Рефераты. Восстановительное обучение при разных формах афазии и дизартрии

Восстановительное обучение при разных формах афазии и дизартрии

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ   ОБУЧЕНИЕ   ПРИ   РАЗНЫХ ФОРМАХ     АФАЗИИ.

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга–способности к компенсации. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы.

Прямые растормаживающие методы работы в основном используются в индивидуальной стадии заболевания и рассчитаны на активизацию резервных внутрифункциональных возможностей.  Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки самой нарушенной функции благодаря межфункциональным перестройкам. Иначе говоря, восстановительный эффект достигается за счёт введения новых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых или гностико-праксических операций…

Необходимо также строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания.

Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определённые задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии (апраксии, агнозии), степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи, но восстановительная работа в ней должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.

Кроме того, восстановительное обучение прежде всего должно быть направлено на восстановление коммуникативных способностей больных. Необходимо вовлечение больного в общение не только на занятиях, но и в семье, а также в общественных местах.



















           МОТОРНАЯ АФАЗИЯ АФФЕРЕНТНОГО ТИПА


1. Стадия грубых расстройств

1.    Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

-        показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр.», «Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и пр.», «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поёт, у кого есть хвост и т.п.»;

-        классификация слов по темам (например: «Одежда», «Мебель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;

-        ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима, лето..?»; «Вы живёте в Москве?» и др.

2.    Растормаживание произносительной стороны речи:

-        сопряжённое, отражённое и самостоятельное  произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счёт, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами, оканчивание пословиц и фраз с «жёстким» контекстом), моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);

-        сопряжённое и отражённое произнесение простых слов и фраз;

-        затормаживание речевого эмбола путём введения его в слово (та, та..–Тата, так), или во фразу (ма..ма–мама…;это мама).

3.    Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

-        ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге;

-        моделирование ситуаций, способствующих вызову  коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);

-        ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста с сопряжённым проговариванием простых слов и фраз.

4.    Стимулирование глобального чтения и письма:

-        раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными);

-        письмо наиболее привычных слов–идеограмм, списывание простых текстов;

-        сопряжённое чтение простых диалогов.













2. Стадия расстройств средней степени выраженности

1.    Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

-        выделение звука из слова;

-        автоматизация отдельных артикулем в словах с различной слогоритмической структурой;

-        преодоление литеральных парафазий путём подбора сначала дискретных, а затем постепенно сближающихся по артикуляции звуков.

2.    Восстановление и коррекция фразовой речи:

-        составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей (субъект-предикат, субъект-предикат-объект)–к более сложным, включающим объекты с предлогами, отрицательные слова и пр.;

-        составление фраз по вопросам, по опорным словам;

-        экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката: «кто?», «зачем?», «когда?», «куда?» и т.д.;

-        заполнение пропусков во фразе с грамматическим изменением слова;

-        развёрнутые ответы на вопросы;

-        составление рассказов по серии сюжетных картинок;

-        пересказ текстов с опорой на вопросы.

3.    Работа над семантикой слова:

-        выработка обобщённых понятий;

-        смысловое обыгрывание слов (предметная и глагольная лексика) путём включения их в различные смысловые контексты;

-        заполнение пропусков во фразе;

-        завершение предложений разными словами, подходящими по смыслу;

-        подбор антонимов, синонимов.

4.    Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:

-        звуко-буквенный состав слова, его анализ (одно-двух-трёхсложные слова) с опорой на схемы, передающие слоговую и звуко-буквенную структуру слова, постепенное свёртывание числа внешних опор;

-        заполнение пропущенных букв и слогов в словах;

-        списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;

-        чтение и письмо под диктовку слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, простых фраз, а также отдельных слогов и букв;

-        заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи.

3. Стадия  лёгких расстройств

1.    Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:

-        уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов;

-        дифференциация акустических и кинестетических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных парафазий;

-        отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скороговорках и т.д.

2.    Формирование развёрнутой речи, усложнённой по смысловой и синтаксической структуре:

-        восполнение пропущенного главного, а также подчинённого предложения или подчинительного союза в сложноподчинённом предложении;

-        ответы на вопросы сложноподчинённым предложением;

-        пересказы текстов без опоры на вопросы;

-        составление развёрнутых планов к текстам;

-        подготовка тематических сообщений (коротких докладов);

-        речевые импровизации на заданную тему.

3.    Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

-        толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;

-        объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.

4.    Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи:

-        выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;

-        введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.

5. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

-        чтение и пересказ развёрнутых текстов;

-        диктанты;

-        письменное изложение текстов;

-        составление писем, поздравительных открыток и т.д.;

-        сочинения на заданную тему.


1)    Восстановление связи «артикулема–фонема»:

-        письмо букв, соответствующих названиям в экспрессивной речи звукам, прочтение этих букв непосредственно после написания;

-        выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом образе этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их;

-        письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку;

-        идентификация букв в разных шрифтах;

-        нахождение заданных букв в различных текстах (подчёркивание, выписывание).

2)    Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова:

-        деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой на различные графические схемы;

-        выделение любого по счёту звука в слове;

-        пересчёт и перечисление слов по буквам (устно);

-        заполнение пропусков в словах;

-        письмо слов из букв, данных вразбивку.

3)    Восстановление навыка развёрнутой письменной речи:

-        письмо слов различной звуковой структуры с опорой на предметную картинку и без неё: а) под диктовку, б) при назывании предмета или действия;

-        письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку, в) в виде письменного высказывания по сюжетной картинке в целях коммуникации с окружающими;

-        письменные изложения и сочинения.































             МОТОРНАЯ  АФАЗИЯ  ЭФФЕРЕНТНОГО ТИПА

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.