Диагностическая профессиография служит для организации профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости реакции, точности действий и ответственности за выполнение задания.
Формирующая профессиография применяется в процессе профессионально обучения, охватывает социально-экономические, правовые характеристики профессии в общих чертах и детальную аналитическую проработку технических и технологических сторон деятельности.
Профессиографические исследования проводят специалисты по заказу руководителей кадровых служб.
Профессиограмма может быть общей или развёрнутой. Общая профессиограмма должна включать в себя следующие общие требования к личности кандидата:
§ пол, возраст, образование, развитость процессов внимания, памяти и мышления;
§ устойчивость эмоционального состояния (эмоциональная уравновешенность, утомляемость, склонность к повышенной тревожности, агрессии или депрессии);
§ психофизиологические характеристики (темперамент, скорость реакции, потребность в общении и т.д.);
§ характеристики личности, проявляющиеся в устойчивых чертах характера, привычках поведения, задатках и способностях;
§ деловые качества характера;
§ профессиональные и специальные знания;
§ умения и навыки;
§ общее состояние здоровья, устойчивость к профзаболеваниям.
Пример профессиограмм приведён в таблице 1.
Таблица 1.
Профессиограмма
№ свойства п/п личности
Профессия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Терпимость
+
0
++
Искренность
Самоконтроль
Педантизм
Воля
Любознательность
Интуиция
Аналитический склад ума
Способность к выполнению рутинной работы
Экономическое чутьё
Способность к лидерству
Коммуникабельность
Самообладание
Внимательность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10