Рефераты. Cовременный менеджмент в системе обслуживания

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь « работоманом » (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).

Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.     

С точки зрения контактности можно выделить несколько типов руководителей.

Во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей.

Во-вторых, те, кто уделяет тому и другому примерно поровну времени.

В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня.

В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов. Первый и второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый - для стратегического, Третий тип руководителя не отвечает вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим.

Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.


1.3 Сравнение российских компаний с современными западными корпорациями


Российские компании близки по уровню к ве­дущим зарубежным прежде всего в технологическом плане и в по­тенциале работников.

Но общая ситуация пока про­изводит тягостное впечатление. С виду неплохие производственные здания, но внутри — очень низкие стандарты производства, прежде всего производственной культуры. Условия очень плохи — грязь, не­разбериха, захламленность терри­торий. В долгосрочном ключе в та­кой трудной обстановке невоз­можно производить качественную продукцию, в краткосрочном — еще как-то можно.

Например, некоторые предприятия пи­щевой промышленности в од­ном цехе обрабатывают рыбу и де­лают мороженое. Данный при­мер показывает, что могут быть хорошие менеджеры, рабочие, технологии, но из-за общей низ­кой культуры производства нельзя выйти на зарубежные рынки.

Конечно, если бы были со­ответствующие средства, заинте­ресованность и должная поддер­жка государства, то все могло бы быть иначе, можно было бы со­здавать так называемые инкуба­торы.[11]

Еще одно слабое место рос­сийских предприятий —очень большой раз­рыв между управляющим звеном и персоналом. Разрыв во всем — в положении, доходах, заработной плате, взаимоотношениях. Рабочие очень замкнуты и не при­выкли к такому общению, а само оно носит очень формальный ха­рактер. Возможно, это вызвано менталитетом, традициями. На­пример, на "Филипсе" сотрудники пытаются быть как бы одной семьей, коман­дой. Причем в порядке вещей, когда члены команды называют тренера по имени, а не формально "мистер такой-то". А это совсем различные стили взаимоотноше­ний. Можно быть хорошими друзьями, и при этом один человек является руководи­телем, а другой — подчиненным.[12]

Есть немало и других облас­тей, где уже сегодня можно доби­ваться хороших результатов. И если даже имеют место задержки зарплаты, то можно честно объ­яснить сотрудникам, почему это происходит. В Голландии бывали случаи, когда по решению проф­союзов, рабочих и руководителей предприятия заработная плата даже сокращалась — для повыше­ния конкурентоспособности. Не­давно такое было на одной из су­достроительных верфей. Но по­добным решениям предшествует откровенный и аргументирован­ный разговор. Если действовать в таком стиле, то сотрудники чув­ствуют ответственность за свое предприятие.



 

 











Глава 2.  Проблемы и пути совершенствования менеджмента на предприятии

 

2.1 Недостатки Российского менедмжента


Современный мир невоз­можно представить без электро­ники. Она проникла ныне прак­тически во все сферы деятельно­сти, в частности в экономику. Од­но из проявлений этого получило название е-коммерции или новой экономики. Это явление отража­ет влияние сети Интернет и средств электронных коммуни­каций. Под их воздействием все более меняется система продаж. Множество малых фирм, кото­рые до их возникновения из-за небольшого количества сотруд­ников или активов имели выход только на местный рынок, теперь работают в глобальном масштабе.

Под влиянием тенденций развития ми­ровой экономики и ее технико-тех­нологической базы меняются функ­ции, методы управления. Одной из важных черт яв­ляется то, что возрастает быстро­та принятия решений. Не только менеджеры, но и все люди, склонны не замечать идущих из­менений (ведь они обычно проте­кают медленно), поскольку все мы достаточно консервативны. В связи с ускорением изменений в технологиях, производстве и т.д. в будущем важное значение будут иметь такие управленческие и ор­ганизационные структуры, кото­рые могут быстро меняться, пере­страиваться (в частности перехо­дить на выпуск новой продук­ции). Как следствие, растет важ­ность гибкости структур и подхо­дов. Поэтому сейчас часто гово­рят о "плавающих коалициях", пользе методик "хаотичного дви­жения" в противовес жестким ор­ганизационным схемам, твердым инструкциям и иерархии.[13]

Действительно, жесткие структуры управления приводят к острой внутрифирменной конку­ренции между подразделениями. Но ведь не это является целью управления компанией, а усиле­ние ее конкурентных позиций по отношению к внешним соперни­кам, объединение усилий всех со­трудников общей идеей. Данные цели в современных условиях требуют новых систем и структур управления, более гибких и ли­шенных барьеров. Руководите­лям компаний помимо выполне­ния своих функций организаторов и координаторов следует бо­льше уделять внимания работе с персоналом, создавать и воспи­тывать целеустремленные коман­ды сотрудников, которые в ходе реализации заданий могут актив­но и плодотворно взаимодейст­вовать, менять свой состав, объе­диняться и распадаться в соответ­ствии с производственными по­требностями.

Кроме того, сами отрасли становятся более узкоспециали­зированными, более управляе­мыми. Такая же тенденция про­слеживается и на уровне пред­приятия. Очень многие компа­нии возвращаются к своему основному, если можно так ска­зать "коренному бизнесу", осво­бождаются от вспомогательных и дополнительных производств.

Еще более важным требова­нием сегодняшнего дня является на­личие менеджеров, которые могут активно влиять на все процессы — не просто рефлексивно реагиро­вать на изменения, а инициативно формировать внешнюю среду, по­требности рынка, предпочтения потребителей, создавать новые виды товаров, услуг и т.д.

Традиционно менеджеры лишь откликались на изменения окружающей среды. В соответст­вии с предыдущими концепция­ми управления их позиция была как бы оборонительной. Когда какая-либо фирма видела, что конкурент выводит на рынок но­вый продукт, она стремилась в кратчайшие сроки подготовить свое аналогичное изделие. На са­мом деле менеджеры должны в опе­режающем режиме думать о новых изобретениях, технологических прорывах, решениях, т.е. не следо­вать за рынком, а формировать направления его развития, тен­денции, потребности и т.п.

Теперь рассмотрим малый бизнес. Как в России так и на западе средний и малый бизнес является основой экономики. То­лько 10% работающих приходится на крупные предприятия; причем 80% остальных трудятся в высоко­специализированных фирмах с персоналом, не превышающим 10 человек. Ранее обычными и весь­ма существенными недостатками малых предприятий считались не­хватка знаний, невысокий уро­вень образования персонала, низ­кий научный потенциал. Это, как правило, были очень трудолюби­вые работники, но их узкая специ­ализация часто приводила к огра­ниченности кругозора и замкну­тости, что, в частности, мешало развитию экспорта. Для исправ­ления положения правительство сделало шаги по стимулированию последнего, среди которых я бы отметил такой нетрадиционный, как поощрение изучения ино­странных языков.[14]

Еще одним недостатком бо­льшинства малых предприятий была их ориентация не на техно­логическое развитие, а на коммер­ческие результаты (между этими видами деятельности есть опреде­ленные противоречия). Правда, здесь следует иметь в виду, что практически во всех (а не только в малых) компаниях существует фе­номен: высшее руководство ори­ентировано на коммерческий успех, а цехи, отделы и рядовые работники — на достижения в своей профессиональной (факти­чески технологической) деятель­ности. И поскольку в малых структурах доля высшего руковод­ства, как правило, выше, то у них данный недостаток проявляется ярче.

Для этого необходимы меры по развитию техно­логической свободы, свободы творчества, выдвижению новых идей на предприятиях, что стиму­лировало их развитие и завоева­ние сильных позиций на рынке.

Еще одна проблема российского менеджмента заключена в том, что российские менеджеры слиш­ком ориентированы на формаль­ные и бюрократические процеду­ры управления. Они фактически занимаются только частью тех во­просов, которые входят в их ком­петенцию. По всей видимости, они обучались и воспитывались так, что считают зоной своей от­ветственности только непосредст­венный процесс производства. При этом упускается много важ­ных сфер, например маркетинг. Они исходят из того, что достаточ­но изготовить продукцию, а есть ли заинтересованный в ней потре­битель и как ее реализовать — про­думывается слабо. Обращает на себя внимание и плохая оснастка и оборудование предприятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.