1.Основные понятия и актуальность инновационной деятельности
2.Современные концепции теории инноватики: длинные волны Н.Л. Кондратьева
3.Современные концепции теории инноватики: деловые циклы Й Шумпетера
4. Жизненный цикл продукции, технологии, товара.
5.Организация инновационных процессов. Основные направления инновационной деятельности 6. Инновационный процесс, инновационная деятельность и консалтинговые услуги
7. Развитие конкуренции в инновационной деятельности.
8. Управление поисковыми и прикладными НИР
9. Принятие решений по результатам эскизно-технического проектирования.
10. Решения принимаемые при планировании технологического освоения производства новой продукции
11. Эволюция развития организационных систем и систем знаний.
12. Роль системы знаний в инновационной деятельности организации.
13. База знаний и интеллектуальная собственность. Понятие объекта интеллектуальной собственности ноу-хау, коммерческой тайны, средства индивидуализации, портфеля прав
14. Понятие жизненного цикла. Жизненный цикл знания.
15. Понятие и виды инновационных стратегий. Инновационный аспект базовых стратегий
16. Определение типа конкурентного поведения. Классификация типов конкурентного поведения.
17. Виолентная стратегия конкурентного поведения фирмы.
18. Патиентная стратегия конкурентного поведения фирмы.
19. Эксплерентная стратегия конкурентного поведения фирмы.
20. Коммутантная стратегия конкурентного поведения фирмы.
21. Специфика российских инновационных стратегий.
22. Последовательность выбора и реализации инновационной стратегии.
23. Инновационный проект и инновационная программа.
24. Инновационный потенциал: понятие и оценка.
25. Инновационный микро- и макроклимат, анализ и оценка.
26. Инновационная позиция, инновационная активность и сила организации.
27. Источник инвестиций в инновации. Бюджетные ассигнования на развитие инновационной активности.
28. Иностранные инвестиции в инновации.
29. Собственные средства организации, инвестируемые в инновационный процесс.
30. Финансовый капитал как источник инвестиций в инновации.
31. Финансово-экономические и внеэкономические факторы инвестиционной привлекательности инновационной деятельности. Отраслевая инвестиционная привлекательность.
32. Внутрикорпоративная инвестиционная привлекательность.
33. Сущность современных форма привлечения финансовых средств в инновационную деятельность: лизинг.
34. Сущность современных форма привлечения финансовых средств в инновационную деятельность: форфейтинг и франчайзинг.
35. Критерии инвестиционной привлекательности: цена собственного, привлеченного капитала фирмы.
36. Оценка эффективности инновационного проекта: чистый дисконтированный доход, норма возврата на инвестиции.
37. Оценка эффективности инновационного проекта: внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости.
38. Качественные методики оценки эффективности инновационного проекта. Методика сбалансированных
показателей Нортана и Каплана.
39. Качественные методики оценки эффективности инновационного проекта. Методика AIE Дугласа Хаббарда
40. Неопределенность и риск. Основные понятия и категории теории управления рисками.
41. Классификации рисков. Чистые и спекулятивные риски. Идентификация рисков.
42. Основные методы анализа рисков. Метод аналогии, бальной оценки, дерева решений, метод Монте-Карло, метод моделирования рисков, экспертный метод.
43. Основные методы управления рисками.
44. Межфирменная научно-техническая кооперация: альянсы и консорциумы
45. Совместные предприятия как форма межфирменной кооперации.
46. Региональная инновационная политика. Региональные научно-технические центры.
47. Инновационная деятельность финансово-промышленных групп (ФПГ).
48. Роль парков и технополисов в инновационной деятельности региона.
1. Основные понятия и актуальность инновационной деятельности
Инновация (нововведение) – это результат практического или научно-технического освоения новшества.
Различают нововведения продукты и нововведения процессы.
Практическим освоением новшеств является реализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды товаров, услуг, работ. Наличие спроса на данную инновацию свидетельствует о ее конкурентоспособности, а следовательно и об общественном признании, что является важным результатом инновационной деятельности.
Нововведения продукты являются первичными, чем процессы. Они появляются в экономике предшествующего технологического уклада. Именно появление инновации и означает момент зарождения нового технологического уклада, который в начале развивается очень медленно в связи с монополией отдельных фирм и компаний, что обеспечивается соответствующими патентами и коммерческой тайной. Когда новый технологический уклад начинает доминировать, начинает диффузия инноваций-процессов.
Новшество (новация) – усовершенствование каких-либо качеств продукта, но не являются кардинальными.
Изобретение – это новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, а также улучшает качество продукции, облегчает условия труда и обеспечивает его безопасность.
2. Современные концепции теории инноватики: длинные волны Н Л Кондратьева
В начале 2О-х годов Кондратьев, исследовав обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, установил существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры протяженностью в 40-60 лет.
Выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей (цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, показатели внешнеторгового оборота и т.д.) различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100-150 лет.
На протяжении всего исследуемого периода Кондратьев выделил "четыре эмпирические правильности". Две из них относятся к повышательным фазам, одна к стадии спада и еще одна закономерность проявляется на каждой из фаз цикла.
1) Перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходят глубокие изменения в технике (технологии) производства на основе появления кардинальных изобретений и открытий, радикальных нововведений.
2) Повышательные фазы более богаты социальными потрясениями (революции, войны), чем понижательные.
3) Понижательные фазы оказывают особенно угнетающее влияние на сельское хозяйство. Низкие цены на товары в период спада способствуют росту относительной стоимости золота, что побуждает увеличивать его добычу. Накопление золота содействует выходу экономики из затяжного кризиса.
4) Периодические кризисы (7-11-летнего цикла) как бы нанизываются на соответствующие фазы длинной волны и изменяют свою динамику в зависимости от нее - в периоды длительного подъема больше времени приходится на "процветание", а в периоды длительного спада учащаются кризисные годы.
Кроме того, Н.Д. Кондратьев в своей работе "Длинные волны конъюнктуры» отмечал, что волнообразные движения представляют собой процесс отклонения от состояний равновесия, к которым стремится капиталистическая экономика. Он ставит вопрос о существовании нескольких равновесных состояний, а отсюда и о возможности нескольких колебательных движений.
Согласно Кондратьеву существует три вида равновесных состояний:
1) Равновесие "первого порядка" - между обычным рыночным спросом и предложением. Отклонения от него рождают краткосрочные колебания периодом 3-3,5 года, то есть циклы в товарных запасах.
2) Равновесие "второго порядка", достигаемое в процессе формирования цен производства путем межотраслевого перелива капитала, вкладываемого главным образом в оборудование. Отклонения от этого равновесия и его восстановление Кондратьев связывает с циклами средней продолжительности.
3) Равновесие "третьего порядка" касается "основных материальных благ": промышленных зданий, инфраструктурных сооружений, а также квалифицированной рабочей силы, обслуживающей данный технический способ производства. Запас основных капитальных благ должен находиться в равновесии со всеми факторами, определяющими существующий технический способ производства, со сложившейся отраслевой структурой производства, существующей сырьевой базой и источниками энергии, ценами, занятостью и общественными институтами, состоянием кредитно-денежной системы и т.д.
Периодически это равновесие также нарушается и возникает необходимость создания нового запаса "основных капитальных благ", которые бы удовлетворяли складывающемуся новому техническому способу производства. По Кондратьеву такое обновление "основных капитальных благ", отражающее движение научно-технического прогресса, происходит не плавно, а толчками и является материальной основой больших циклов конъюнктуры. Обновление и расширение "основных капитальных благ", происходящее во время повышательной фазы длинного цикла радикально изменяют и перераспределяют производительные силы общества. Для этого требуются огромные ресурсы в натуральной и денежной форме. Они могут существовать только в том случае, если были накоплены в предшествующей фазе, когда сберегалось больше, чем инвестировалось.
3. Современные концепции теории инноватики: деловые циклы Й Шумпетера
Шумпетер является основоположником теории инновационного предпринимательства. Он поставил в центр циклического развития экономики инновации и фигуру «новатора-предпринимателя».
В своей первой крупной работе «Теория экономического развития» Шумпетер разрабатывает проблему развития, ставя в центр анализа те внутренние факторы, которые «взрывают» равновесие рыночной системы изнутри. Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике.
Принципиально новыми комбинациями факторов производства названы следующие:
- создание нового продукта;
- использование новой технологии производства;
- использование новой организации производства;
- открытие новых рынков сбыта;
- открытие новых источников сырья.
Новые комбинации факторов производства получили название нововведений. В терминологии Шумпетера «нововведение» не являетсясинонимом слова «изобретение», поскольку предпринимательская деятельность связана с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых. По Шумпетеру что-то новое в технике и технологии – это изобретение, а если еще включился бизнес, то это уже инновация (нововведение). Однако он считает, что наличие этих средств - это всего лишь «мертвые» возможности (потенциал). Нужна чья-то инновационная активность, пробивающая дорогу новому. Такой активной фигурой Шумпетер считал Новатора-Предпринимателя, в функцию которого входит реализация новой комбинации факторов производства. Предприниматель представляет собой главного субъекта экономического развития. Именно благодаря его активности осуществляется технический прогресс и экономика получает стимул к развитию.
Нововведения, по Шумпетеру, стержень конкуренции нового типа. Нововведения открывают возможность изменять не только технологию и продукцию, но и оказывают влияние на структуру спроса, условия формирования издержек и цен. Конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению прибыли за счет преимуществ в издержках производства и качестве самого продукта, Шумпетер назвал "эффективной конкуренцией". В концепции Шумпетера с нововведениями связана и монополия нового типа. Монополию, которая представляет собой следствие нововведений, Шумпетер назвал эффективной. Монопольная прибыль, получаемая новатором, является стимулом и вознаграждением за нововведения. В то же время сверхприбыль эффективной монополии, в отличие от обычной монопольной сверхприбыли, исчезает по мере того, как однажды использованные нововведения распространяются по всей экономике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13