Общая потребность экономики Украины (прогнозируемая) составляет более 40 млрд. долл. В инвестициях нуждаются практически все отрасли экономики: металлургия - 7 млрд. долл., машиностроение - 8,5 млрд. долл., транспорт - 3,7 млрд. долл., химия и нефтехимия - 3,3 млрд. долл.
Полный обзор инвестиций в основной капитал по регионам за период с 1985 по 1999 год представлен в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Инвестиции в основной капитал по регионам Украины |Регионы |Объем инвестиций по годам в сравнительных ценах, млн. | | |грн. | | |1985 |1990 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 | |Украина |44690 |55368 |16097 |12557 |11449 |12151 |12197 | |Автономная | | | | | | | | |Республика Крым |2323 |2740 |428 |327 |279 |287 |503 | |области | | | | | | | | |Винницкая |1015 |1435 |448 |334 |265 |246 |202 | |Волынская |678 |932 |196 |142 |162 |167 |174 | |Днепропетровская |4632 |5557 |1784 |1335 |1162 |1133 |1083 | |Донецкая |4991 |5866 |2027 |1652 |1330 |1497 |1480 | |Житомирская |1048 |1906 |473 |322 |212 |173 |148 | |Закарпатская |819 |1063 |143 |132 |122 |146 |169 | |Запорожская |2386 |2898 |809 |702 |583 |688 |661 | |Ивано-Франковск. |684 |802 |690 |259 |237 |239 |231 | |Киевская |2451 |2938 |779 |611 |489 |572 |490 | |Кировоградская |1132 |1575 |283 |219 |189 |173 |157 | |Луганская |2567 |3102 |903 |647 |653 |583 |513 | |Львовская |1807 |1883 |624 |538 |571 |502 |482 | |Николаевская |1322 |1679 |448 |328 |272 |285 |241 | |Одесская |2958 |3014 |674 |495 |512 |519 |602 | |Полтавская |1430 |1832 |752 |704 |796 |850 |813 | |Ровненская |1125 |1388 |323 |259 |237 |279 |270 | |Сумская |1114 |1250 |357 |328 |285 |283 |303 | |Тернопольская |668 |973 |247 |190 |198 |217 |157 | |Харьковская |2523 |3095 |717 |721 |766 |703 |582 | |Херсонская |1229 |1558 |282 |189 |171 |168 |140 | |Хмельницкая |1253 |1735 |441 |295 |321 |334 |289 | |Черкасская |965 |1306 |426 |305 |208 |194 |219 | |Черновецкая |560 |868 |168 |110 |108 |101 |83 | |Черниговская |823 |1220 |367 |309 |220 |207 |212 | |г. Киев |1978 |2488 |1209 |1048 |1050 |1546 |1945 | |г. Севастополь |209 |265 |99 |56 |51 |59 |48 |
Приведенные данные и тенденции, которые из них следуют, свидетельствуют о завершении короткого периода романтического отношения к инвестированию в экономику Украины. В реальной ситуации сложился и негативно влияет на поведение независимых инвесторов целый ряд проблем, которые требуют безотлагательного урегулирования.
Главными основами государственной инвестиционной политики на ближайшую перспективу являются: увеличение объемов капитальных вложений субъектов хозяйствования за счет прибыли и новой амортизационной политики; усиление влияния государства на активизацию инвестиционного процесса через увеличение объемов бюджетного финансирования капитального строительства крупных инфраструктурных объектов и введения кредитных основ бюджетного финансирования инвестиций; создание условий для привлечения долгосрочных кредитов коммерческих банков, упорядочение деятельности инвестиционных и инновационных фондов, переход от сертификации к денежной приватизации; увеличение инвестиционных ресурсов, которые формируются на фондовом рынке и за счет сбережений населения; введение экономического механизма страхования рисков внутренних и внешних инвестиций; образование соответствующих институтов по вопросам интеграции промышленного и банковского капитала, мобилизации средств под эффективные инвестиционные проекты в приоритетные отрасли экономики.
С целью облегчения поиска эффективных объектов инвестирования и инвесторов во многих министерствах и ведомствах Украины образованы банки данных объектов инвестирования в разрезе отраслей народного хозяйства и регионов (например, база данных Минэкономики включает более 2000 таких объектов).
На основании информации посольств, стран - потенциальных инвесторов и материалов, которые поступают в правительство, образована база данных иностранных инвестиционных фирм (их более 200), которую используют украинские производители для поиска иностранных инвесторов.
Увеличение поступлений иностранных инвестиций в экономику Украины способствовало бы образованию отдельных экспортно-промышленных зон (вариант свободных экономических зон).
Государство должно прилагать все силы для реструктуризации экономики, стабилизации общей политической и экономической ситуации, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране.
Успешно проведенная денежная реформа монетарными способами приостановила инфляцию - за 11 месяцев 1997 года ее уровень - 8,6 %, отменены нетарифные методы регулирования экспортно-импортных операций, ведется работа по стабилизации и либерализации внешнеэкономической деятельности, сбалансированности таможенной и ценовой политики, осуществляется реформирование налоговой системы в сторону уменьшения давления на производителя, совершенствуется нормативно-правовая база.
В соответствии с распоряжением Президента Украины от 18.08.97 года № 298 “О неотложных действиях по ускорению реформ и выводу экономики Украины из кризиса” готовится ряд законодательных актов, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности, улучшение условий деятельности инвесторов, в том числе зарубежных, в конкретных сферах хозяйственной деятельности, а именно: - об изменениях и дополнениях к Закону Украины “О режиме иностранного инвестирования”, что предполагает освобождение от ввозной пошлины иностранных инвестиций в виде устройств, оборудования,, которые вносятся в уставный фонд предприятий с иностранными капиталом; - об изменениях к Закону Украины “О государственной пошлине” в части уменьшения государственной пошлины за нотариальное освидетельствование договоров залога; - о восстановлении льгот совместным предприятиям производственной сферы с иностранными инвестициями, зарегистрированных до 01 января 1995 года; - об изменениях и дополнениях к Земельному кодексу Украины относительно предоставления иностранному инвестору права собственности на земельный участок под предприятия, а также возможности продажи ему объектов приватизации вместе с земельными участками.
Планируется принятие закона Украины о соглашениях по разделению продукции, который должен ускорить привлечение иностранного капитала для освоения запасов нефти и газа в Украине.
После принятия закона о бухгалтерском учете и отчетности будет проведена окончательная гармонизация национальной системы отчетности соответственно к международным стандартам.
1.4 Условия повышения эффективности инвестиционной деятельности
Экономика имеет дело с выбором – это выбор между ориентирами инвестиционной стратегии, между разными технологиями производства, между производством различных товаров и услуг, в то время как должны вознаграждаться различные вложения ресурсов. Любой выбор влечет за собой издержки. Вопрос состоит в том, какой выбор позволяет получить наибольшую эффективность.
К тому же инвестор прекрасно осознает, что далеко не всякие инвестиции играют позитивную роль в экономическом процессе. Инвестиции могут быть также “ошибочными”, то есть, направленными в бесперспективные секторы и виды производства. Это случается обычно из-за неверной информации о будущем. Когда органы хозяйственного управления, принимающие решения об инвестициях, просто-напросто не могут верно определить, производство какой продукции будет выгодным или когда, в целом, экономическая политика, стратегия, сориентированы неверным образом.
Ошибочные инвестиции означают расточение ресурсов, поскольку связывают их в проектах, которые не приведут к намеченному росту экономики. И, конечно, они не являются надежным источником рабочих мест в долгосрочной перспективе.
Научное знание о новейшей технологии производства, о будущем спросе и о грядущей деловой коньюктуре – является определяющим для экономического роста. Образование же, сфера научных исследований становятся решающим фактором экономического роста.
Чтобы имел место приемлемый по уровню стабильный экономический рост, ресурсы должны направляться в те отрасли хозяйства, которые дадут наивысший экономический эффект.
Рынок инвестиций должен быть подвижным. Инвестиции должны иметь возможность переливаться из стагнирующих отраслей и предприятий в те, у которых более благоприятные перспективы.
В силу чисто экономических причин существуют различия в доходах от инвестиций. При этом доходы на производственные инвестиции должны быть больше доходов по альтернативным видам вложений, таким, например, как вложения в антиквариат, золото, бриллианты, банковские вклады и т.п. Так как, в противном случае, нет экономической выгоды от вложения средств в производство, которое всегда связано с риском, а более предпочтительным выступает получение дохода от более гарантированных операций.
Технический взгляд на эффективность инвестиций состоит в том, что производство должно занимать положение на кривой производственных возможностей, а не внутри нее. Но он ограничен в том, что не учитывает, есть ли у населения потребность в тех товарах, которые производятся в данном случае. Мир товаров и услуг разнообразен. Ориентироваться в нем непросто.
Для наполнения понятия эффективности инвестиций приемлемым макроэкономическим содержанием, необходимо принимать во внимание пожелания и потребности людей. Таким образом, эффективной комбинацией инвестиционных вложений в различные отрасли и сферы хозяйства, должна стать та точка на кривой производственных возможностей, которая наилучшим образом отвечает желаниям и потребностям людей. Общество располагает различными ресурсами, которые выносятся на рынок и люди имеют возможность выбирать между различными товарами и услугами. Таким образом, каждое вложение ресурсов и каждый обмен должны быть организованы таким способом, чтобы затраты точно соответствовали тем потребностям, которые потребитель удовлетворяет в результате определенного экономического действия. Если же оказывается, что издержки, затраты больше, чем получаемый эффект, то необходимо отказаться от данного действия.
В экономическом расчете последнее слово принадлежит соотношению издержек и выгоды, которая последует за действиями, предпринимаемыми хозяйствующими субъектами.
Таким образом, будет ли потенциальный инвестор делать новые вложения – определяется не тем, какую прибыль дали предыдущие инвестиции, а тем, какую прибыль предполагается получить от новых. Примет ли предприятие еще одного работника зависит не от того, что производят те, кто уже работает, а от того, что принесет новый работник.
Выгода (благо), которую получает субъект хозяйствования от осуществления данного варианта инвестиционных вложений, называется предельной полезностью. Доход, который получает предприятие от продажи дополнительной единицы товара, произведенного в результате данных инвестиций, называется предельным доходом. Производительность, вызванная дополнительной затратой инвестиционных ресурсов, называется предельной производительностью. Дополнительный продукт, произведенный еще одним новым работником, в результате расширения предприятия, называется предельным продуктом. Эти добавочные потребительские блага, доходы предприятий и производительность дополнительных ресурсов сравниваются с предельными издержками, которые вызываются дополнительными затратами или отказом от каких-либо благ. Иногда используются термины “маргинальные издержки”, “маргинальная полезность”, “маргинальный продукт” и “маргинальный доход”. Считается, что предельные издержки (в расчетах этого типа) обычно возрастают, а издержки производства дополнительной единицы товара или услуги растут. Это связано с убывающей производительностью, которая подразумевает, что для производства дополнительной единицы товара или услуги необходимо вкладывать относительно больше ресурсов, чем для производства предыдущей. Точно так же считается, что для индивида постоянно возрастает и тягость (отрицательная полезность) от дополнительного труда. Иными словами, каждый добавочный час труда требует больших жертв, чем предыдущие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12