Рефераты. Восстановительное обучение при разных формах афазии и дизартрии

звонких согласных, наблюдается и озвончение глухих согласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласных заднего ряда и твёрдых согласных со сложным артикуляционным укладом (р, л, ш, ж, ч, ц). Артикуляция гласных сдвинута назад. Артикуляция согласных упрощена и тоже сдвинута назад. Смычные согласные и вибрант р заменяются на щелевые. Щелевые согласные со сложной формой щели превращаются в плоскощелевые. Артикуляция твёрдых согласных нарушается больше, чем мягких. Больной слышит свои дефекты произношения и активно старается их преодолеть. Однако его усилия приводят, как правило, к нарастанию гипертонии в парализованных группах мышц и, следовательно, к усилению патологических особенностей артикуляции.

МЕТОДИКА  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ  ПРИ  РАЗНЫХ                                        

                                   ФОРМАХ   ДИЗАРТРИИ.

Методика логопедической работы при дизартрии складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции.


1.    Механизм действия массажа сложен. В логопедической работе при дизартриях необходимо умело применять приемы массажа, как расслабляющие напряжённые спастические группы мышц, так и ведущие к раздражению и тонизации вялых ослабленных групп мышц речевого аппарата.




Для получения эффекта расслабления, необходимо создать определённую обстановку: помещение должно быть тёплым, без лишних раздражителей, ребёнок должен сесть удобно, не напрягаться и не сосредоточивать своё внимание на органах артикуляции–это достигается методом дружеской, непринуждённой беседы. Массаж проводится теплыми, сухими руками, употребляя лёгкие поглаживающие движения, необходимые для определённой мышечной группы.

При тонизирующем массаже, напротив, рекомендуется более интенсивные и резкие движения разминания, похлопывания, поколачивания. Приемами массажа удобно закончить всё занятие.

Методика массажа–Новиковой Елены Викторовны: «Нетрадиционная методика массажа артикуляционного аппарата».


2.    В процессе логопедической гимнастики преследуются различные цели:

-        умение расслаблять все спастические мышцы,

-        достижение полной амплитуды произвольных движений,

-        удержание активного речевого органа в определённом положении,

-        развитие силы мышечных сокращений,

-        затормаживание сопутствующих содружественных движений (синкинезий),

-        достижение скорости, точности движений,

-        выполнение сложных комплексных движений и лёгкость переключения с одного артикуляционного уклада на другой.

Как правило, комплексы упражнений должны быть индивидуальны с учётом характера дизартрии, степени её выраженности, возраста ребёнка, его личности, интеллекта и других параметров. Во всех случаях в комплекс упражнений логопедической гимнастики включаются и дыхательные упражнения, так как при слабом речевом дыхании затрудняется образование голоса (короткий судорожный вдох) и также это может перейти в заикание (логоневроз). Поэтому при любой форме дизартрии следует упражнять глубину и продолжительность вдоха и выдоха, умение произвольно переходить от грудного к брюшному, или полному дыханию, произвольно регулировать дыхание через рот и через нос. Для развития дыхания полезны также занятия пением и те виды спорта, которые увеличивают ёмкость лёгких.

Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.

Приёмы постановки: а) Отработка различных видов дыхания: - вдох и выдох носом, - вдох носом, а выдох ртом и наоборот, - вдох и выдох ртом (методика Л.С. Волковой).

Ребёнка учат дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, для усиления глубины вдоха перед ноздрями ребёнку создается «веер воздуха».

Проводятся  упражнения по тренировке носового выдоха. Инструкция: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос».

Следующее упражнение направлено на развитие ротового вдоха. Логопед закрывает ноздри ребёнка и просит его вдыхать через рот до того, как он не попросит его произнести гласные звуки или слоги.

б) Пропевание гласных звуков на выдохе, с каждым разом увеличивая длительность звучания. Используются упражнения с сопротивлением. Ребёнок вдыхает через рот, а рука логопеда на его грудной клетке как бы препятствует этому, но способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлинённому выдоху. Ребёнка просят задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Во время этих упражнений в момент выдоха логопед  произносит цепочки гласных звуков, стимулируя его к подражанию, варьируя при этом громкость и тональность голоса. Затем ребёнка стимулируют к произнесению щелевых согласных изолированно и в сочетании с гласными и других звуков.

Различают– динамическую и статическую дыхательную гимнастику.

 При дыхательной гимнастике нужно стараться не переутомлять ребёнка и следить, чтобы не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз, все упражнения проводятся плавно, под музыку.

В процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют и спец. упражнения-игры: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек и т.д. Игры подбираются дифференцированно в  зависимости от возраста, характера нарушения дыхания и др… Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве; большое значение в этой работе имеют также и спец. логоритмические упражнения, игры. 


3.    Выработка и автоматизация навыков артикуляции являются–центральным разделом логопедической работы и при формах дизартрии имеет свои особенности, обусловленные различным патогенезом этих дизартрий.


Бульбарная дизартрия.

Цель логопедической работы при вялых параличах и парезах заключается в улучшении трофики тканей, улучшении проводимости нервов, повышении возбудимости мышц, преодолении контрактур. Эти цели достигаются приемами тонизирующего массажа и логопедической гимнастики с использованием лечения положением; интенсивных, с быстрым нарастанием амплитуды и скорости пассивных движений; пассивно-активных и активных движений. Логопед специальное внимание обращает на затормаживание содружественных движений при попытке выполнения дизартриком активных движений паретичными мышцами. Логопед также обращает своё внимание на тренировку тех групп мышц, которые участвуют в образовании отрабатываемой группы звуков. Например, при нарушении артикуляции губных звуков тренируются, прежде всего, мышцы губ и щёк; язычных звуков–мышцы языка; голоса–мышцы гортани и шеи; при преимущественно открытой гнусавости–мышцы глотки и мягкого нёба. При любом распределении пареза тренируется дыхательная мускулатура.


Экстрапирамидная дизартрия (подкорковая).

Обычно используются приемы расслабляющего массажа, а иногда и тонизирующего. Логопеду необходимо тренировать ребёнка в активном расслаблении мышц и в волевом подавлении гиперкинезов.

Постоянно работа ведётся над развитием дыхания, над темпом, ритмом, мелодикой и оптимальной чёткостью речи.

 В ряде случаев удается преодолеть невнятность и смазанность артикуляции расчленением автоматизированных артикуляторных навыков произношения целых слов и фраз.


Мозжечковая.

Основными разделами логопедической работы являются:

1)    Выработка синхронности артикуляции, дыхания и фонации;

2)    Развитие соразмерности и точности артикуляционных движений;

3)    Усиление проприоцептивных ощущений;

4)    Развитие речевого праксиса;

5)    Речевая игротерапия, логоритмика, пение.






Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия.

Задача логопеда заключается–в формировании артикуляционных укладов, главным образом согласных. Для этого логопед объясняет ребёнку, что нужно делать для получения определённого признака согласного (звонкость, смычка, щель и пр.) или целостный артикуляционный уклад данного согласного (напр., п, т, с и проч.). В качестве наглядности используются артикуляционные профили, муляжи и др. пособия. При  произнесении отрабатываемых согласных логопед обращает внимание ребёнка на состояние своих губ, языка, даёт ему ощутить рукой наличие или отсутствие вибрации своей гортани и выход воздушной струи через нос или рот и её характер. Затем ребёнок самостоятельно воспроизводит те же самые согласные перед зеркалом, контролируя правильность своего произношения с помощью зрения, слуха, тактильных и вибрационных ощущений. В дальнейшем дизартрик дифференцирует произношение сходных артикуляционных укладов согласных и, наконец, отрабатывает их в структуре слов и фраз разной степени сложности.


Кинетическая премоторная корковая дизартрия.

При чистых формах этого расстройства отработка произношения отдельных артикуляционных укладов не требуется и главная задача состоит в том, чтобы научить ребёнка сочетанию отдельных артикуляционных укладов в последовательные комплексы–артикуляционные действия соответствующие слову.

 Обращать его внимание на качество произношения отдельных звуков не следует, так как это больше усугубляет напряжённость его артикуляции и послоговое произношение слов.

Предметом тренировки становятся–целые слова и короткие фразы, при произношении которых внимание ребёнка акцентируется на:

 - правильном, несколько подчёркнутом воспроизведении    

   ритмической структуры слова с выделением ударного слога;

 - интонационном контуре целой фразы с выделением слова,

   находящегося под логическим ударением.

Ребёнку даются упражнения на произвольное расслабление своих мышц, и рекомендуется говорить тихим голосом.

Словесный материал подбираются таким образом, чтобы в нём не было сложных по слоговой структуре слов, со стечением согласных (экскурсовод, аквалангист), так как они выявляют у ребёнка трудности переключения артикуляционных укладов и персеверации.




Псевдобульбарная дизартрия.

При псевдобульбарной дизартрии очень большое внимание должно быть уделено работе над речевой моторикой. Эта работа складывается из следующих звеньев:

а) дифференцированный массаж (расслабляющий/укрепляющий с учётом состояния мышечного тонуса в отдельных мышцах артикуляционного аппарата);

б) пассивная гимнастика с постепенным переходом в пассивно-активную;

в) активная гимнастика.


1) Массаж служит для возбуждения иннервации речевой и лицевой мускулатуры. Перед массажем рекомендуется провести упражнения на расслабление массируемой мускулатуры. Массаж проводится теплой рукой; начинается он обычно с поглаживания, этим же приёмом его хорошо и закончить. Другими приёмами будет лёгкое похлопывание и пощипывание. Массируют мышцы щёк, губ, верхней поверхности языка, мягкого нёба (в зависимости от места поражения)

Длительность массажа не должна превышать 2–3 минуты. После массажа все движения делаются более свободными, что позволяет закреплять их и создавать новые, более сложные.

2) Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребёнок производит движение только при помощи механического воздействия–под нажатием руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. После нескольких повторений делается попытка произвести то же движение ещё один-два раза без механической помощи, т.е. пассивное движение переводится сначала в пассивно-активное, а затем в произвольное, производимое по речевой инструкции логопеда.

3) Активной гимнастикой называется система упражнений для различных речевых органов, которые проводятся по инструкции логопеда, под его счёт. Они должны проводиться ритмично, плавно с достаточным напряжением и силой. Логопед считает, меняя темп, но всегда следя за тем, чтобы движение  оставалось правильным, точным, ненапряжённым. После приобретения некоторого навыка в такой гимнастике логопед требует, чтобы ребёнок проводил упражнения и дома, сначала под наблюдением старших, а затем самостоятельно, но всегда контролируя себя при помощи зеркала. Упражнения для различных частей речевого аппарата языка, губ, жевательных мышц объединяются, что даёт возможность очень скоро переходить от беззвучных упражнений к упражнениям с включением речевых звуков.

 Упражнения должны проводиться не менее двух раз в день сначала только с логопедом, а в дальнейшем и самостоятельно. Длительность их вначале 5 минут, а затем до 15–20 минут                                                                                                                                            

(в зависимости от утомляемости ребёнка). При первой возможности все движения соединяются с произношением соответствующих звуков, в дальнейшем слов и предложений, что является наилучшей формой тренировки.


Вся работа при дизартрии делится на три периода.

Первый период.

Борьба со слюнотечением. Нужно объяснить ребёнку, что он должен глотать накапливающуюся у него во рту слюну, не дожидаясь, пока она потечёт. Это необходимо сделать перед тем, как начать говорить, или перед тем, когда нужно произвести какое-либо артикуляционное движение. С этих же указаний начинается работа перед зеркалом.

Очень часто ребёнок бывает травмирован своей речевой неполноценностью и взрослые (родители, воспитатели) должны воспитывать в ребёнке уверенность в том, что в результате активной работы с его стороны речь  будет исправлена!

При наличии насильственных движений необходимо сразу начать работу над их затормаживанием. В этих случаях главное внимание уделить не динамике, а статике движения (удержанию полученного положения) и даже состоянию полного покоя. Также проводится работа и по снижению напряжения артикуляционного аппарата, являющегося, так же как и насильственные движения, препятствием, как к осуществлению, так и к удержанию полученного движения. Эти упражнения также проводятся перед зеркалом: логопед обращает внимание ребёнка на то, что язык его выдвигается комом, твёрдый, напряжённый и показывает на себе расслабленный язык–тонкий, широкий, распластанный. Здесь используются приёмы: лёгкое похлопывание шпателем высунутый комом язык; также механическое надавливание на язык (его устойчивую точку) и при этом пассивно вибрирую его.

Для активизации голосовых связок, особенно при паралитических формах псевдобульбарного паралича, полезно дать пощупать ребёнку напряжение звучащей гортани, прикладывание одну руку к гортани логопеда, а другую–к начинающей вибрировать своей гортани, и фиксировать его слуховое внимание на звучании.

Важно, чтобы звук сразу получился свободный, без излишнего напряжения.

С каждым разом нужно стремиться увеличить длительность звучания.

 Первые голосовые упражнения проводятся на звучании согласного м, этот звук прост по артикуляции, но требует направления воздушной струи из гортани в полость носа.

Серией упражнений на гласных вырабатывается длительное и короткое звучание, понижение и повышение голоса. Большую роль играют и занятия по пению, которые способствуют выравниванию речевого дыхания; формированию длительности, силы, звучания и  модуляции голоса. 

Второй период.

В это период  ведущей становится работа над произношением. Наряду с этим продолжается работа над звуками и подготовительная работа по грамоте, способствующая  развитию слухового  восприятия.

Работа над словарём идёт попутно с общей (специально речевой и учебной). При подборе речевого материала словарь должен по возможности соответствовать возрасту, интересам ребёнка и может быть подобран из спец. пособий по исправлению произношения и также из различных букварей. Слова должны подбираться по двум принципам:

1)    по постепенно нарастающей трудности произнесения–длине, звуковому составу;

2)    по смысловому значению, начиная со слов конкретных и обиходных и постепенно переходя к более абстрактным.

Слова должны записываться и снабжаться соответствующими рисунками в тетрадке ребёнка, что будет материалом для домашней работы и при этом необходимо также обратить внимание ребёнка на–дифференциацию близких по звучанию фонем, что бывает трудным!

 

Третий период.

Большое место должна занимать здесь– работа над произношением.

Упражнения по произношению:приёмы,постановка, отработка звуков.

Методика постановки звуков традиционная­–классическая! Отметим лишь, что сроки работы над каждым звуком значительно больше, чем те, которые обычно используются в работе с дислаликами:

-        не рекомендуется сразу добиваться полной чистоты звука; шлифовка каждого звука должна проводиться длительно, на фоне всё развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками;

-        необходимо одновременно работать над несколькими звуками, принадлежащими к различным артикуляционным установкам;

-        последовательность работы над звуками диктуется постепенным усложнением артикуляционных установок…


Группы звуков по трудности их произношения можно разделить на следующие четыре группы:

1)    а, э, м, п;

2)    у, о, ф, в, б, т, д, н, и, с, з, х, к, г ( и их мягкие варианты);

3)    ц, я, ю, е, ё, ч;

4)    ш, ж, л, р.

Все упражнения проводятся под счёт и автоматизация поставленных звуков в речи требует также длительных и сроков работы.


Таким образом, методика логопедической работы при каждой специфической форме дизартрии должна быть патогенетически обоснованной. Естественно, это методическое требование может быть осуществлено только при достаточной дифференциально-диагностической квалификации данного случая дизартрии. Кроме того, должны учитываться и индивидуальные особенности той/иной формы дизартрии у данного больного. Для этого и необходим анализ первичных и вторичных расстройств произношения.

Наконец, методика логопедической работы значительно видоизменяется в зависимости от возраста больного вообще и в зависимости от возраста, в котором дизартрия возникла у ребёнка. Соответственно логопедическая методика становится всё более многоплановой, направленной и осложняется с возрастанием распространённости поражения мозга и, следовательно ,с усложнением патогенеза, особенно с неврологической точки зрения!


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.