Линейная структура ООО «Интурист» имеет несколько достоинств:
– четкое распределение обязанностей и полномочий;
– возможность поддержания необходимой дисциплины;
– построение связей «руководитель-подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.
Туристическая фирма «Интурист» к каждому клиенту находит индивидуальный подход. При продаже туров предлагаются различные брошюры, проспекты, прайс-листы, каталоги для того, чтобы клиент мог наглядно ознакомиться с предлагаемым туром и сделать оптимальный для себя выбор.
Туристическая фирма «Интурист» предлагает следующий ассортимент услуг в сфере туризма, отображенный в таблице 1
Таблица 1– Ассортимент услуг
Ассортимент
Туристические путевки по странам:
Предоставление услуг
Латвий
Оформление виз
Литвы
Оформление заграничных паспортов
Эстонии
Оформление страховок
Основным направлением организации является продажа туристических путевок в станы Балтии. Оценим выручку фирмы от реализации продукции и услуг. Данные по выручке за 2008 и 2009 года приведены в таблице 2.
Исходя из данной таблицы, видно, что выручка от продаж с 2008 по 2009 года снизилась на 3,6% то есть на 185 тыс.руб. Такое падение выручки прежде всего с ухудшением экономического состояния в России. Существенно снизился уровень благосостояния населения, в следствие этого спрос на туристические услуги упал. Так же это подтверждается сведениями динамики объема продаж, данные по которым приведены в таблице 3.
Таблица 2 – Выручка от реализации продукции и услуг
2008
2009
Изменения
тыс.руб.
%
Латвия
1250
1200
-50
-4
Эстония
1400
1345
-55
Литва
1100
1150
50
4
Итого туров
3750
3695
-2
1050
945
-105
-10
Оформление загран. паспортов
200
185
-15
-7,5
Оформление страховки
190
-5
Итого услуг
1450
1320
-130
-9
ИТОГО
5200
5015
-185
-3,6
Таблица 3 –Динамика объема продаж
Показатель
2007
Объем продаж
5150
Абсолютный прирост базовый
-135
Абсолютный прирост цепной
Темп роста базовый
101
97,3
Темп роста цепной
96,4
Темп прироста базовый (%)
1
-2,7
Темп прироста цепной (%)
Динамику реализации продукции можно также изобразить графически:
Рисунок 7 – Динамика цепных темпов роста объемов реализации продукции
Проведем дальнейший анализ организации для выявления причин снижения объема реализации продаж, и как следствие, уменьшение выручки. Рассмотрим наличие, движение и эффективность использования основных производственных фондов (ОПФ) ООО «Интурист». К ОПФ данной организации относятся помещение и оборудование, остаточная стоимость которых приведена в таблице 4.
Таблица 4 – Анализ основных фондов организации
Основные фонды (тыс.руб)
2008 год
% к итогу
2009 год
на начало
на конец
Помещение
1798
100
Оборудование
949,5
969,5
102,1
983,5
101,4
Итого
2747.5
2767.5
2781.5
100,5
Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что стоимость помещения осталась неизменной. Заметен рост оборудования как на конец 2008 года, так и на конец 2009 года. Общая стоимость основных фондов на конец 2009 года превысила их стоимость на начало 2008 года на 34 тыс.руб. Но для определения эффективности использования ОПФ надо рассчитать основные обобщающий показатели фондоотдачу и обратный ему показатель фондоемкости.
Для расчета фондоотдачи используется следующие формулы [14]:
, , (7)
где Q стоимость реализованной продукции;
Фср среднегодовая стоимость ОПФ;
Фн , Фк стоимость ОПФ на начало, на конец периода;
Фе фондоемкость.
Результаты расчета фондоемкости и фондоотдачи приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Показатели фондоотдачи и фондоемкости
+/-
Фондоотдача
(руб./руб.)
1,88
1,81
-0,07
-3,7
Фондоемкость
0,53
0,55
0,02
3,7
Из расчета видно что фондоотдача в 2009 году снизилась на 3,7% по сравнению с показателем 2008 года. Снижение эффективности использования ОПФ прежде всего связано со снижением выручки и объема продаж.
Рассмотрим наличие и эффективность использования оборотных средств организации. Данные приведены в таблице 6.
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод о том, что дебиторская задолженность увеличилась на 12 тыс.руб., что говорит о том, больше средств выведено из оборота фирмы, кредиторская задолженность увеличилась на 3 тыс.руб. Также заметен рост денежных средств на 9 тыс.руб. за счет увеличения кредиторской задолженности и снижению объема продаж.
Таблица 6 – Оборотные средства организации
Денежные средства
706
19,9
805
21,5
9
14
Дебиторская задолженность
791
22,3
803
12
1,5
Кредиторская задолженность
1529
43,1
1532
41
3
0,2
Прочие
520
14,7
599
16
79
15,2
3546
3739
193
5,4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8