Рефераты. Антикризисное управление и методы прогнозирования банкротства предприятия

Z = 1,2 X1+ 1,4 Х2 + 3,3 Х3 + 0,6 X4 + X5,


X1- отношение собственных оборотных средств к сумме активов;

Х2 - отношение нераспределенной прибыли к сумме активов (прибыль прошлых лет и отчетного года к сумме активов);

Х3 - отношение прибыли до вычета процентов и налогов (операционная прибыль) к сумме активов;

X4 - отношение рыночной стоимости акций к балансовой стоимости долгосрочных и краткосрочных заемных средств;

X5 - отношение выручки (нетто) от реализации к сумме активов.


Таблица 1 Оценочная шкала для модели Альтмана

Значение показателя "Z5"

Вероятность банкротства

до 1,8

Очень высокая

1,81 – 2,7

Высокая

2,71 – 2,9

Возможная

2,91 и выше

Очень низкая

 

6.3 Антикризисное управление на предприятии


Основной целью антикризисного финансового управления является быстрое возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия для избежания его банкротства.. Политика антикризисного финансового управления представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в разработке и использовании системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его защиту от банкротства. Таким образом антикризисное управление на предприятие представляет собой совокупность следующих функций: анализ, планирование, организация и контроль

 

6.4 Анализ


Анализ подразумевает собой следящий процесс:

1.                Мониторинг финансового состояния

Периодическое исследование финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития, вызывающих угрозу банкротства. В этих целях в системе общего анализа финансового состояния предприятия выделяется особая группа объектов наблюдения, формирующих потенциальную возможность кризисного состояния, впоследствии перерастающего в угрозу банкротства. В процессе исследования показателей применяются различные методы анализа, в том числе те о которых говорилось выше.

2.                Определение масштабов кризисного состояния предприятия.

При обнаружении существенных отклонений от нормального хода финансовой деятельности, определяемого направлениями его финансовой стратегии и системой плановых и нормативных финансовых показателей, выявляются масштабы кризисного состояния предприятия, т.е. его глубина с позиций угрозы банкротства. Такая идентификация масштабов кризисного состояния предприятия позволяет осуществлять соответствующий селективный подход к выбору системы механизмов защиты от возможного банкротства.

3.                Изучение основных факторов, обусловивших (и обуславливающих в предстоящем периоде) кризисное развитие предприятия.

Разработка политики антикризисного финансового управления определяет необходимость, предварительной группировки таких факторов по основным определяющим признакам; исследование степени влияния отдельных факторов на формы и масштабы кризисного финансового развития; прогнозирование развития факторов, оказывающих такое негативное влияние.

После проведения анализа необходимо запланировать мероприятия, которые помогут предупредить нежелательное нарастание кризисной ситуации.

 

6.5 Планирование


В зависимости от маштабов и причин кризиса необходимо составить конкретный план мероприятий и продумать все аспекты его осуществления. На этом этапе самое главное все возможные последствия осуществляемых мероприятий. Разработка мероприятий может осуществляться с учётом следущих целей:

1.                Обеспечение финансового оздоровления предприятия за счет реализации внутренних резервов хозяйственной деятельности;

2.                Обеспечение финансового оздоровления предприятия за счет внешней помощи и частичной его реорганизации;

3.                Прекращение хозяйственной деятельности и начало процедуры банкротства (в связи с невозможностью самостоятельного финансового оздоровления предприятия)

 

6.6 Организация


В зависимости от выбора конкретных мероприятий антикризисного управления осуществляется их реализация. На данном этапе предприятие предпринимает действия по восстановлению финансовой устойчивости если это возможно. Для начала предприятию следует попробовать восстановить свою финансовую устойчивость самостоятельно без внешних вмешаетльств. Здесь организвация будет подразумевать свёртывание различных инвестиционных программ, перепрофилирование производства, снятие с производства нерентабельной продукции, пересмотр договоров с поставщиками на предмет отсрочки платежей и другие мероприятия осуществление которых поможет предприятию выйти из кризисной ситуации. Если самостоятельно предприятие не может восстановить свою платёжеспособность то тогда необходимо прибегать к процедуре банкротства. Здесь уже функция организации самой процедуры после передачи заявления в суд перекладывается с органов управления должника где частично, а где полностью на управляющих со стороны, которые в зависимости от стадии банкротства имеют различное название (временный, арбитражный, конкурсный) . Таким образом внешние управляющие на каждой стадии полностью организуют всю процедуру, характерную для данной стадии. Так на стадии наблюдения главными организационными моментами являются: выявление кредиторов и ведения реестра кредиторов, анализ финансового состояния и проведение первого собрания кредиторов. На стадиях связанных с финансовым оздоровлением (внешнее управление и финансовое оздоровление) ключевым моментом организации является обеспечение удовлетворения требований кредиторов любыми способами, в том числе заключения мирового соглашения.

 

6.7 Контроль


Самое важное в антикризисном управление это контроль. Он должен осуществляться постоянно. Все выявленные на стадии анализа показатели, которые находятся в отклонениях от нормы, необходимо подвергать постоянному мониторингу, посредством чего не допускать развитие кризисной ситуации. Если всё-же по каким-либо причинам дошло до процедуры банкротства, то в этом случае на каждой стадии процесса необходимо осуществлять контроль со стороны предприятия. На практике возникают случаи, когда внешний управляющий со стороны сознательно затягивает процедуру банкротства, что негативно сказывается на состоянии самого предприятия. Поэтому пока органы руководства самого предприятия ещё полностью не отстранены от дел, необходимо осуществлять контроль как за сроками проведения необходимых процедур так и за результатами их проведений.

 

7. Статистика банкротства предприятий в Томской области


По состоянию на 01.01.2010 на территории Томской области процедуры банкротства применялись в отношении 239 организаций с общей суммой задолженности по обязательным платежам, включенной в реестр требований кредиторов – 2 007 млн. руб. По сравнению с аналогичными данными по состоянию на 01.01.2009 произошло увеличение количества организаций, в отношении которых применялись процедуры банкротства на 55 или 29,9% (по состоянию на 01.01.2009 - 184), и увеличение суммы задолженности на 582 млн. руб. или 40,8% (по состоянию на 01.01.2009 - 1 425 млн. руб.).

По состоянию на 01.01.2010 задолженность по текущим платежам организаций, находящихся в процедурах банкротства составляет 644,2 млн. руб., по сравнению с аналогичным периодом 2009 года текущая задолженность увеличилась на 321,7 млн. руб. (по состоянию на 01.01.2009 размер текущей задолженности составлял 322,5 млн. руб.).

Из общего количества организаций, в отношении которых применяются процедуры банкротства

·                   в процедуре наблюдения находятся 97 организаций (28,0% от общего количества организаций, в отношении которых применяются процедуры банкротства), с суммой задолженности, включенной в реестр требований кредиторов – 301 млн. руб. (15,0% от общей суммы задолженности организаций-банкротов).

·                   в процедуре внешнего управления находятся 5 организации (2,1% от общего количества организаций, в отношении которых применяются процедуры банкротства) с суммой задолженности – 394 млн. руб. (19,6% от общей суммы задолженности организаций-банкротов).

·                   в процедуре конкурсного производства находятся 167 организаций (69,9% от общего количества организаций, в отношении которых применяются процедуры банкротства) с суммой задолженности – 1 311 млн. руб. (65,3% от общей задолженности организаций, в отношении которых применяются процедуры банкротства), из них в упрощенной процедуре банкротства (ликвидируемый и отсутствующий должники) находятся 88 организаций, с суммой задолженности 258,6 млн. руб. или 52,7 % от общего количества организаций находящихся в конкурсном производстве.

·                   Из числа организаций, находящихся в процедуре банкротства – конкурсное производство, в отношении 31 (с суммой задолженности – 38,3 млн. руб.) применяется упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника (по состоянию на 01.01.2009 процедура банкротства применялась в отношении 21 организации-отсутствующего должника с суммой задолженности – 15,9 млн. руб.).

Следует отметить, что по состоянию на 01.01.2010 наибольшее количество организаций, находящихся в процедуре банкротства приходится на следующие отрасли:

- Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 32 организации или 13,4 % от общего количества организаций-банкротов;

- Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 38 организаций или 15,9 % от общего количества организаций-банкротов;

- Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств - 44 организации или 18,4 % от общего количества организаций-банкротов;

- Строительство – 36 организаций или 15,1 % от общего количества банкротов.

По состоянию на 01.01.2009 наибольшее количество организаций, находящихся в процедуре банкротства приходилось на сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (39 организаций или 21,2 % от общего количества организаций-банкротов) и операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (41 организация или 22,3 % от общего количества организаций-банкротов).

За 2009 год завершено дел о несостоятельности (банкротстве) в отношении 185 организаций, в том числе в связи с заключением мирового соглашения в отношении 2 организаций, в связи с завершением конкурсного производства в отношении 144 организаций, по иным основаниям – 39 организаций. [3]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.