Рефераты. Инновационные игры в подготоке менеджеров

Одним из важнейших принципов обучения является связь теории с практикой, который реализуется в методах, увязывающих теорию с практикой, подтверждая практическое значение изучаемых явлений. В деловых играх, используемых в учебном процессе, эта связь обусловливается проблемным подходом к усвоению учебного материала, экспериментированием и конкретностью рассматриваемых ситуаций.


Разработка деловой игры

Изложенные выше методологические предпосылки позволяют обосновать некоторые теоретические положения и необходимую последовательность конструирования деловой игры:

§     с учетом назначения деловой игры (обучение и исследование) приводится описание конкретной ситуации, основные проблемы и решения, вызывающие данную ситуацию;

§     осуществляется формализация игры, в основе которой лежат экономико-математические методы. Количественные зависимости, описывающие закономерности изменения показателей данной конкретной ситуации и представляющие структуру имитационной игровой модели, позволяет наблюдать зависимость результатов деятельности системы от управляемых и неуправляемых величин. В общем виде имитационная модель состоит их переменных, параметров и критериев, которые в свою очередь могут быть целыми функциями, принятыми с ограничивающими условиями. Некоторые процессы описываются логическими операциями в виде алгоритмов и блок-схем. Случайные величины формализуются в виде математических зависимостей или генерируются непосредственно компьютером;

§     устанавливается адекватность модели реальной ситуации. Этот процесс использует метод анализа и синтеза системы. Построение модели связано с упрощением реальной системы методом абстрагирования ее на части, затем отдельные упрощенные составные системы объединяются в единое целое с тем, чтобы создать модель, адекватную реальной конкретной ситуации. Точность формируемой имитационной модели и принятие решений во многом предопределяется достоверностью данных. Если данные представлены фактическими показателями прошлой деятельности, то их достоверность может быть оценена известными статистическими методами. Когда же необходимо использовать будущие данные, описанные качественно и количественно, возникает необходимость установления их достоверности. Экономические и социальные решения в основном нацелены на будущее, следовательно, ориентируются на использование априорной информации. Это обстоятельство определяет необходимость применения прогнозных данных.

Разработка системы стимулов, способствующих активизации участников игры, должна базироваться, прежде всего на мотивах, вызванных положительными эмоциями и в меньшей степени на отрицательных, так как последние тормозят мыслительную деятельность обучающегося.

Наиболее сложным и важным конструктивным элементом деловой игры является система стимулов, базирующаяся на реально действующих условиях в различных производственных организациях.

Компьютер является важным элементом деловой игры, обеспечивающим ряд преимуществ этому методу обучения: быстродействие, способность накапливать и хранить большой объем данных, безошибочность, точность, наглядность получаемой информации, возможность проведения игры в режиме диалога «человек – компьютер», возможность имитации внешних воздействий и другие. Для реализации имитационных моделей на компьютере необходима разработка соответствующих алгоритмов, программ и различных конструкций. Использование компьютера осуществляется на основе программного обеспечения. Все вычислительные процессы, связанные с текущими расчетами, программируются для конкретного компьютера, занятого в деловой игре.

Создание деловой игры завершается организационными положениями по проведению игры, включающими правила, которые могут быть либо едиными для всех участников, либо дифференцированными. Правила включают ряд требований и условий, которых должны придерживаться играющие. Это, например, возможность общения между участниками, время, регламентированное для принятия решения на каждом этапе и другие. Организация игры предусматривает описание лаборатории, технических средств, компьютера и оборудования рабочих мест участников.

Цель работы

Главная цель деловой игры состоит в том, чтобы предоставить в распоряжение учащихся, выбравших своей будущей профессией менеджмент, достаточно простое и доступное руководство, содержащее элементарное по отношению к алгоритмическим языкам изложение такого программного аппарата. С его помощью можно было бы производить любые аналого-логические преобразования массивов экономической информации и выводить таблицы-документы на принтер в удобном для визуального восприятия виде.

Формальные требования, предъявляемые к конкретным математическим знаниям студентов, работающих в условиях электронных таблиц, весьма скромны, они не выходят за пределы элементарных вопросов линейной алгебры и начальных сведениях о массивах, компьютере, экономике. Математические рассуждения просты, но затем они складываются в довольно сложную логическую структуру.

В каждой работе основное внимание обращается на организационный, информационный и алгоритмический аспекты, бегло затрагивается программный. Деловая игра рассчитана на студентов, умеющих логически мыслить, и учит держать в поле внимания одновременно достаточно большое число элементов, отделяя главные от второстепенных. Длительность процесса поиска решений является показателем того, как студент соблюдает правило поиска максимумов и минимумов, умеет пользоваться правилами перебора. Оценка за выполнение деловой игры имеет три составляющие:

§     продолжительность расчетов;

§     качество расчетов;

§     умение общаться с компьютером.


Итоги

Таким образом, деловые игры, базирующиеся на применении современных компьютеров, позволяют имитировать совокупность управляемых и неуправляемых процессов, обеспечивая в ускоренном масштабе взаимосвязанную последовательность близких к реальным ситуаций, происходящих в повседневной жизни.

Студентам предлагается на основе конкретной, постоянно изменяющейся ситуации выработать управленческие решения, которые немедленно учитываются компьютером при моделировании следующих этапов развития. Это создает условия для оценки эффективности тактики управления, выбранной студентом, способствует ее совершенствованию и закреплению практических навыков.

В ходе деловой игры с использованием компьютера осуществляется связь отдельных сторон производственно-хозяйственной деятельности фирмы и их влияние на конечный результат работы, возможность выделения основных и второстепенных связей в производственной ситуации, технические возможности вычислительной техники и эффективность ее применения для исследования и управления. Планирование деятельности по нескольким показателям, а затем отчетность по каждому из них отражает оценки различных сторон работы фирмы. Суть этих оценок в противоречии между сегодняшней выгодой и эффектом в будущем. Взаимосвязь между запланированными показателями и отчетностью по ним наделена чертами конфликта. Для принятия оптимальных решений в таких ситуациях нужны специальные знания. Предполагается, что, выполнив данную работу, будущий менеджер приобретает их.

II. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА

1. Дискуссия

Принципы и этапы дискуссии

1.                Цель дискуссии – принятие единственного сбалансированного решения.

2.                Поставить проблему. Выбрать руководителя (лидера), распределить другие роли.

3.                Организовать обсуждение заявленной проблемы (ситуации).

4.                Обеспечить корректный подход, уважение к участникам дискуссии.

5.                Выслушать собеседника до конца, дать ему высказаться. Фиксировать основные идеи и мнения.

6.                Не выходить за рамки условий. Придерживаться выработанного регламента.

7.                Рефлексия: анализ итогов дискуссии, систематизация материала, выработка общей позиции.

Возможные роли в дискуссии: аналитик, эксперт, организатор, критик, делопроизводитель, генератор идей, министр финансов, рядовой гражданин, журналист, бизнесмен и т.д. (И.Б. Ромашова, «Финансовый менеджмент»).

В ряде случаев для определения управленческого потенциала руководителя могут быть использованы семинары, в которых участвуют руководители специалисты. Для организации это хорошая возможность совместить обучение с оценкой потенциала своих работников.

Семинар проходит, как правило, в течение нескольких дней. Он также может проводится в несколько этапов. Каждый из этапов специализированного семинара для руководителей преследует свои цели. Слушателям могут быть предложены домашние задания – они выполняют их за то время, которое отделяет один семинар от другого. Важнейшей целью таких семинаров кроме решения чисто образовательных задач часто становится и выявление слушателей, обладающих наиболее высоким потенциалом, что позволяет рассматривать их в качестве кандидатов для включения в кадровый резерв или для занятия должностей более высокого уровня (в сравнении с тем, который они занимали до участия семинара).

Для подготовки и проведения семинаров обычно пользуются услугами внешних организаций, имеющих достаточный опыт такой работы. Оценочные процедуры, включенные в программу семинара, тесно переплетаются с учебными процедурами (деловыми играми, групповыми обсуждениями, кейс-стади).


Таблица 2

Задачи руководителя дискуссии

На этапе постановки проблемы

В отношении проблемы

Ясно и четко поставить проблему. Разбить проблему на задачи (вопросы).

В отношении каждого участника

Проверить, насколько точно понимает каждый суть проблемы. Помочь в распределении ролей и функций между участниками группы.

В отношении группы

Поставить перед группой цель. Установить регламент. Ознакомить с принципами и этапами дискуссии.

На этапе решения проблемы

В отношении проблемы

Соблюдать этапность в решении проблем. Следить за фактором времени при обсуждении.

В отношении каждого участника

Спрашивать мнение каждого участника о решении проблемы. Не допускать отклонения от поставленных задач и регламента. После каждого высказывания выделить вслух главные мысли (или зафиксировать на доске).

В отношении группы

Сгруппировать и вслух обобщить основные точки зрения о решении проблемы. Пресекать непродуктивные обсуждения и споры, в которых участники задевают личность друг друга.

На этапе подведения итогов

В отношении проблемы

Подвести итог дискуссии и сравнить результат с поставленной целью.

В отношении каждого участника

Подчеркнуть вклад каждого в решение проблемы.

В отношении группы

Поблагодарить группу в целом за слаженную и продуктивную работу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.