|
Снижение финансирования фундаментальных исследований привело к снижению инновационных технологических разработок в России. В 1997 г. (ситуация к настоящему времени существенно не изменилась) удельный вес затрат на технологические инновации даже на инновационно активных промышленных предприятиях России был очень мал (3,2%) по сравнению с общими затратами, хотя удельный вес инновационной продукции на этих предприятиях составлял 15,6% (для сравнения: на фирме «Сименс» в США эта величина в настоящее время составляет около 70%). Эти данные говорят о том, что производство инновационной продукции почти в 5 раз экономически выгоднее, чем производство «традиционной» для данного предприятия продукции. На предприятиях с иностранным участием этот показатель еще выше (в 8,4 раза). Таким образом, наиболее эффективный путь развития российской промышленности как основы экономики — это перевод промышленности на инновационно-технологический путь развития. [1,23-25]
Чтобы реализовать инновационно-технологический путь развития России, необходимо разрабатывать свои, принципиально новые технологии по всем видам экономической деятельности на основе новых знаний, добытых в результате фундаментальных научных исследований, и внедрять их в опытное, серийное или промышленное производство или (что хуже) покупать чужие технологии. Для этого в субъектах Российской Федерации должны быть созданы и развиты региональные инновационные структуры как составные части национальной инновационной системы России, которые могли бы оказывать исследователям, разработчикам, менеджерам, властным структурам, всем, кто, так или иначе, связан с инновационно-технологической деятельностью, следующие услуги: информационные, организационные, инвестиционные, экспертные, консалтинговые, юридические, аудиторские и образовательные.
При производстве и реализации инновационной продукции предприятиям на определенный начальный период должны быть предоставлены налоговые льготы, стимулирующие их инновационную деятельность.
Должна быть развита система подготовки и переподготовки научных, инженерно-технических и рабочих кадров. Российская система высшего образования за годы экономических реформ не ухудшила своих показателей по численности студентов. Напротив, их число увеличивается из года в год. По численности студентов, аспирантов и докторантов в расчете на 10 000 человек населения Россия «окружена» такими развитыми странами, как Великобритания и Франция, но отстает в 1,8 раза от Финляндии и в 1,62 раза от США. Однако в качественном отношении уровень подготовки российских специалистов с высшим образованием (за исключением специалистов по теоретическим дисциплинам) традиционно остается ниже уровня подготовки соответствующих специалистов в европейских странах. Это является следствием, прежде всего, слабой технической оснащенности вузов России. Кроме того, вопреки распространенному в России мнению доступность образования в России на самом деле остается одной из самых низких среди 30 стран ОЭСР. Главными причинами этого явления по-прежнему остаются низкое финансирование образования в России (относительно ВВП (около 3% в 1999 г.) — оно самое низкое среди стран ОЭСР) и крайне низкие доходы большей части российского населения. Негативное влияние этих причин на уровень профессионального образования населения в будущем трудно представить, а главное — это положение трудно будет исправить. За годы реформ уже потеряно целое поколение профессорско-преподавательского состава в вузах, поколение ученых и специалистов, потеряна преемственность в научных исследованиях и преподавании, разрушены многие блестящие научные и научно-педагогические школы. Чтобы успешно продвигаться по инновационно-технологическому пути развития экономики России, все эти потери должны быть восполнены в ближайшие годы. К счастью, у нас все еще пока имеются возможности сделать это при необходимой политической воле руководства страны и поддержке населения.
На данном этапе Российское государство обязано радикально (в несколько раз) увеличить государственное финансирование системы высшего образования в рамках Министерства образования и науки РФ с его университетами, институтами и научно-исследовательскими подразделениями в вузах. Государство обязано поддержать Российскую академию наук с ее исследовательскими институтами в стремлении быть лидером не только в области фундаментальных научных исследований, но и в создании на базе этих институтов государственных академических университетов и интеграции науки и высшего образования. Необходимо помнить, что и сейчас, в трудные для России годы, фундаментальные научные исследования, особенно в области естественных наук, держатся, главным образом, на академических государственных учреждениях с их высоким интеллектуальным потенциалом. К делу развития и финансирования профессионального (не только начального и среднего, но и высшего) образования и исследований в области естественных и гуманитарных наук должны подключиться регионы страны с их региональными бюджетами.[4,149]
В табл. 6 приведены некоторые параметры экономического и социального развития России и их рейтинги среди других государств мира. Как видно, Россия занимает 1-е место по величине территории, 7-е место по численности населения, 1-е место по объему природного капитала в расчете на душу населения. Россия имеет 99,6% грамотного населения. Россия — одна из немногих стран мира, имеющая столь благоприятные «природные» параметры для своего экономического процветания. На самом деле в настоящее время в экономическом отношении она находится, как следует из данных табл. 20, на обочине европейской цивилизации. Уже около 15 лет Россия стремится построить социально ориентированную рыночную экономику.
Пока имеем весьма скромные результаты и рост ВВП всего лишь около 7%. Это обусловлено, прежде всего, непоследовательностью и серьезными ошибками в проведении экономических реформ, грабительской приватизацией государственной собственности, чудовищной коррупцией в органах государственной власти и управления, мощным оттоком капитала за границу, низкой инвестиционной привлекательностью России для отечественных и иностранных инвесторов, резким снижением финансирования образования, фундаментальных и прикладных научных исследований, отсутствием развитой национальной инновационной структуры и др. Однако, эти негативные явления могут и должны быть исключены при соответствующей политической воле руководства страны. Властные структуры обязаны, наконец, обеспечить приоритетное вложение средств в образование и науку (т. е. в знания), в разработку и внедрение инновационных (прорывных) наукоемких (особенно информационных) технологий в машиностроение, приборостроение, перерабатывающие отрасли промышленности и сельского хозяйства, легкую промышленность, медицину и др., в закупку новейших технологий за рубежом.
Таблица 1.6
Некоторые параметры экономического и социального развития России [1,27]
Для этого необходимо эффективно использовать доходы от сырьевых отраслей экономики, природную ренту, золотовалютные резервы, внебюджетные фонды. Стабильная макроэкономическая политика государства, открытость международной торговли, надлежащее управление, учреждения, свободные от коррупции и чрезмерного бюрократизма, а также развитая рыночная инфраструктура — все это будет способствовать улучшению инвестиционного климата в России, усилению притока иностранных инвестиций и обеспечит инновационный путь развития экономки как основы процветания нашей страны.
2. Практическая часть
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Стройматериалы»
Полное и сокращённое наименование предприятия: открытое акционерное общество «Стройматериалы» – ОАО «Стройматериалы».
Дата регистрации предприятия: В 1992 году комбинат переименован в Акционерное Общество Открытого Типа «Стройматериалы», с 1996 года – Открытое Акционерное Общество «Стройматериалы».
Почтовый и юридический адрес предприятия:
308023 г. Белгород
ул. Студенческая, 1
Тел.: (0722) 34-31-98 коммерческий отдел
Тел.: (0722) 34-31-64 отдел сбыта
Факс:(0722) 26-64-13
Е-mail: sales@aosm.belgorod.ru
Подчиненность предприятия: общему собранию акционеров, которое в свою очередь создало следующие органы управления акционерным обществом:
– наблюдательный совет
– генеральный директор
Вид деятельности: производство строительных материалов.
Включено в государственный реестр РФ предприятий-монополистов:
- федеральный: не включено;
- местный: не включено.
Организационно-правовая форма предприятия: открытое акционерное общество.
Форма собственности: акционерная.
Организация осуществляет операции через БелгородПромстройбанк и Внешторгбанк
Производственная структура ОАО «Стройматериалы»
Также в состав предприятия входят участки: электроучасток, строительный участок, АСУП и ТП, лаборатория, заводоуправление.
Рис. 2.1 выпуск товарной продукции по цехам за 2005 год
Организационная структура предприятия: представлена в Приложении 1
Характеристика продукции
ОАО «Стройматериалы» специализируется на производстве силикатного кирпича, строительной извести; извести для кожевенной промышленности, мела для производства комбикормов и минеральной подкормки с/х животных и птицы, мела технического; теплоизоляционных плит автоклавного твердения; мелких стеновых блоков; шпаклевок; смесей; мастики «Тегерон» и «Гемаст».
Мастика герметизирующая морозостойкая строительная «Тегерон» предназначена для герметизации закрытых вертикальных стыков наружных стен и для уплотнения мест примыкания оконных и дверных блоков к элементам стен жилых и общественных зданий, в том числе в районах Крайнего Севера. Мастика герметизирующая нетвердеющая «Гемаст», предназначена для герметизации стыков стекла (стеклопакетов, панелей из органических светопрозрачных материалов) и элементов ограждений теплиц, выполненных из алюминия и оцинкованных стальных профилей.
Высокое содержание в меле карбоната кальция позволяет широко применять его как наполнитель в лакокрасочной, полимерной, резинотехнической промышленности, строительстве и производстве строительных материалов. Плиты теплоизоляционные и блоки из ячеистых бетонов стеновые мелкие, выпускаемые предприятием, улучшают теплоизоляционные свойства наружных стен, известь, как вяжущее средство, применяемая в этих изделиях обеспечивает пористость, позволяющую дышать стенам. Для приготовления растворов, вяжущих материалов для производства строительных материалов предприятие предлагает известь строительную.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.