Рефераты. Антикризисное управление на микроуровне в транзитивной экономике России

4. Социально-демографические: место страны в мире по продолжительности жизни, по жизненному уровню; рождаемость, смертность населения страны, миграция, структура населения по уровню доходов.

5. Правовые факторы: наличие правовых актов по развитию конкуренции и преодолению монополизма в экономике, по финансовой поддержке предпринимательства, по банкротству, по развитию отношений бюджетного федерализма, по стандартизации, по защите прав потребителей, по регулированию ВЭД, качеству прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых норм и др[18].

6. Природно-климатические факторы: состояние основных природных ресурсов, степень разработанности и степень использования ресурсов, характеристика климатических условий, использование вторичных ресурсов и т.п.

7. Научно-технический потенциал страны: тип технологического уклада в стране, использование достижений НТП, нововведений в материальной и нематериальной сферах, уровень автоматизации производства, особенно в машиностроении, показатели износа основного капитала, уровень компьютеризации и т.п.

8. Культурные факторы: средний уровень образования населения, обеспеченность населения объектами культуры, этика бизнеса и т.п.

Наряду с факторами внешней среды, перечисленными выше, важно для выхода из кризиса особо оценить конкурентную среду, политику основных конкурентов, конъюнктуру рынка страны.

Особую роль в наступлении кризисной ситуации играет обострение противоречия интересов олигархического (монополистического капитала) и предприятий реального сектора, разбалансированность развития сферы услуг и промышленности.

Крупный монополистический капитал в России представлен небольшой, но весьма влиятельной группой олигархов, сложившихся в основном в сфере ТЭК и банковских услугах. В докладе Всемирного Банка сказано, что на 23 наиболее крупные группы в России приходится треть продаж промышленности и шестая часть рабочих мест[19]. Ускорение развитие сферы услуг за 2002–2007 гг. обусловлено в основном расширением обслуживания крупного монополистического капитала. Это: банковские, кредитные услуги, туристические и услуги зарубежного отдыха и пр. В структуре производства ВВП снижается доля производства товаров и возрастает доля услуг.

Роль сферы услуг в развитых странах является объективным, закономерным процессом, поскольку там уже сформирована постиндустриальная система, высокоразвитое промышленное производство. В России же безусловно приоритетным должно стать создание высокоразвитого промышленного производства, особенно машиностроения. Не умаляя значимости развития сферы услуг, важно отметить, что за счет увеличения их доли в ВВП невозможно обеспечить ни удвоения ВВП к 2010 г., ни преодоления бедности, ни подъема промышленного и аграрного секторов[20].

В связи с этим важно в качестве приоритетов выделить не просто развитие сферы услуг в целом, а социальных услуг. Это связано с развитием социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры, услуг отдыха. Однако в прогнозе Минэкономразвития РФ на 2005–2007 гг[21]. все параметры привязаны к динамике мировых цен на энергоносители. Внутренние факторы и тенденции социально-экономического развития в данном прогнозе не анализируются и не планируются. Стратегия правительства заключается в наращивании экспорта нефти и газа, а также в строительстве для этих целей транспортных сетей.

В целом следует отметить, что анализ структуры производства ВВП в 2000–2005 гг. свидетельствует об увеличении доли производства услуг и уменьшении доли производства товаров. По оценке Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ эта тенденция будет продолжаться и в перспективе 2008–2009 годов. Это обусловлено стремлением правительства РФ, приблизить структуру российского ВВП к структуре развитых стран, где доля услуг составляет значительную часть. Если рассмотреть более длительную динамику, а именно период с 1999 по 2006 г., то тенденция увеличения доли услуг просматривается достаточно отчетливо. Так, ВВП увеличился за этот период на 57%, фактическое конечное потребление домашних хозяйств – на 48,1%, инвестиции в основной капитал – на 72%. По сравнению с 1998 г. объемы выпуска в промышленности в 2005 г. увеличились на 53,4%, в сельском хозяйстве – на 26,4%[22].

Рост производства товаров поддерживался функционированием развитой за годы реформ инфраструктурой рынка услуг. При увеличении объемов производства в товарном секторе за эти годы на 57,5%, прирост производства рыночных услуг составил 43,4%. Но это в среднем. А по структуре рыночных услуг их рост был крайне неоднозначным. Так, объем услуг связи вырос на 238,7%, коммерческий грузооборот транспорта – на 37,8%, розничной торговли – на 49,3%[23].

Однако экономический рост – это воспроизводственная категория. И в России в настоящее время совершенно иная воспроизводственная ситуация по сравнению с большинством развитых стран. В силу этого сравнивать темпы роста в России с США, либо со странами ЕС вряд ли возможно.

Россия находится в переходном состоянии к рынку, имеет нерациональную структуру макроэкономики.

Позитивно, что в 2003–2007 гг. стала развиваться активность предприятий в использовании кредитных ресурсов, в обновлении основных фондов. Банковские кредиты увеличились за 2006 г. на 32%, иностранные инвестиции – на 61%, но их доля в общем объеме привлеченных средств составила менее 12% за 2007 г. (первое полугодие) – на 31,5 и 62,5% соответственно[24].

Прямые иностранные инвестиции составили в 2008 г. В объеме 103769 млн. долл., по сравнению с предшествующим годом этот показатель сократился на 14,2%. Позитивно что, что с 2004 г. увеличился приток инвестиций за счет всех источников финансирования в машиностроении: в 2004 г. на 17%, в 2006 г.-на 18,1%.

Но важно учитывать, что инфляция снижает возможность капитальных вложений в 2005 г. инфляция составила 12,7%, в 2006 г. -9,7%, в 2008 г. – 13,3%. Индекс цен различается в различных отраслях экономики России.

В 2006 году рост цен на услуги ЖКХ повышался в среднем на 30%, поскольку вся страна переходит на 100%-ную оплату этих услуг (кроме г. Москвы); на электроэнергию – на 7,5%, на газ – на 11%, на железнодорожные перевозки грузов – на 7,5%.

Принята стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 г. Переход к инновационному типу воспроизводства.

Первые скромные шаги в этом направлении уже сделаны: создан Инвестиционный фонд, работают особые экономические зоны, реализуются национальные проекты, отменены либо существенно снижены пошлины на ввозимое в Россию технологическое оборудование.

Роль государства в совершенствовании развития сферы услуг в 2006–2008 годах, безусловно, будет связана с реализацией национальных проектов, на которые выделено в 2006 году из бюджета РФ 134,5 млрд. рублей. При этом одна треть пойдет на финансирование развития образования и здравоохранения. Средства, выделяемые на четыре приоритетных национальных проекта, не заменяют, а дополняют плановое финансирование соответствующих отраслей. В итоге в 2006 г. общие расходы федерального бюджета на образование и сельское хозяйство увеличились более чем на треть, а на здравоохранение – на 60%, в жилищной сфере – в четыре раза[25]. Кроме того, предусмотрены государственные гарантии по предоставлению жилищного кредитования граждан в объеме 26,5 млрд. рублей.

Безусловно, национальные проекты не ограничены рамками одного года. Их реализация – долгосрочная задача, что нашло отражение в «Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.)». Реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, развития АПК названа в данной программе в качестве ориентиров на данный период.

Все эти проекты означают вложение в человека, и это не только государственное влияние на экономику, а также еще и вопросы национальной безопасности, перспективы демографического развития, имеющие первостепенную политическую важность.

Принципиально важно то, что национальные проекты имеют стройную логику развертывания, последовательность в реализации поставленных государством задач. Во-первых, повышение, в первую очередь, заработной платы тем работникам социальной сферы, которые оказывают услуги значительному числу граждан, наиболее часто встречаются с потребителями услуг. От их профессионализма во многом зависит дальнейшее развитие услуг здравоохранения (участковые терапевты) и образования (учителя – классные руководители). Во-вторых, следующая задача – это создание такой материально-технической базы, которая позволила бы оказывать услуги высокого уровня, оснащение имеющихся учреждений аппаратурой и оборудованием. В-третьих, это строительство новых центров, предоставляющих высокотехнологичные медицинские услуги и осуществляющих методологическую деятельность. Данные меры позволяют не только повысить качество услуг, но и сделать их более доступными для граждан, проживающих вдали от крупных центров европейской части России. Важнейшим негативным фактором внешней среды в современный период – это последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг.

В России распространение кризиса, поначалу отрицаемое, началось с сентября-октября и обусловило сжатие совокупного спроса. В банковском секторе, сфере услуг наблюдается сокращение персонала, в металлургии сокращаются заказы, выплавка стали, на транспорте – объем грузоперевозок, в секторах промышленности и машиностроения готовятся к сокращению занятых и замораживают заказы. Банки сокращают объем кредитования производства, сокращают выдачу потребительских кредитов и т.д.

Отрыв «финансовой» стоимости от реальной стоимости производства и фондовой базы экономики, развертывание инфляции цен на энергетические и другие ресурсы, борьба ряда государств за военно-стратегическую монополию определяют неэффективность современной архитектуры мировой финансовой системы, в высокой степени спекулятивный характер фондового рынка и построение его по принципу большой финансовой «пирамиды». Эти особенности и определяют развертывающийся кризис.

Проблема мировой ликвидности является одной из центральных в понимании природы современных финансово-экономических кризисов. Неоднородность различных видов капитала, структуры национального богатства, распределенного в мире обеспечивает неравные условия международной торговли и международного обмена. В итоге мы видим асимметрию платежных балансов торгующих стран.

Возникающие долги, когда страны потребляют больше, чем производят, как, например, США, которые стали причиной нынешнего кризиса, обычно погашаются с помощью общепринятых международных средств платежа, в частности золотом, резервной валютой, специальных прав заимствования. Состояние мировой ликвидности обычно оценивается по величине названных платежных средств. Важно отметить, что создание платежных средств является адекватным только в том случае их соответствия уровню мирового производства и масштабу мировой торговли.

Таргетирование, как инструмент макроэкономической политики, применяемый ведущими странами внесло ощутимую лепту в развертывание современного экономического кризиса. Во-первых, оно способствовало исчерпанию ликвидности, вносило вклад в искажение реальной стоимости активов. Во-вторых, и этот аспект чрезвычайно важен, действовало в направлении сокращения совокупного спроса, сдерживало инновационную активность и тем самым вносило взнос в поддержание высокого уровня цен, включая продовольственные и сырьевые товары.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.