По результатам «мясорубки» делается следующий вывод: т. к. общее количество баллов оценочного показателя больше нуля, то исследуемые СЗХ независимы.
В начале курсовой работы хотелось бы составить сводную таблицу, содержащую часть необходимых данных для построения различных диаграмм, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия по различным стратегическим зонам хозяйствования (СЗХ). Кроме того, необходимо решить, какие именно СЗХ будут анализироваться в нашей работе. Основываясь на опыте самой компании, мы выбрали десять СЗХ, представленных в таблице ниже.
Таблица 2 – Сводная таблица по различным СЗХ
№№
СЗХ
Выручка от продаж, € млн.
Прибыль, € млн.
Рентабельность продаж, %
Размер области
1
Лицензионные марки, РФ
220,1
65,4
29,71%
0,977
2
Лицензионные марки, СНГ
145,1
47,9
33,01%
0,644
3
Премиальные, РФ
365,3
110,4
30,22%
1,621
4
Премиальные, СНГ
149,2
55,8
37,40%
0,662
5
Среднеценовой, РФ
512,4
-21,7
-4,23%
2,274
6
Среднеценовой, СНГ
307,3
17,6
5,73%
1,364
7
Экономичный, РФ
108,1
29,9
27,66%
0,480
8
Экономичный, СНГ
63,2
15,4
24,37%
0,281
9
Дешёвый, РФ
216,7
40,7
18,78%
0,962
10
Дешёвый, СНГ
165,5
37,3
22,54%
0,735
ИТОГО
2252,9
398,7
17,70%
В таблице в последней графе указано нормированное значение выручки каждой СЗХ, необходимое для удобства построения диаграмм и достижения лучшей репрезентативности. Оно рассчитывается, как отношение выручки по СЗХ к средней выручке по всем СЗХ.
Расчёт относительной доли рынка
Следующим шагом к достижению заветной цели является определение относительной доли рынка (ОДР) компании по всем СЗХ, которая находится путём деления доли рынка изучаемой компании по конкретной СЗХ на долю рынка компании – ближайшего конкурента. Результаты занесены в таблицу.
Существуют нормативные значения для показателя ОДР. По результатам, занесённым в таблицу для каждой ОДР, определяется её положение на рынке, которое варьируется от незначительного участника до доминирования. Затем строится вспомогательная таблица, в которой подсчитывается суммарная доля объёма продаж по каждой позиции.
Таблица 3 – Сила СЗХ организации
Крупнейшие конкуренты организации на данной СЗХ
Выручка от продаж у крупнейших конкурентов, € млн.
ОДР СЗХ
Позиция на рынке
SABMiller
120,3
1,83
Чистое лидерство
Heineken
96,7
1,50
SUN InBev
81,9
4,46
Доминирование
214,8
0,69
Последователь
272,4
1,88
Оболонь
423,7
0,73
Сильный последователь
230,0
0,47
240,4
0,26
Незначительный участник
209,6
1,03
Минимальное лидерство
0,77
2104,6
Таблица 4 – Сила позиций
Позиция
№№СЗХ
Суммарный процент от объема продаж
16,21%
1, 2, 5
38,95%
9,62%
6, 10
20,99%
4, 7
11,42%
2,81%
По результатам первых анализов можно сделать предварительные выводы. Как видно из таблицы 1 наибольшую выручку (около 30% от суммарной) приносит среднеценовой сегмент пива (в РФ и СНГ), тогда как в РФ этот сегмент убыточен, а в СНГ просто малорентабелен. Тем не менее, в этот сегмент входят наиболее популярные марки пива «Балтика», также вследствие огромной выручки этот сегмент забирает на себя львиную долю накладных расходов и, отказавшись от этих СЗХ, существует высокая вероятность убыточности более мелких зон. Высокими показателями рентабельности отличились премиальные марки пива, продающиеся в РФ. В целом с рентабельностью на предприятии всё в порядке (средний уровень – 17,7%).
Пара слов о позициях СЗХ компании на рынке пива. В таблице 3 ясно отражено, что наибольшую выручку приносят СЗХ, расположенные в зоне чистого лидерства (порядка 40%), что, безусловно, является огромным плюсом. Однако нельзя упускать из виду печальный факт, что около 30% выручки приносят СЗХ сильные последователи и последователи. Эта проблема должна быть решена в дальнейшем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11