Рефераты. Государственное управление социально-экономическим развитием региона

Государственное управление социально-экономическим развитием региона


--8
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Отделение академической подготовки

Кафедра государственного управления

Специальность : Государственное управление

Допущена к защите

Заведующий кафедрой

_____Осмоловский В.В

" " 1999г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему : Государственное управление

социально-экономическим развитием

города и пути его совершенствования

(на примере г. Бобруйска)
В.П. Пригода

Слушатель
Заместитель председателя

Бобруйского городского

исполнительного комитета
В.С. Волошин

Руководитель :

Профессор кандидат экономических наук
МИНСК - 1999г.

АННОТАЦИЯ

В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально- экономическими процессами на местном уровне.

Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных
Факторов и региональных, особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.

Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило разработать ряд предложений и практических мероприятий, направленных на совершенствование системы местного управления, по-

вышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.

В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, развитие рыночной инфраструктуры и

предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы индикативного планирования.

Основные результаты работы, выводы и предложения используются в практической деятельности Бобруйского горисполкома и могут представлять интерес для руководителей и специалистов местных органов

управления.

.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ-

СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-

экономического управления городом

1.2.Формы и методы управления социально-

экономического развития города

1.3.Особенности социально-экономического

развития в условиях социально ориен-

тированной рыночной экономики

1.4.Опыт зарубежных государств в системе

муниципального управления на примере

ФРГ

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ-

ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

г.БОБРУЙСКА

2.1.Характеристика и состояние промышлен-

ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-

ления социально-экономическими процес-

сами в городе
2.3.Анализ результативности использования

рыночных инструментов в управлении со-

циально-экономического развития города

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ-

НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

3.1.Факторы влияющие на результативность

деятельности органов местного управ-

ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-

ствованию управления социально-эконо-

мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей

реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Построение демократического правового государства неразрывно связано с развитием и укреплением системы местного управления и самоуправления которая выступает как форма организации и деятельности граждан, а также в качестве представителя центральных (республиканских) органов управления на местах и предназначена для самостоятельного решения социально- экономических проблем с учетом интересов населения, особенностей регионов и городов.

Учитывая важную роль местных органов в реализации функций государственного управления и самоуправления общества, в Республике
Беларусь создана развитая система местных органов управления и самоуправления, действующая на достаточно разработанной законодательной основе.

Тем не менее, многообразие и сложность развития общества, регионов и городов, формирование новой модели государственного устройства, изменение экономических условий и параметров народного хозяйства вызывают острую потребность в совершенствовании нормативной и правовой базы, организации и механизма управления.

За последние годы произошли существенные изменения в объекте управления, которым являются регионы и города. Значительно возросла доля негосударственного сектора в народном хозяйстве, изменились пропорции в производственной и непроизводственной сфере занятости

населения, получила развитие рыночная инфраструктура и, соответственно, рыночные рычаги и механизмы управления.

Эти обстоятельства требуют применения новых Форм и методов управления, совершенствования организации и технологии деятельности органов управления на местном уровне и указывают на особую актуальность исследуемой проблемы.
В свою очередь это обусловило выбор

темы дипломной работы и предопределило ее структуру.

Целью дипломной работы является совершенствование управления социально- экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий выполнения заданий государственной программы социально-экономического развития до 2015 года.

Задачами исследования явились:

- конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы;

- анализ форм и методов управления, оценка их результативности - определение недостатков и Факторов,сдерживающих реализацию управленческого потенциала местных органов власти;

- определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению механизма деятельности местных органов и эффективности управления социально-экономическими процессами.

Объектом исследования является социально-экономическая сфера ( на примере города Бобруйска).

Предметом исследования является система управления и, в частности, механизм реализации функции управления социально-экономическими процессами городским исполнительным комитетом.

В решении поставленных задач использованы законодательные акты
Республики Беларусь, научные, методические и нормативные материалы, отечественный и зарубежный опыт по местному управлению и самоуправлению.

На основе проведенного анализа разработан ряд предложений и практических мероприятий направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.

Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности исполнительных комитетов, отраслевых министерств и ведомств.

1.ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ

1.1.Сущность, цели и задачи управления социально- экономического развития города

Становление Республики Беларусь как суверенного государства, переход её экономики к рыночным отношениям требуют проведения целенаправленной региональной политики. Рациональное внутриреспубликанское разделение труда и комплексное социально-экономическое развитие административно- территориальных единиц во многом способствуют этому процессу.

Региональная политика в Беларуси определяется системой целей и задач органов государственной власти по управлению социально-экономическим развитием внутриреспубликанских регионов, а также механизмом их реализации.
В качестве внутриреспубликанских регионов

в Беларуси выступают области и г.Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития так и по структуре хозяйства.
Сложившееся административно-территориальное деление республики на 6 областей существует неизменным с 1960 года.

В результате в каждой из них сформировался свой территориально- хозяйственный комплекс, особенности которого необходимо учитывать при проведении региональной политики.

Государственное регулирование развития регионов осуществляется на различных уровнях управления - республиканском и региональном. Оно включает, с одной стороны, регулирование республиканскими органами развития областей, районов, городов; а с другой стороны -

регулирование местными органами власти развития соответствующих регионов.

Переход экономики к рыночным отношениям меняет Формы и методы взаимодействия территориальных органов управления с республиканскими органами, а также с хозяйственными субъектами рыночной системы. Необходимо четкое разграничение функций государственных

республиканских и местных органов управления, их прав и сфер деятельности при обеспечении наиболее благоприятных условий и возможностей для самоуправления регионов. Это обусловлено, прежде всего, децентрализацией процессов управления, переносом ряда направлений реформы на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов, а также усилением ответственности региональной администрации за ход экономической реформы.
Каждый регион имеет право

самостоятельно использовать свои ресурсы, созданный научно-технический и социально-экономический потенциал для ускорения территориального развития.
Должна проводиться дифференцированная региональная политика в зависимости от местных условий. Вместе с тем необходимо

обеспечение экономической целостности экономики республики, единства экономической системы. Следует учитывать при этом неодинаковые стартовые условия вхождения в рынок различных регионов, ограниченные

возможности самообеспечения и самофинансирования.

Государство должно способствовать поддержанию экономической, социальной и политической стабильности в каждом регионе, обеспечению эффективного взаимодействия регионов, сочетанию конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и единства общих принципов функционирования рынка на всей территории. Основные параметры регионального развития задаются центром в виде законодательных и нормативных актов. Это касается порядка и механизма приватизации, ценообразования, налоговой политики и др. Центр должен вырабатывать единую научно-техническую политику, которая стала бы фактором стабилизации экономики в регионах; формировать интеллектуальный и кадровый потенциал, особенно это касается фундаментальной науки.
На республиканском уровне формируется общегосударственная единая концепция развития и размещения производительных сил с соответствующей ей схемой межрегионального разделения труда, определяется приоритетность развития отдельных регионов.

Серьёзно осложнил решение региональных проблем последовавший в результате распада СССР глубокий социально-экономический кризис. Вместе с тем преодоление кризисного состояния экономики требовало единства действий республиканских и местных органов управления по

активизации производства, проведению экономических реформ,социальной защите населения, решению экологических проблем.Для этого Программой неотложных мер по выходу экономики из кризиса, разработанной в сентябре 1994 года, предусматривалось восстановить вертикальную подчиненность экономических органов управления (Министерств

экономики- Комитеты по экономике и рыночным отношениям облисполкомов и
Минского горисполкома - экономические структуры горрайисполкомов).В связи с этим в сентябре 1994 года в Минске состоялось совещание председателей областных, городских и районных Советов депутатов, на котором обсуждался вопрос " Реформа системы государст-

венного управления и роль местных органов власти в преодолении кризиса". В докладе Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и выступлениях участников совещания рассматривался важный вопрос

о совершенствовании системы государственного и местного управления, которая должна обеспечивать как жесткую вертикальную централизацию, так и самостоятельность на местах. Были поставлены задачи найти оптимальное сочетание взаимодействия государственного управления

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.