Рефераты. Информационные коммуникации в организации на примере ООО "PRO.Краска"

- Комплексность. Окружение организации варьируется от простого до сложного. Окружение является сложным в той степени, в какой организации приходится использовать сложные знания о продуктах, потребителях, технологиях и т.д.

- Разнообразие рынка. Рынки организации варьируются от интегрированных до диверсифицированных.

- Враждебность. Окружение организации варьируется от очень щедрого до враждебного.

В действительности внешняя среда никогда не предстает в чистом виде -благоприятной или сложной, враждебной или щедрой.

Для более точного и четкого понимания предмета исследования введем понятие информационной среды организации ~ это информационное пространство, в котором существует организация. Оно состоит из совокупности информационных потоков, каналов, сообщений, имиджей, представлений, месседжей и т.д[27].

Информационную среду можно делить на внешнюю, которая включает в себя совокупность информационных каналов, потоков, сообщений за пределами организации и внутреннюю информационную среду — это вся информационная составляющая организации[28]. Характеристики информационной среды организации:

- Подвижность - это скорость циркулирования информации во внешней среде организации, вернее, то, с какой скоростью новости об изменениях в окружении организации появляются в СМИ и в других информационных каналах. Как было выявлено наблюдениями исследователей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Таким образом, подвижность информационной среды вокруг организаций этих отраслей тоже будет выше.

- Сложность определяется числом источников и каналов информации, на которые организация обязана реагировать, а также уровнем вариативности каждого источника.

-Взаимосвязанность - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Специалисты ввели понятие «хаотичных изменений» для описания внешней среды 80-х гг. 20 века, которая характеризуется очень быстрыми изменениями и сильной взаимосвязанностью.

- Направленность: агрессивная информационная среда - когда во внешней среде организации присутствуют какие-то враждебные информационные сообщения, сигналы, могущие оказать негативное воздействие на функционирование организации. Кроме этого, наличие многообразия противоречащих друг другу сообщений, автономное существование различных информационных центров. И наоборот, благоприятная информационная среда характеризуется наличием тех месседжей (сообщений), сигналов, посылов, которые будут способствовать укреплению имиджа и позитивной репутации организации у целевых групп. Нейтральная информационная среда, означает, что направленность воздействия информационных потоков не определена или не имеет ярко выраженного позитивного либо негативного характера.

- Неопределенность среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Неопределенная информационная среда предполагает отсутствие информации о некоторых объектах, то есть неполноту информации или отсутствии знания о данных объектах вообще[29].

Субъекты внешней информационной среды:

- средства массовой информации - периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, электронные носители.

- потребители информации - те, кто получает и воспринимает информацию об организации. Потребители информации затем могут ретранслировать полученные сведения. В то же время они не обязательно являются потребителями производимых организацией товаров, услуг. К этой группе субъектов можно отнести широкую общественность (публику), заинтересованных лиц (поставщиков, клиентов (действующих и потенциальных), конкурентов, конкурентов, СМИ и т.д.).

- партнеры - компании, обеспечивающие и выполняющие по заказу организации какие-либо работы по представлению организации в информационном пространстве. Например, PR-агентства, независимые авторы, рекламные агентства и т.д.

- информационные конкуренты - компании, осуществляющие состязательные действия в информационном пространстве. Например, конкуренция между компаниями за внимание журналистов, за возможность попасть на страницы ведущих деловых изданий, более агрессивные рекламные кампании и т.д. Общеизвестно, что на смену ценовой конкуренции с развитием рынка, нивелированием различий в ассортименте продуктов, услуг, приходит неценовая. Производители все шире используют неценовые способы привлечения потребителей, такие как торговые марки, индивидуализацию товаров, рекламу, PR и BTL-мероприятия.


1.3 Информация и коммуникация в организации: классификация, функции, роль и значение в системе организационных процессов


Дать однозначное определение понятию «информация» представляется достаточно сложным, поскольку в зависимости от конкретной практической сферы использования данная категория приобретает некоторые особенности, свойственные именно этой области применения и во многом специфические. Тем не менее, можно выделить ряд общих признаков, позволяющих определить понятие «информация», охарактеризовать его наиболее важные стороны, проявляющиеся при любом практическом применении.

В самом общем виде информация, согласно определению Н. Винера - «это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему…»[30];

Приведем еще несколько примеров определения информации, характеризующие многообразие ее проявлений:

«Информация - отрицание энтропии»[31].

«Информация - коммуникация и связь, в процессе которых устраняется неопределенность» (Шеннон).

«Ценность информации - приращение вероятности достижения цели в результате использования данной информации»[32].

«Информация - это данные, которые были определенным образом организованы и использованы»[33].

«Информация - положительное приращение знаний относительно отражаемого объекта у определенного наблюдателя в рамках определенной задачи»[34].

«Информация - это те продукты или услуги, которые предназначены их производителем для передачи знаний в максимально доступной для потенциального потребителя форме»[35].

Впервые на федеральном законодательном уровне понятие "информация" было дано в законе «Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 года. "Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления»[36].

Информации уделялось особое внимание и в экономической науке, и в теории ожидаемой полезности. В рамках неоклассического течения экономической теории Эрроу К. трактовал информацию как «самостоятельное благо, полезность, которого состоит в уменьшении неопределенности»[37]. В теории ожидаемой полезности имеющаяся у субъекта информация проявлялась в знании вероятности, с которой им будет получена та или иная полезность[38].

С позиций управления под информацией понимаются сведения о системе, объекте управления и внешней среде, используемые для постановки и реализации управленческих задач, включающих адаптацию и выживание объекта управления. Из этого определения следует, что понятие «информация» предполагает полезность сведений. Полезность в данном контексте можно трактовать как получение новых дополнительных знаний о системе, ее элементах и внешней среде, которые могут быть использованы в процессе управления.

Наиболее развитыми направлениями экономического исследования феномена информации в настоящее время являются теории информационной экономики, а также экономики информации.

В информационной экономике хозяйственная деятельность - «это главным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым создать больше материального богатства»[39].

Среди ученых нет однозначной трактовки места информационной экономики. Одни выделяют ее в качестве нового типа экономики, имеющей собственную базу, другие - связывают с более высокой ступенью развития индустриального общества, третьи - считают переходной экономикой, которая лишь к концу первой трети 21 века сможет стать самостоятельным оригинальным типом экономики.

До последнего времени информация не рассматривалась экономической наукой в качестве производственного ресурса, не включалась в экономический потенциал общества и не учитывалась при оценке национального богатства государств[40].

Обычно под фактором производства понимают производственный ресурс, становящийся элементом процесса производства. Традиционно исследователи выделяют четыре фактора производства: землю, труд, капитал и предпринимательскую активность. Однако даже эти четыре фактора не всегда были общепринятыми. Так, марксистская политическая экономия долгое время не признавала предпринимательство, что было обусловлено идеологическими мотивами.

Со временем одни факторы производства уступали место новым. Так произошло с землей и трудом, уступившим место капиталу. Этот процесс может быть связан с уменьшающейся предельной отдачей от использования «старых» факторов. В связи с этим возникает вопрос, будет ли информационный фактор определять будущее развитие экономической системы.

В настоящее время, когда количество только научно-технической информации, циркулирующей в обществе, удваивается каждые двадцать месяцев, большинство исследователей склонны считать, что информация становится одним из стратегических производственных факторов.

На это же указывают в своих трудах многие классики теории информационного общества: «С сокращением рабочего времени и с уменьшением роли производственного рабочего становится ясно, что знание и способы его практического применения замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. В этом смысле как труд и капитал были центральными переменными в индустриальном обществе, так информация и знания стали решающими переменными информационного общества»[41].

К сожалению, до сих пор не разработаны общепризнанные модели, адекватно описывающие работу систем производства и распределения информации. Также отсутствуют четкие однозначные определения большинства явлений, связанных с экономикой информации и информацией в экономике. Во многом это объясняется тем, что даже в наиболее развитых странах проявление воздействия информационных факторов на экономические закономерности не может рассматриваться как законченный процесс, и грань, определяющая случайные тенденции от устоявшихся закономерностей, не всегда может быть четко прослежена[42].

Говоря о феномене информации применительно к организации и управленческим процессам, следует понимать ее как сведения о значимых фактах (лицах, действиях, событиях), которые служат основой для принятия организационных решений, а также для подготовки предложений и рекомендаций. Информация - основа управления организацией, связующее звено всех управленческих процессов: планирования, реализации, координирования, оценки, контроля, корректировки и т.д[43]. Кроме этого, информация является полноценным рыночным механизмом, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновесного состояния организации как экономической системы, при этом становясь одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.