Рефераты. Инновационные игры в подготоке менеджеров

a)                 отклонить;

b)                 уточнить;

c)                  агрегировать.

3.                Каждый участник имеет право вето на изменение любой идеи. То есть если хотя бы один участник не согласен с предложенным изменением, то оно не принимается.

Ведущий следит, чтобы на этом этапе процесс проходил не на оценку идей, а на их понимание.

V.              Этап выбора и ранжирования идей (10 минут)

1.                Каждому участнику предлагается выбрать и записать 3-8 (10-15 % от общего числа) наиболее важных с его точки зрения предложений из перечня.

Ведущий раздает участникам карточки для голосования (рекомендуется использовать липкие листочки для записей) и просит записать в центре карточки номер идеи / предложения. Максимальное количество отбираемых идей не должно превышать восьми.

2.                Каждому участнику предлагается ранжировать отобранные им варианты, задать предложениям «веса» по степени их важности, с точки зрения участника.

Например (если на первом шаге предложено отобрать пять идей):

ò    из пяти идей выберите наиболее важную, с вашей точки зрения. Поставьте в правом нижнем углу карточки цифру «5». Отложите эту карточку;

ò    из оставшихся четырех идей выберите ту идею, которая вам кажется наименее значимой. Поставьте в правом нижнем углу карточки цифру «1». Отложите эту карточку;

ò    из оставшихся трех идей выберите наиболее важную, с вашей точки зрения. Поставьте в правом нижнем углу карточки цифру «4». Отложите эту карточку, и т.д.

3.                Обсуждения и «советы» не допускаются.

Ведущий следит за тем, чтобы участники не переговаривались и не советовались друг с другом.

VI.           Подсчет голосов (10-20 минут)

1.                Подсчитывается, сколько карточек подано за каждую идею.

Ведущий предлагает участникам подойти к стене, на которой развешаны листы с записями предложений, и приклеить на выбранные ими варианты идей карточки с соответствующими номерами.

2.                Подсчитывается, сколько рангов/баллов получила та или иная идея.

Ведущий начинает подсчет голосов. Считается количество поданных карточек за каждое предложение и сумма баллов на этих карточках. Ведущий может пригласить себе в помощь одного или двух из участников для ускорения процедуры.

3.                Отбирается 3-5 идей, получивших наибольшее количество голосов по двум показателям одновременно.

Как правило, наблюдается резкий отрыв в поданных карточках и сумме баллов одной - трех идей от остальных.

VII.        Заключительный этап (10-20 минут)

1.                Обсуждение итогов голосования.

2.                Заключительная попытка агрегировать отобранные идеи.

3.                Определение последующих шагов и программы действий.


4. Морфологический анализ (метод многомерных матриц)

Морфологический подход был предложен в качестве рабочего инструмента немецким менеджером Бернсом в 1907г. (по материалам журнала «Управление персоналом»).

Бернс решал проблему повышения эффективности выпуска потребительских товаров на электротехнической фирме «АЭГ». Он обратил внимание на то, что для производства каждого из товаров требовалась совершенно новая оснастка. Это затрудняло переход к новым товарам и увеличивало издержки. Бернс предложил и реализовал схему, в которой огромное разнообразие достигалось за счет комбинирования ограниченного числа тщательно отобранных простых элементов оснастки.

Детально метод был разработан в 1942г. швейцарским физиком Ф. Цвики и получил название морфологического анализа, под которым он понимал системный анализ связей.

Основная цель метода заключается в построении всех возможных вариантов реализации исследуемого объекта, как правило, для определения возможных границ его изменения.

Метод состоит из пяти этапов.

Этап 1. Дать точную формулировку проблемы, подлежащей решению. На этом этапе очень важно привести б описание объекта.

Этап 2. Сформулировать (выявить) важные характеристики (свойства, функции) объекта, совокупность которых обеспечивает существование и функционирование объекта, решение проблемы.

Этап 3. Раскрыть возможные варианты реализации каждой характеристики (свойства, функции) в отдельности.

Этап 4. Совокупность полученных вариантов свести в морфологическую таблицу.

Этап 5. Выбрать решения из морфологической таблицы и определить их функциональную ценность.

5. Метод синектики


Автором является Дж. Гордон (Гарвард, Пенсильванский, Калифорнийский, Бостонский университет).

Идея синектики возникла в практике исследования метода «мозгового штурма». Суть ее заключается в поиске и реализации возможности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессах интеллектуальной деятельности.

Идея синектики заключается в формировании «группового мышления» в специально созданной группе синекторов. Главным отличием синектики от метода «мозгового штурма» является подход к исследованию и решению проблемы не с позиции выдвижения идеи в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление незавершенных идей и мыслей, которые подпитывают процесс коллективного мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции. Группа влияет на творческую активность индивида, обусловливает отказ от стандартных подходов. Это определяется подбором групп и организацией ее работы.

Группа формируется в три этапа: отбор по потенциалу знаний, образования и опыта – это первый этап; второй – отбор по потенциалу творчества (тип мышления, эмоциональный настрой, система ценностей); третий – отбор по потенциалу коммуникативности. Для каждого этапа должны существовать определенные критерии отбора и тесты реализации этих критериев в оценках кандидатов.

Сформировать группу еще недостаточно, чтобы она могла продуктивно работать. Ее надо обучить некоторым приемам совместной деятельности. Продолжительность обучения может быть различной. Главное - сформировать понимание метода и уверенность в его продуктивности, коллективизм в решении проблем исследовательского типа, освоение роли каждого в синектической группе (В.В. Мыльник «Исследование систем управления»).

6. Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО) – метод, ориентированный на поиск идей в неожиданных направлениях, позволяет отслеживать динамику внешней среды чаще всего противоположным взглядом, развивает диалектику мышления.

Автором методики является Ч. Вайтинг (1958г.).

МФО – это эвристический метод продуктивного творчества. Он прост в освоении, легок в применении и позволяет за весьма короткое время создать большое количество инновационных идей, не имеющих аналогов на рынке.

МФО можно применять для проведения корпоративного тренинга по разработке организационных инноваций или усовершенствованию выпускаемых продуктов.

МФО предполагает перенос на объект изменения свойства других объектов или явлений, например, «ледяной чай» ® «говорящий чайник»® «музыкальная чашка» и прочие «фокусы». В МФО используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайностей. Результативность поиска с помощью этого метода во многом определяется творческой рефлексией полученных речевых конструкций и умением пользователя выстраивать ассоциативные цепочки. Кроме того, метод предъявляет высокие требования к воображению пользователя.

Использование случайностей позволяет быстро получать оригинальные нестандартные решения. На поиск аналогичных решений обычными способами (перебор вариантов, мозговой штурм) потребовалось бы затратить многократно большее время. Эффективность объясняется тем, что посредством специальной процедуры различные знания и признаки случайных объектов фокусируются на объекте обновления (этим объясняется название метода).

Фокальный объект – это объект (отдельный предмет, вещь, товар или услуга, организация в целом или ее отдельное подразделение), попавший в фокус нашего внимания.

Разновидностью МФО является метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Тренинг по применению МФО включает следующие шаги / стадии

1.                Определение объекта изменения / обновления фокального объекта.

2.                Выбор случайных объектов.

3.                Определение параметров случайных объектов, отобранных на шаге 2.

4.                Связывание найденных на шаге 3 параметров с фокальным объектом.

5.                Поиск ассоциативных решений конкретной проблемы по аналогии с полученными на шаге 4 соотношениями.

6.                Формулировка отобранных на шаге 5 идей в виде готовых решений.

7.                Разработка плана реализации полученного решения.

Последовательность работы по применению МФО

(методические рекомендации)

Вступительная часть.

Знакомство с МФО и правилами работы с ним.

Шаг1. Название «фокальный объект» для предмета обновления происходит от того, какой объект попадает в фокус нашего внимания. Фокальный объект показывает, что находится в фокусе, на чем фокусируется мысль. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, организация в целом или ее отдельные подразделения.

Шаг 2. Случайные объекты никак не должны быть связаны с фокальным. Если в качестве фокального объекта выбрано ОКНО, то в качестве случайных объектов не рекомендуется выбирать подоконник, стены или шторы.

Если в качестве фокального объекта выбрана услуга или какое-либо «действо», то в качестве случайных объектов необходимо выбрать:

a)                «живые» объекты, например: растения, животные, профессии и т.д.;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.