Рефераты. Инновационные игры в подготоке менеджеров

2. Мозговой штурм (Brainstorming)

Это, вероятно, самый известный метод решения проблем. Один из самых древних методов решения задач и активизации воображения. Автор идеи мозгового штурма – преподаватель американского университета в США Алекс Осборн (40-е гг. ХХ века). Он обратил внимание на то, что в сознании каждого человека при решении задачи происходит одновременно два процесса: творческий (генерирование новых идей) и аналитический (оценка и анализ этих идей). В результате продуктивность процесса принятия решений снижается, поскольку многие «сырые» идеи не выдерживают либо внутренней, либо внешней критики (И.Б. Ромашова, «Финансовый менеджмент»).

Изобретательство и творчество древнейшее занятие человека. Способности к творчеству, к созданию нового и преобразованию старого позволили человеку занять главенствующее положение в биологической иерархии планеты.

Но создание нового не давалось человечеству просто. На всем протяжении своей истории человек действовал методом проб и ошибок, перебирая бесконечное множество вариантов. Цена изобретений подчас была слишком велика. За ошибки человек расплачивался не только потраченным временем, потерянными деньгами, положением в обществе, но порой и собственной жизнью. За прошедшие тысячи лет истории человечества изменилось практически все. Без изменения оставался только сам принцип создания нового перебор вариантов методом проб и ошибок (до момента создания ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – автор Генрих Саулович Альтшуллер). Но нельзя сказать, что человечество не делало попыток усовершенствовать перебор вариантов. Такая работа велась, и появлялись новые методы активизации процесса поиска новизны.

Еще викинги применяли его при решении своих задач. При экстремальных ситуациях вся команда собиралась на палубе. Собирался совет, на котором каждый член команды вносил свои предложения. Вначале высказывались юнги, затем матросы, после них офицеры. Капитан вносил свои предложения последним, и он же принимал решение.

Осборн в начале карьеры работал помощником управляющего на небольшом заводе, и в его обязанности входило придумывание разных новых изделий. После этого – во время Второй мировой войны – морской офицер, капитан транспортного судна. Затем работа в крупной рекламной компании, где в поисках новых идей для рекламы Осборн применял метод мозгового штурма (осада, атака).

Часто новые идеи не выдерживают критики и бракуются уже на этапе их высказываний, поэтому в основе метода мозгового штурма лежит простая мысль о том, что необходимо отделить процесс генерации идей от процесса их оценки.

Изобретение Осборна было до гениального простым: разделить во времени генерирование новых идей и их оценку. Решение задач с методом мозгового штурма происходит в два этапа.

1. На первом этапе (генерирования идей) запрещена всякая критика, поощряются любые даже дикие, неосуществимые и фантастические идеи.

Правила:

- идей должно быть как можно больше;

- выступающему быть откровенным, конкретным, уважительным;

- критика в любом виде запрещена;

- обосновывать идеи не нужно;

- всячески приветствуется развитие идей партнеров;

- каждая идея фиксируется (на плакате, стенографируется или записывается на магнитофон, видеокамеру).

Образ: «свободное качение». Продолжительность работы – до 30 минут. Количество участников – до 15 человек.

2. Но на втором этапе эксперты критически оценивают результаты штурма, пытаясь отобрать рациональные идеи.

Правила:

- найти рациональное зерно в каждой идее;

- определить кому и для чего это нужно;

- определить, что произойдет, если ничего не менять.

Образ: «поиск золотых песчинок в лотке». Продолжительность работы от нескольких часов до нескольких дней. Количество участников – по ситуации. Возможно привлечение независимых экспертов и специалистов из смежных областей.

Сам А. Осборн предлагает порядок проведения мозгового штурма, состоящего из трех этапов.

1. Подготовительный этап – производится подбор в группы «генераторов идей» и «аналитиков». В группу «генераторов» приглашаются несколько специалистов по проблеме, примерно столько же специалистов смежных профессий и 1-2 специалиста, не разбирающихся в рассматриваемом вопросе.

2. Этап генерации идей – производится под руководством ведущего на протяжении 30-40 минут. Ведущий сообщает условия и следит за соблюдением запрета на критику, поощряет юмористические, фантастические идеи, развивает новые мысли и идеи. Все идеи записываются на видеокамеру.

3. Этап анализа и оценки – проводится после распечатывания всех идей и передачи их «аналитикам» для оценки и принятия решения. Группа должна руководствоваться правилом: ни одна даже самая «бредовая» идея не должна быть отброшена без тщательной проработки, проверки, анализа и оценки по ее экономической эффективности.

Практический опыт применения этого метода показывает, что из всех идей, высказанных во время мозгового штурма, работоспособными оказываются лишь 1 -2%. Но если хоть одна идея из ста подходит для решения задачи, то цель проведения мозгового штурма достигнута. За прошедшие полвека метод не раз пытались усовершенствовать, и в настоящий момент существует больше сотни разновидностей мозгового штурма. Все их можно разделить по четырем признакам:

-                   по числу участников: индивидуальный, групповой, командный.

-                   по форме: диалог, диспут, игра, турнир, конференция, сессия, совещание.

-                   по процессу: разовый, этапный, многостадийный, цикличный.

-                   по целям: обмен информацией, развитие внутренних коммуникаций, выбор задачи, решение проблем.


3. Метод номинальных групп (МНГ)


Метод номинальных групп является одной из разновидностей метода мозгового штурма, проводящегося в группе, по форме проведения – совещание, по процессу – этапный, по целям – выбор задач и решение проблем.

Этот метод применяется для быстрого принятия групповых решений, на обсуждение которых обычно затрагивается большое количество времени. МНГ позволяет выявить и сопоставить индивидуальные суждения каждого участника и одновременно с этим осуществить согласованный групповой выбор.

МНГ разработан американцами Андре Дельбеком и Эндрю Ван де Веном и впервые применен в 1968г. Метод основан на социально-психологическом анализе проведения совещаний по принятию согласованных групповых решений.

В США и Западной Европе этот метод применяется в производственных и коммерческих компаниях уже более 30 лет и используется при подготовке специалистов в области экономики и управления.

Результатом проведения заседания с использованием этого метода является выбор согласованного решения или постановка задачи, желание участников работать над задачей, формирование единого мнения и чувство удовлетворенности в полученных результатах. Подробнее с методом номинальных групп можно ознакомиться в книге Д. Скотт Синка «Управление производительностью».

План проведения заседания рабочей группы (порядок работы)

I.                  Вводная часть (5-10 минут)

1.                Цель заседания группы.

Предлагается формулировка поставленной задачи (одной), например:

                определите цели, которые мы должны стремиться достичь в ближайшие 3 – 5 лет,

или

                определите первоочередные задачи, которые мы должны решить в ближайшие 6 месяцев,

или

                на что сегодня в первую очередь необходимо выделить деньги, чтобы достичь наших целей,

или

                что нам необходимо сделать, чтобы поднять объем продаж, или

                как перестроить работу компании, для того, чтобы наша доля рынка увеличилась, и т.д.

Ведущий зачитывает формулировку задачи и предлагает участникам группы сформулировать на нее ответ.

2.                Правила работы.

Ведущий знакомит участников с правилами работы и последовательностью этапов. Участники должны высказывать свои собственные идеи. Критика запрещена.

3.                Использование результатов работы.

Где, когда и кем будут использованы полученные результаты.

II.               Этап генерирования идей (10 минут)

1.                Участники группы записывают свои ответы на бумаге.

2.                Предлагаются только СВОИ варианты.

3.                Обсуждение и «советование» запрещено.

Ведущий следит за соблюдением участниками правил и поддерживает тишину.

III.            Этап перечисления идей (30-50 минут)

Ведущий прерывает второй этап, но подчеркивает, что участники могут продолжать записывать возникающие у них идеи. Участникам предлагается по очереди зачитывать свои предложения (процесс генерирования идей не прекращается).

1.                За одно обращение называется только одна идея.

2.                Участники высказываются по кругу.

3.                Участник может пропустить свою очередь и снова взять слово на следующем круге.

4.                Обсуждение допускается только для удобства регистрации ответа и только между участником, высказывающим идею, и ведущим.

5.                Критика и оценка ответов запрещена.

Ведущий записывает каждую идею на доске и присваивает ей порядковый номер. Поскольку идей высказывается много, лучше их записывать на флипчарте. Заполненные листы затем вывешиваются на стену.

IV.           Этап уяснения идей (20-40 минут)

1.                Ведущий зачитывает каждый ответ из списка, чтобы убедиться, что все участники поняли идеи в том виде, в котором они записаны.

2.                Любой участник может предложить толкование идеи или их комбинирование. Идею можно:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.