Рефераты. Государственное управление социально-экономическим развитием региона p> Детская школа искусств, 2 музыкальные и художественная школы предоставляют возможности для развития творческих способностей свыше
1300 учащимся. Традиционно на протяжении многих лет преподаватели и учащиеся г. Бобруйска являются не только самыми активными участниками, но и победителями областных, республиканских и международных конкурсов, фестивалей, выставок. В 1999 году, по результатам республиканской выставки- конкурса декоративно-прикладного искусства двум учащимся детской художественной школы назначены стипендии Специального фонда Президента
Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Ежегодно свыше 30% выпускников ДМШ, ДХШ поступают в учебные заведения культуры и искусства.
Так, в 1999 году в музыкальные учебные заведения поступило 26 чел., в художественные училища - 14.

Повышается популярность областного театра драмы и комедии им. В.И.
Дунина-Марцинкевича. В немалой степени этому способствовали проведенные на его базе Республиканский театральный праздник, посвященный 190 летию со дня рождения В.И. Дунина-Марцинкевича в 1997 году и в 1998 году, названный его именем республиканский фестиваль национальной драматургии. Эти два года стали, можно сказать, переломными в улучшении основных показателей. Так, если в 1996 году заполняемость зала составляла 22,4% - на то время самая низкая в республике, в 1998 году уже 39%, а в текущем достигла 55%. Тем самым, театр занял позиции наравне с другими областными театрами республики

Острой социальной проблемой для города в период спада промышленного производства явилась растущая безработица. Практически на всех • промышленных предприятиях города отмечалось сокращение численности работающих. В то же время в городском центре занятости ежегодно фиксировался рост числа-безработных (Приложение б). Наибольшее количество безработных (7032 человека) было зарегистрировано в 1996 году. Уровень безработицы в этот год составил 3,59%.

Как уже отмечалось выше, только благодаря последовательному осуществлению рыночных преобразований, разгосударствлению и приватизации предприятий государственного сектора, созданию и поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, широкому развитию предпринимательства, в городе удалось переломить процесс роста уровня безработицы. С этой целью была разработана и утверждена решением исполкома городская программа "Занятости населения".

В течение года было создано 761 новое рабочее место, в том числе в государственном секторе экономики - 189 рабочих мест. В течение года было трудоустроено

4075 безработных. Уровень безработицы снизился с 2,69% по состоянию на
1.01.1999 до 2,5% на 1.01.2000г.
Важнейшей социальной задачей для горисполкома является строительство жилья.
Как уже отмечалось городской строительный комплекс не обеспечил в 1999 году плановый ввод объектов жилищного строительства. В прошлом году в городе построено 46,2 тыс.кв.метров жилья. В новые квартиры вселились 614 семей горожан, в том числе

133 - в индивидуальные жилые дома. В 1999 году получили субсидии на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений 66 семей на сумму
57,3 млрд.рублей, в том числе 39 молодых семьи на сумму 48,3 млрд.рублей.

Однако проблема обеспеченности граждан жилой площадью остается острой.
На учете в городе состоит 19877 семей, в том числе 7363 - молодых.
В течение 1999 года горисполкомом, администрациями районов оказано материальной помощи пенсионерам и инвалидам на сумму более 23 млрд.рублей.

З.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

3.1.Факторы влияющие на результативность деятельности местного управления

Важнейшей задачей региональной политики ближайшего периода является поддержка " точек роста" в виде промышленных центров, районов с высокоэффективным сельским хозяйством, свободных экономических зон, технопарков и инновационных центров.

Для стимулирования деловой активности в регионах приоритетного развития целесообразно предоставление субъектам хозяйствования налоговых льгот, субсидий и кредитов.

Перспективные направления региональной политики определены в
Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г, которая предусматривает, что для её реализации необходимо во все возрастающей мере опираться на возможности и инициативы местных органов государственного управления и самоуправления соответствующих регионов, поскольку многие жизненно важные проблемы жизнеобеспечения и безопасного проживания населения решаются именно на этом уровне.

В какой же форме должно осуществляться управление городом в настоящее время? Ведь все масштабные задачи, связанные с переходом к рынку, в первую очередь будут решаться на местах, конкретных территориях теми органами, которые больше всего приближены к людям.

Крупицы этого нового опыта накапливаются. Но пока это не система.
Самостоятельность регионов ограничена, и новый творческий подход к управлению - всего лишь отдельные, локальные факты. В полном объеме Закон "
0 местном управлении и самоуправлении” не работает,

хотя сам по себе он представляет хорошую нормативно-правовую базу для территориального управления. Не случайно законодательные основы об управлении территориями не изменены в новой Конституции (допол-

нения 1996г.).Осталось только запустить механизм в действие.

Основные цели управления городом заданы политикой государства
"человек, его права и свободы и гарантии их реализации являются нашей ценностью и целью общества и государства". Такого рода стратегическая цель нуждается в менеджерской переработке на местах для придания ей оперативной, более конкретной формы и приведения в

соответствие с имеющимися ресурсами. На местном уровне она уже звучит по- новому:

- разработка схемы управления народным хозяйством (функция планирования);

- организация охраны общественного порядка и прав граждан (функция организации и координации);

- разработка планов экономического и социального развития, городских программ, местного бюджета (Функция планирования);

- принятие конкретных мер по осуществлению этих программ, планов и бюджета (функция организации).

Значительное влияние на активность и результаты управления отдельными территориями оказывает макроэкономический уровень, так называемая сложность внешней среды, т.е. совокупность множества

Факторов, на которые организация обязана реагировать в случае изменения хотя бы одного из них. Среди этих факторов особо негативную роль играет нестабильность законов и возрастание централизованного

воздействия высших уровней власти на управление территорией.

Ясно, что экономические законы, нормативная база, инструментарий по их применению не могут изолированно существовать на отдельно взятой территории.

Ни одна территория не будет иметь развития без гарантий устойчивости налоговой системы. Район и город в целом не обладают достаточной финансовой самостоятельностью, чтобы решать задачи как возложенные центральной властью, так и вытекающие из проблем развития

города. А это значительно ограничивает возможность разработки долгосрочных концепций развития города.

Особенно большое значение для территориального развития имеет государственная инвестиционная политика в виде дотаций и субсидий, квот, нормативов, ориентированных на специальные фонды развития.

Пока же системности в этой работе нет, деньги на погашение дефицита бюджета поступают с нарушением сроков, что мешает планировать инвестиционную деятельность.

При этом основной формой участия государства в регулировании развития регионов должны быть региональные программы, финансируемые из бюджета.
Однако,как заключает в статье "Региональные программыпуть к подъему"
В.Ельсуков, "анализ практики того, что можно отнести

к проблеме регионального регулирования, позволяет заключить следующее. В
Беларуси в настоящее время работа по региональному планированию не ведется". Трудно утверждать обратное на примере одного города. Можно привести лишь факты, подтверждающие этот вывод.

Только за минувший год со стороны исполкома написано десятки писем с целью продолжения финансирования строительства моста через р.Березина, детской поликлиники в микрорайоне №6, онкологического диспансера и других. И такого рода примеры есть в других регионах.

Не обладая финансовой самостоятельностью исполком не может в полной мере реализовать предпринимательскую функцию, полностью зависим от центра в покрытии дефицита бюджета, повязан директивными указаниями, ограничивающими его самостоятельность. Так, что в обычных условиях хозяйствования инициатива местных органов власти предопределена генеральной линией на централизацию и в силу этого ограничена. Тем более, что в последнее время усиливается регламентация, включая даже такие мелкие вопросы хозяйствования, как установление льготных

ставок по аренде. Теперь установление льгот определяется специальной городской комиссией и, кроме того, предоставляется на окончательное согласование в областной исполнительный комитет. Таким образом благое намерение побороть злоупотребления чиновников регионального масштаба оборачивается усложнением механизма согласовании, замедлением принятия решений, да и просто не согласуется с декларированными в Законе

"О местной управлении и самоуправлении" правами городских исполкомов. Таким образом подвержен централизации один из наиболее часто используемых рычагов экономического стимулирования.

В феврале текущего года Президентом на республиканском совещании поставлена задача сделать налоговое законодательство простым,удобным и понятным для налогоплательщиков. Налоговая система должна быть построена так, чтобы налогоплательщик свободно ориентировался в ней, был уверен в правильности своих действий. Однако до настоящего времени эти вопросы в требуемых объемах так и не решены. Предприятия по-прежнему уплачивают семнадцать видов налогов и других платежей, многие из которых имеют абсолютно одинаковую налоговую базу.

Следует упростить и систему налоговых расчетов. Каждый налог должен иметь свой, чётко установленный объект исчисления, и только за его сокрытие налогоплательщик должен нести ответственность.

Необходимо исключить ситуации, когда ошибка в исчислении одного из налогов приводит к цепи налоговых нарушений по другим платежам.

Экономическая и политическая стабильность в нашем обществе напрямую связана с эффективностью управления. Нет необходимости руководить всем из центра. Каждый уровень государственного управления должен решать вопросы своей компетенции. Дисциплина и ответственность, компетентность и последовательность -главный фактор достижения намеченных рубежей.

3.2. Мероприятия и предложения по совершенствованию управления социально-экономической сферой

В Послании Президента Национальному собранию отмечено, что важнейшей задачей в 2000 году по-прежнему остается обеспечение устойчивого динамического социально-экономического развития страны, поддержание экономического роста производства, что является основой улучшения благосостояния белорусского народа. Благополучие республики и её народа в первую очередь определяется устойчивым развитием промышленности.

Как отмечалось выше промышленность города Бобруйска по итогам работы за 1999 год обеспечила выполнение важнейшего прогнозного показателя - роста объема производства промышленной продукции. При задании 103,4% фактическое выполнение составило 107,9% (Приложение 4). К уровню 1990 года этот показатель составил лишь 88,1%.(Приложение №8).

Анализ порядка разработки и сроков доведения вышестоящими органами управления основных прогнозных показателей до субъектов хозяйствования, формирования прогноза социально-экономического развития области и города
Бобруйска в частности показал, что эти

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.