действиях в различных регионах.

Следующим этапом процедуры экспертизы является бальная оценка рассматриваемых проектов. Метод бальной оценки заключается в следующем:

. оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев)

. критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса среди потребителей)

. качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается количественно.

По результатам составляются оценочная таблица и профиль проекта.
Общая оценка проекта получается при перемножении веса критерия и веса ранга, соответствующих отмеченным значениям. Оценки, полученные таким образом, нельзя считать абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при определении значимости каждого из факторов и числового значения каждого из рангов. Повысить объективность выводов можно, главным образом, за счет привлечения и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы постороннего информационного потенциала, партнеров из числа лучших научных организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, технологий, образования и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.