На основании таблицы строится график, наглядно отображающий все исходные данные.
Теперь строится таблица с исходными данными для дальнейшего построения модифицированной матрицы BCG.
Таблица 8. Исходные данные для построения модифицированной матрицы BCG
№№
СЗХ
V0
VZ
K
A0
AZ
T
1
Лицензионные марки, РФ
2252,9
220,1
0,0977
1,2317
0,3087
0,2506
2
Лицензионные марки, СНГ
145,1
0,0644
0,0458
0,0372
3
Премиальные, РФ
365,3
0,1621
-0,0857
-0,0696
4
Премиальные, СНГ
149,2
0,0662
-0,0902
-0,0732
5
Среднеценовой, РФ
512,4
0,2274
0,7979
0,6478
6
Среднеценовой, СНГ
307,3
0,1364
-0,0549
-0,0446
7
Экономичный, РФ
108,1
0,0480
0,1059
0,0860
8
Экономичный, СНГ
63,2
0,0281
-0,0497
-0,0404
9
Дешёвый, РФ
216,7
0,0962
0,2815
0,2285
10
Дешёвый, СНГ
165,5
0,0735
-0,0276
-0,0224
После построения матрицы и проведения кластерного анализа получаем следующие результаты: лучшую позицию занимает СЗХ «Среднеценовой, РФ», обладающая высоким удельным весом в выручке и темпе её изменения, средние позиции занимают «Лицензионные марки, РФ», «Дешёвый, РФ» (низкая доля в выручке, высокая доля в темпе её роста) и «Премиальный, РФ», «Среднеценовой, СНГ» (высокая доля в выручке, низкая – в темпе её роста). Остальные СЗХ требуют более тщательного рассмотрения и глубокого анализа, т. к. являются проблемными зонами.
Построение диаграммы «Возможность / Уязвимость»
Эта диаграмма отражает зависимость прибыли СЗХ (ROCE) от соответствующей ОДР.
Таблица 9. Исходные данные для построения диаграммы «Возможность/уязвимость»
Размер области
ОДР СЗХ
Прибыль на используемый капитал (ROCE)
0,977
1,830
45,0%
0,644
1,501
37,0%
1,621
4,460
35,0%
0,662
0,695
25,0%
2,274
1,881
-10,0%
1,364
0,725
17,0%
0,480
0,470
18,0%
0,281
0,263
36,0%
0,962
1,034
40,0%
0,735
0,770
Как видно из диаграммы, большинство СЗХ подвержены риску потерять свой уровень рентабельности, т. к. он несоразмерно велик по сравнению с занимаемой долей рынка, также СЗХ «Среднеценовой, РФ» и «Премиальный, РФ» могут лишиться нынешней доли рынка. Поэтому руководство компании должно срочно предпринять меры по предотвращению этих угроз, и в благоприятном исходе СЗХ. Обладающий высокой рентабельностью, увеличить свою долю рынка, а СЗХ, имеющие высокую долю рынка, смогут поднять рентабельность до должного уровня.
Построение матрицы GE/McKinsey
Эта матрица, получившая название «экран бизнеса» разработана консультационной компанией МакКинзи для фирмы General Electric. Модель основана на оценке долгосрочной привлекательности рынка и конкурентной позиции стратегической зоны хозяйствования (СЗХ). Данная модель многокритериальна, поскольку основана на признании того, что и привлекательность рынка и конкурентоспособность определяется целым рядом факторов, как традиционных, так и субъективных.
По осям У и Х выставляются интегральные оценки, соответственно, привлекательности рынка (или отрасли бизнеса) и относительного преимущества организации на соответствующем рынке (или сильных сторон соответствующего бизнеса организации).
Таблица 10. Оценка привлекательности рынка
Параметры отрасли
Вес
Уровень конкуренции
0,3
Динамика цен
0,2
Барьеры входа / выхода
Темп роста рынка
Оценка привлекательности отрасли
7,4
6,5
6,9
5,8
5,6
5,5
5,7
6,1
6,6
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11