Рефераты. Анализ психофизиологических аспектов работоспособности и производительности труда персонала (на примере ООО "КРОНИКС ПЛЮС")

Регулярный массаж. Если вам много приходится сидеть за рабочим столом, в ваше расписание обязательно должно входить посещение массажиста два-три раза в год. Постоянное напряжение мышц шеи и спины способствует нарушению кровоснабжения головного мозга, а также отрицательно сказывается на зрении и приводит к головным болям. Массаж просто незаменим, чтобы предотвратить проблемы со спиной и шеей.

Отдых - не во вред. Помните, что несколько минут отдыха не отнимают ваше время, а повышают работоспособность и продлевают активное состояние. Прерывая свою работу короткими паузами, вы сделаете гораздо больше, чем, если будете работать весь день, без перерывов. Но, чтобы этот отдых был эффективен, надо оснастить "уголок кошевара" всем необходимым - чайником, мини-холодильником, одноразовой посудой и т.п."

Офисные работники вынуждены проводить большую часть дня, не меняя положения, а часто и в неудобном кресле. Из-за этого в нижней части тела образуется застой крови, отекают ноги, и болит спина. Чтобы избежать неприятных последствий сидячего образа жизни и работы, следует ввести для офисных работников небольшие сеансы производственной физкультуры. Упражнения на растяжение основных групп мышц помогут сбросить напряжение и усталость от работы за компьютером, снять боли в области спины и улучшить общее самочувствие.

Жалобы работника на "проблемные" участки тела, скованность мышц, "затекание" конечностей, головную боль и т.п. не принимаются во внимание администрацией в качестве "уважительной причины" для предоставления "отгула" или 1-2 дней отдыха (без сохранения заработной платы), если работник не использовал время, выделенное для "производственной гимнастики" для выполнения данного комплекса упражнений, внесенных в Правила внутреннего трудового распорядка компании, стоит внести это в локальные нормативные акты компании. Работники охраны труда и государственная инспекция обязательно отметят это как положительный аспект управления персоналом в компании.

Удовлетворенность условиями работы также очень важны. В первую очередь, это экология и эргономика рабочего места. В последнее время все чаще люди стали обращать внимание на условия труда, которые, одним словом, можно охарактеризовать как экологические. Теперь сотрудников интересует уровень излучения монитора, качество питьевой воды, которая используется в офисе. Если раньше работа разделялась на наличие вредных условий труда и их отсутствие, то теперь вводится понятие микроклимата офиса.

Считается нормальным и само собой разумеющимся, когда компания обеспечивает своих сотрудников кондиционерами, отопительными системами, чистой питьевой водой, возможностью посещать оздоровительные учреждения, когда приобретается оргтехника самых последних моделей с минимально возможными вредными воздействиями на организм человека.

Те, кто зарабатывают на достойную жизнь, начинают заботиться о том, чтобы она была максимально комфортной и здоровой. Еще немного на пути экономического прогресса, и табачным компаниям придется переходить на производство композиций из засушенных цветов и листьев табака. Почему в развитых странах снижается потребление вредных для здоровья веществ и продуктов? Почему все большей популярностью пользуются автомобили с активными системами безопасности? Обеспеченные люди вдруг обнаружили, что быть богатым и здоровым не так уж и плохо.

Но, если упорно работать для того, чтобы зарабатывая все больше денег, иметь возможность потратить их на сохранение своего же здоровья, то цель начинает терять смысл.

Поэтому предлагается в офис компании установить кондиционеры - так как в летнее время при высокой температуре в компании наблюдается пониженная эффективность и производительность труда.

Также при организации рабочих мест следует уделить внимание рассадке персонала. Многие руководители сталкивались с проблемой рассадки своих сотрудников в офисном помещении. Рассадка на влияет на организацию рабочего процесса в офисе. Все люди имеют подсознательный способ оценки статуса сотрудника по расположению его рабочего места в офисном помещении. Играют роль основные два фактора: место расположения сотрудника относительно входа (ближе-дальше) и положение стола по отношению к потоку визитеров в отдел (закрытая посадка, боковая посадка, открытая посадка см. рис).

Чем дальше от входа в отдел, тем выше субъективная оценка статуса сотрудника. Закрытая посадка подразумевает субъективно большую дистанцию при общении с визитером, боковая посадка - равное положение, открытая посадка - подконтрольное положение сотрудника.

Исходя из вышесказанного, можно рекомендовать следующую рассадку (см. рис.18):

Руководитель отдела - дальний от входа угол помещения, закрытая посадка для автократических структур, боковая посадка для более демократических структур.

Менеджер, высококвалифицированный специалист - середина помещения, боковая посадка.

Технический персонал - ближе к входу, открытая посадка.

Секретарь отдела - у входа, закрытая посадка.

В пояснении нуждается лишь посадка секретаря. Такое размещение подразумевает исполнительские функции и не высокий статус, но большую степень дистанции от визитеров. Это соответствует особому статусу секретаря отдела.

Если не следовать данным правилам у сотрудников будет возникать подсознательный конфликт между подсознательной оценкой статуса и фактическим статусом может вызвать вяло текущие конфликты и общий дискомфорт в отделе.


Рисунок 2.20 - Рассадка персонала


К сожалению, на уровне нормативно-правового регулирования вопросы эргономики и раньше - в "советские времена" не были первостепенными для работодателя, а сегодня, в условиях жесточайшей конкуренции, прессинга арендной платы и пр. неотъемлемых "составляющих" любого бизнеса заниматься этим просто и некому и не на что. Отчасти кое-что из этой сферы ещё можно отнести к вопросам охраны труда. Но и она сегодня переживает не лучшие времена.

В последние годы уже не редкость и судебная практика, когда налогоплательщики отстаивают свое право признать для целей налогообложения прибыли расходы на современные технические решения эргономического плана. Правда, эти решения пока приходится "подгонять" под старые санитарные нормы (значения таких параметров рабочей среды, как уровень вибрации, шума, температуры и т.п.).

Да и формулировки трудового законодательства об обязательности соблюдения работодателем нормативов по охране труда, как и сами санитарные нормативы вовсе не исключают возможности для работодателя создавать работникам условия труда более комфортные, чем это предусмотрено официальными нормами по охране труда и технике безопасности. Если работодатель озабочен повышением качества, конкурентоспособности своей продукции (товаров, работ, услуг), производительности труда своих работников, активно использует для этого "человеческий фактор" и перевыполняет свои обязательства по трудовому законодательству, то с какой стати альтернативой его затратам для целей налогового учета служит "прожиточный минимум" условий труда, установленный санитарными нормами? К сожалению, право на инициативу по созданию достойных условий содержания не только для машин, но и для "рабочей силы" налогоплательщику скорее всего придется отстаивать в судебном порядке.

Тем не менее, мудрый работодатель, посчитав, во сколько обойдется отсутствие на рабочих местах заболевших работников (которых на время их болезни надо кем-то заменять), поиск новых работников (в случаях простого расставания с теми, кто работает не эффективно, в том числе и по причинам различных заболеваний), а также приплюсовав потери рабочего времени на бессмысленное хождение работников по коридорам из-за удаленности того же ксерокса или распределения работников по помещениям без учета технологической зависимости их друг от друга, и т.д., сделает правильный вывод о том, что этим вопросам надо уделять особое внимание. И, если нет возможности повторить опыт академика Курчатова, распорядившегося асфальтировать дорожки на территории его института только после того, как они будут протоптаны сотрудниками, прокладывающим наиболее короткий (а, значит, и эффективный) путь между двумя пунктами, по крайней мере повнимательнее присмотрится и к рассадке работников в кабинетах, и к распределению помещений между подразделениями, и к оснащению их различной оргтехникой и т.п. А также учтет еще и потери рабочего времени на дорогу и ежедневное стояние в "пробках", дороговизну аренды в центре города, проблемы с парковкой и прочие "мелочи жизни", присущие мегаполису. Тогда, возможно, окажется, что и офис не обязательно может быть в центре, и т. н. "open-space" не всегда эффективен (поскольку утомляемость работников при подобном расположении рабочих мест всегда выше), да и от некоторых рабочих мест можно вообще отказаться, переведя работника на режим "домашней работы" и создав работнику нормальные условия для более эффективной деятельности даже при наличии у него простуды (что не влияет на посещаемость офиса, т.к работник работает, не отходя от своего дивана).

Следующее мероприятие по совершенствованию организации рабочих мест в компании - внедрение практики аттестации рабочих мест по условиям труда

Статья 37 Конституции Российской Федерации гласит: "Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…". В связи с этим, каждому работодателю прежде нужно дать ответ на вопрос: отвечает или нет рабочее место требованиям безопасности и гигиены? Затем приступить к выполнению мероприятий, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда на рабочих местах. Эти задачи и решает аттестация рабочих мест по условиям труда (далее по тексту АРМ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда (как уже отмечалось в первой части исследования) - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

АРМ* включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест, учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ во всех организациях, независимо от области экономической деятельности и форм собственности, и у работодателей - индивидуальных предпринимателей должна проводиться аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Нормативные правовые акты, являющиеся базой для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда:

В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 17 марта 1997 года № 12, нормативной основой проведения АРМ являются:

Р 2.2.2006-05 "Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда";

стандарты системы безопасности труда;

санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;

типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденные постановлениями Минтруда РФ и Минздравсоцразвития РФ в 1997-2006 годах;

список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.