• глубокий анализ ситуации, что требует высокого профессионализма;
• стабильность коллектива, инициативность в решении возникающих проблем, поиск наиболее эффективных вариантов развития;
• коллегиальность принятия решений, взаимоприемлемость, поиск и поддержка инноваций и их использования в производстве.
Технология антикризисного управления должна обеспечить возможность поиска реальных источников инвестиций, в том числе, может быть и нетрадиционных для современной России способов их привлечения.
Многие Российские предприятия не располагают достаточными средствами не только на цели социального развития и содержание жилищно-коммунального хозяйства, но даже на выплату заработной платы, оплату электроэнергии и закупку сырья, не говоря уже об инвестиционных ресурсах. По данным Госкомстата в среднем по регионам России до 60% промышленных предприятий находятся в тяжелом финансовом положении, имеют значительную кредиторскую задолженность перед бюджетном, бюджетными фондами и контрагентами. Более 70% предприятий аграрной сферы имеют признаки несостоятельности подпадающие под законодательство о банкротстве, рентабельность в ряде регионов составляет по сельхозпредприятиям 5–6%.[15]
В лучшем положении находятся преимущественно предприятия сырьевых и обрабатывающих отраслей, экспортирующих нефть, газ, металлы. Хотя как показывает практика, и они испытывают трудности в связи с ростом производственных издержек, обусловленных в свою очередь, падением объемов продаж, выравниванием уровней внутренних и мировых цен, ухудшающейся конъюнктурой мирового рынка, а часто и неэффективным менеджментом.
Антикризисное управление базируется на общих закономерностях, присущих управленческим процессом, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так управление всегда целенаправленно. Выбор и формирование целей является исходным пунктом в любом процессе управления, в том числе, антикризисном.
В то же время система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации является специфическим атрибутом, присущим процессам антикризисного управления.
Государство на макроуровне с помощью антикризисных мер должно обеспечить снижение последствий негативных аспектов рынка, особенно разбалансированности спроса и предложения. Это требует реализации ряда особых функций. Функции антикризисного управления – это виды деятельности, отражающие предмет управления и определяющие его результаты. Они отвечают на такой вопрос: что необходимо делать, чтобы эффективно управлять в преддверии, процессе и последствиях кризиса.
Выделяют такие функции:
• предкризисное управление;
• управление в условиях кризиса;
• управление процессом выхода из кризиса;
• стабилизация неустойчивых ситуаций;
• минимизация потерь;
• своевременное принятие решений. Это можно показать на логической схеме №1.
В зависимости от характера и глубины кризиса формируются специфические стратегии антикризисного управления.
Стратегия – это система мер, обеспечивающих стабильное развитие экономической системы в будущем, выделение приоритетов на основе прогнозирования внешних рыночных факторов и оценке внутреннего потенциала организации.
Тактика – это конкретные меры по реализации антикризисной стратегии.
Для российской экономики в настоящее время важнейшими задачами антикризисного управления являются следующие:
1. Выработка системы мер по стабилизации экономики и решению социальных проблем во время кризисных потрясений, обеспечение темпов экономического роста на фазе подъема не менее 8–9% в год (это уровень 2000 года), а не 4–5% по ВВП, как намечено в «Стратегии социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу (до 2010 года);
2. Переориентация приоритетов с развития сырьевых отраслей на развитие обрабатывающих отраслей промышленности, освоение инновационных технологий и техники, что позволяет перестроить структуру экономики и перейти к инновационному типу воспроизводства.
3. Защита от банкротства предприятий, занимающих ключевые позиции в экономике, в стратегически важных отраслях, их государственная поддержка в условиях нарастающей рыночной конкуренции и глобализации мировой экономики.
4. Стратегическое планирование и управление, т.е. обеспечение своевременной трансформации приоритетов развития, формирование инвестиционно-ориентированного рынка, а не только социально ориентированной экономики. Без активизации инвестиционных процессов в реальном секторе невозможно решить и социальные проблемы. Стратегическая функция государства, т.е. формирование стратегии развития на перспективу 10–15 лет, новой промышленной и научно-технической политики в настоящее время должна стать приоритетной. Она носит название стабилизационной.
К сожалению стабилизационными мерами в «Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу 2005–2008 года» названы:
• формирование нового налогового режима в естественных монополиях;
• сохранение стабилизационного фонда (преобразован в Резервный Фонд), размер которого на 01.06.2007 года составил 3,2 трлн. руб.;
• обеспечение конкуренции на внутреннем рынке;
• диверсификация экономики.
Безусловно, регулирование политики естественных монополий является важным направлением антикризисных мер, но вряд ли их правомерно относить к стабилизационным и тем более к антикризисным мерам. Государство обязано постоянно, а не только в условиях кризиса активно регулировать деятельность естественных монополистов. Но оно должно при этом постоянно вести мониторинг издержек таких корпораций, иметь информацию об их полной себестоимости и ее динамике. Это позволяет регулировать цены на услуги и тарифы естественных монополий. Государство формирует систему правовых актов антикризисного и антимонопольного характера и воздействует на кризисные процессы посредством созданных соответствующих институтов, работающих с кризисными предприятиями.
В сфере несостоятельности (банкротстве) таким институтом являлась Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, которая была уполномоченным органом в делах о банкротстве и представляла интересы государства (кредитора) по обязательным платежам в бюджет и по денежным обязательствам перед Российской Федерацией. В 2004 году она была упразднена и данные функции переданы Федеральной службе по финансовым рынкам.
Основным правовым документом, регулирующим отношения в области несостоятельности является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (№127-ФЗ от 26.10.02 г.), вступивший в силу в декабре 2002 г., и который в определенной мере исправил несовершенство механизма банкротства в России, применяемого ранее принятыми законами о банкротстве.
Правовые механизмы по преодолению экономических кризисов включают также другие нормативные документы, регулирующие налогообложение и своевременность уплаты обязательных платежей, деятельность различных отраслей, научных организаций, совершенствование межбюджетных отношений и т.п.
Так, 23 мая 1994 г. были приняты Указы Президента РФ «О реформе государственных предприятий», «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины», Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О кризисе платежеспособности» в экономике РФ (от 24.10.94 г.), Указ Президента РФ «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности», ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (от 7.08.2002 г.). Федеральный закон «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ» от 13.10.2008 г., Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г., Концепция создания международного финансового центра РФ (Рассмотрена на заседании Правительства РФ 5 фев. 2009 г. Но важно предусмотреть более четкие механизмы реализации этих правовых норм.
К экономическим методам антикризисного управления относятся механизмы финансового регулирования, включающие управление финансовыми потоками, денежными средствами, находящихся в распоряжении предприятий, организаций и государства. Это также управление источниками доходов, механизмом их формирования и использования. Финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их распределение, перераспределение в соответствии с ежегодным законом о бюджете.
В условиях мирового экономического кризиса 2009 г. бюджетная политика должна не только обеспечить реализацию общих целей и задач экономической политики, но и решать ряд таких проблем:
• Обеспечить управляемость экономического развития;
• Преодолеть ряд острых противоречий, обусловленных ростом инфляции;
• Обеспечить достаточное количество денег в обращении (агрегата М2);
• Преодолеть противоречие интересов Центра и регионов, совершенствуя межбюджетные потоки денежных средств и финансовую напряженность региональных и местных бюджетов;
• Обеспечить инвестиции в промышленность как условие обновления основных фондов в самой промышленности и в народном хозяйстве в целом.
Важно реализовать национальные проекты: «Доступное и комфортное жилье», «Здоровье», «Образование» и «Развитие АПК».
Острые проблемы на фондовом рынке страны, спровоцированные мировым финансовым кризисом, обусловили изменения бюджета 2009 г. Доходы федерального бюджета на 2009 год определены в сумме 10,9 трлн рублей, на 2010 год – 11,7 трлн. рублей и на 2011 год – 12,8 трлн. рублей. Общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год предусмотрен в сумме 9 трлн. рублей, на 2010 год – 10,3 трлн. рублей, на 2011 год – 11,3 трлн. рублей.
Так, значительная часть принимаемых расходных обязательств будет направлена на развитие инфраструктуры, прежде всего – транспортной.
На финансирование подпрограммы «Автомобильные дороги» планируется направить в 2010 году 289,3 млрд. рублей, в 2011 году – 373,5 млрд. рублей.
На финансирование национальной экономики в 2009–2011 годах будет ежегодно направляться более 1 трлн. рублей. Рост этих расходов к предыдущему году составит в 2009 году 134,8 процента, в 2010 году – 153,1 процент, в 2011 году – 179,5 процентов.
Основная часть расходов будет направлена на финансирование долгосрочных федеральных целевых программ: в 2009 году в сумме 624,0 млрд. рублей, в 2010 году – 763,0 млрд. рублей, в 2011 году – 935,7 млрд. рублей.
Качественно изменится характер расходов на национальную оборону. Если в предыдущие периоды основное увеличение расходов на национальную оборону было связано с повышением денежного довольствия военнослужащих, то на 2009–2010 годы значительно увеличены расходы, связанные с технической оснащенностью Вооруженных Сил. В 2009–2010 годах дополнительно на Государственную программу вооружений и другие работы в области создания вооружений, включая ядерно-оружейный комплекс, направляется около 130 млрд рублей.
Хочу особо подчеркнуть социальную направленность федерального бюджета. Одно из важных направлений – это предоставление трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Эти средства будут в основном направлены на выплату базовой части трудовой пенсии, которая за три года будет увеличена в 1,7 раза.
В составе этого направления также значительные суммы будут направлены на покрытие дефицита Пенсионного фонда, связанного с выплатами страховой части пенсии. За 2009–2011 годы на покрытие дефицита Пенсионного фонда соответственно по годам будет направлено – 133,7 млрд. рублей, 262,8 млрд. рублей и 384,1 млрд. рублей. Такая тенденция требует разработки комплекса эффективных мер по реформированию пенсионной системы в самое ближайшее время.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12