Рефераты. Антикризисное управление на микроуровне в транзитивной экономике России

Предусмотрены в полном объеме средства на индексацию социальных пособий и компенсаций, а также на продолжение реализации демографической программы, в том числе – на увеличение материнского капитала с 276 тыс. рублей до 299,7 тыс. рублей.

С 1 декабря 2008 года вводится новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений. На эти цели в федеральном бюджете на 2009 год предусмотрены средства в размере 114,1 млрд. рублей исходя из увеличения фонда оплаты труда этой категории работников на 30%.

На финансирование образования в 2009 году будет выделено 423 млрд. рублей, на 2010 год – 469 млрд. рублей, на 2011 год – 485 млрд. рублей. При этом рост расходов на образование в 2011 году по сравнению с 2008 годом возрастет почти в полтора раза.

На финансирование здравоохранения в 2009 году будет выделено 341 млрд. рублей, на 2010 год – 360 млрд. рублей, на 2011 год – 365 млрд. рублей.

Одним из ключевых направлений социально-экономического развития является воспитание здорового молодого поколения, граждан России, создания необходимых условий для привлечения детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Финансирование физической культуры и спорта в 2009 году увеличится почти в два раза по сравнению с 2008 годом.

Финансирование ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» в 2009 году будет увеличено в 3 раза по сравнению с 2008 годом и составит 13,8 млрд. рублей, в 2010 году – 12,2 млрд. рублей и в 2011 году – 9,8 млрд. рублей.

На финансирование подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации» в течение трех лет будет ежегодно выделяться по полтора млрд. рублей.

Впервые за последние годы в федеральном бюджете на 2009 год предусмотрено значительное увеличение финансирования культуры – на 24,6 процента.

В целом параметры проекта федерального бюджета обеспечивают концентрацию бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях при одновременном повышении устойчивости всей бюджетной системы и направлены на повышение качества жизни населения и устойчивый рост экономики.[16]

В значительной мере структуру трехлетнего плана удалось сохранить благодаря грамотным, своевременным расчетам и оперативным мерам, направленным государством на поддержку финансового рынка в стране и выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Южной Осетии и Абхазии. Экстренная финансовая помощь получила отражение в законопроекте: «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 года и на плановый период 2009 и 2010 год».

Не менее важно сформировать и профинансировать национальные проекты по развитию машиностроения, в частности, станкостроения, что позволит обновить основной капитал во многих отраслях российской экономики. Это является материальной основой выхода из кризиса.

В системе экономических мер государства важную роль играет совершенствование налоговой и кредитно-денежной политики. Необходимо восстановить используемый ранее (до 2001 года) механизм, когда не облагалась налогом реинвестируемая прибыль. Не менее важно снизить процент за кредит реальному сектору экономики. На 2008 год запланировано снижение процентных ставок российским предприятиям с 15 до 7% годовых. Это обусловлено тем, что ЦБ РФ будет предоставлять деньги коммерческим банкам не на 3 года, а на 5,7 и 10 лет, что обеспечит доступность кредита и расширение объемов инвестиций в реальный сектор[17].

Мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. обусловили изменения государственной антикризисной политики. Правительством Российской Федерации разработана программа антикризисных мер на 2009 год. Отмечается, что социальные обязательства государства перед населением, принятые до начала кризиса, будут выполнены полностью. Например, будут проиндексированы социальные выплаты и пособия, а также повышены пенсии. Получат дальнейшее развитие и национальные проекты. Правительством РФ предусмотрен ряд мер по стабилизации ситуации с обеспечением населения лекарствами. Особое внимание уделяется снижению социальной напряженности на рынке труда. Предлагается направлять работников на обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. В Российской Федерации будет организовано около 1 миллиона временных рабочих мест; а безработным гражданам будут выделяться средства на открытие собственного дела. Правительство РФ планирует оказывать адресную помощь гражданам при переезде на работу в другую местность. Будут в два раза уменьшены квоты на привлечение в Россию иностранной рабочей силы. Лицам, временно потерявшим работу, будет проведена реструктуризация задолженности по ипотечным кредитам. Правительством РФ запланированы меры по поддержке студенчества (фиксация платы за обучение на весь период учебы; снижение процентных ставок по образовательным кредитам; создание малых предприятий при высших учебных заведениях и средних специальных учебных заведениях для трудоустройства выпускников).

Предусматриваются различные меры по поддержке отраслей российской экономики. Особое внимание уделяется поддержке автомобилестроения, жилищного строительства, сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса, оборонной промышленности, ТЭК, транспортной отрасли. Правительство РФ не планирует поддерживать за счет бюджетных средств неэффективные предприятия. Предполагается продолжить реализацию мер по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. Предполагается поддержание приемлемого уровня инфляции (10% в 2010 году; 7,5% в 2011 году), равновесного курса рубля, снижение дефицита федерального бюджета до 3% в 2011 году. Приоритетами правительственной антикризисной программы являются следующие позиции: наращивание внутреннего спроса, переход от «нефтяного» экономического роста к инновационному, дальнейшее снижение административных барьеров в бизнесе и создание мощной национальной финансовой системы.

После обсуждения различными партиями, общественными организациями внесены ряд дополнений Можно отметить значимость таких мер:

– создание Банка антикризисных идей;

– поддержка коммерческих банков, активизация политики кредитования реального сектора;

– поддержка кредитами и госзаказами градообразующих предприятий;

– сформировать целевую программу модернизации общественного транспорта;

Следовательно, главной целью создания и приведения в действие системы антикризисных мер является проведение структурной перестройки экономики, ликвидация сырьевой зависимости экономического роста, поиск собственных источников достижения устойчивых темпов роста.

Именно эта цель обеспечит – переориентацию инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности, в аграрный сектор, в жилищное строительство, в социальную сферу в целом.

Система антикризисных мер должна охватывать не только макроуровень, но и микроэкономику, отечественные предприятия, их реконструкцию и модернизацию производства, совершенствование управления. Это и является предметом изучения второй главы.


2. Антикризисное управление предприятием

2.1 Диагностика финансового состояния предприятия


Причины банкротств предприятий различны и многочисленны. Но есть для них нечто общее, что можно определенным образом сгруппировать, классифицировать.

Предпосылки банкротства следует рассматривать как взаимодействие целого ряда причин, одни из которых являются внешними по отношению к предприятию, и на них у предприятия нет практических возможностей влиять или это влияние может быть слабым. Другие причины носят внутренний характер. Как правило, группа внутренних причин непосредственно зависит от организации работы на самом предприятии.

Банкротство чаще всего является результатом совместного и одновременного воздействия всех причин. При этом в развитых странах с рыночной экономикой, с устойчивой экономикой и политической системой банкротство, как правило, на одну треть вызывается внешними причинами и на две трети – внутренними.

Наиболее сильное влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятий оказывает современное состояние российской экономики. У экономики России на данный момент существует много важнейших задач, которые еще не решены (инфляция, безработица, просроченные кредиторские задолженности, высокий удельный вес заемных средств, «забюрокраченность» и теневой сектор, монополизм экономики).

К основным внешним причинам, влияющим на финансово-хозяйственную деятельность предприятий и угрозу банкротства, следует также отнести политическую нестабильность общества, несмотря на значительный прогресс в данном направлении. Последствием данного фактора является несовершенное законодательство в области хозяйственного права. Это касается отношения государства к производственной и предпринимательской деятельности, частого изменения законодательства, высокого уровня налогообложении, несовершенных условий экспорта и импорта и прочих проявлений регулирующей функции государства.

Следующая причина воздействия на финансовое положение предприятий, которая может вызвать банкротство – это развитие науки и техники. Не секрет, что отечественные предприятия в своей основной массе пока еще не восприимчивы к достижениям науки и техники. Необходимость изменений в технологии производства, которые предприятие вынужденно осуществлять, требует больших капитальных вложений. Они могут резко снизить прибыльность производства, в том числе и вследствие неудач при внедрении новых технологий. Это во многом объясняет неудовлетворительные итоги конверсии предприятий оборонной промышленности, прежняя продукция которых не находит сбыта, а новая продукция, чтобы быть конкурентоспособной, должна учитывать современные достижения науки и техники, что требует больших капитальных затрат для реконструкции и модернизации производства. Отсюда возникает вероятность банкротства многих предприятий этой отрасли.

Среди внешних причин банкротства также можно назвать усиление международной конкуренции. Зарубежные конкуренты в одних случаях выигрывают за счет более дешевого труда, в других за счет более высокой технологии и новой техники.

Итак, внешние причины банкротств, включают в себя:

– влияние экономики страны;

– неплатежеспособность предприятий – потребителей средств производства;

– развитие науки и техники;

– усиление международной конкуренции;

– демографические факторы, снижение рождаемости;

– политические риски.

Для определения системы антикризисных мер предприятие должно провести, прежде всего, анализ внешней среды, чтобы выяснить наиболее важные факторы, обусловившие наступление кризиса.

К таким факторам для всех типов организаций относятся:

1. Международные – напряженность отношений в сфере внешней торговли, других направлениях ВЭД нашей страны с развитыми и развивающимися странами, изменение этих отношений в позитивном плане, предоставление режима благоприятственности в торговле для России и, следовательно, для отечественных предпринимателей-субъектов ВЭД; наличие «горячих» точек в мире и в России, обострение терроризма и т.п.

2. Политические факторы: нестабильность демократических преобразований в стране, неустойчивость положения Правительства в конкретный период времени, нестабильность политических режимов в странах СНГ и др.

3. Экономические факторы: состояние бюджета Российской Федерации (профицит / дефицит), уровень инфляции, темпы роста ВВП и в основных отраслях экономики, структура распределения доходов населения, уровень конкурентоспособности экономики страны и продукции; приоритеты, обозначенные на перспективу 3-х – 5-ти и более лет, налоговая политика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.