Рефераты. Восстановительное обучение при разных формах афазии и дизартрии

1. Стадия  грубых  расстройств

Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.


2. Стадия расстройств средней степени выраженности

1.    Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

 - выработка артикуляторных переключений в пределах слога:      

с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а»–«у» и т.п.); с различными гласными, в том числе и мягкими; в слогах, например,

        

                        М      А           А      СТ            РЕ  ЦЕПТ

 



-        выработка артикуляторных переключений в пределах слова: слияние слогов в слова с простой, а в дальнейшем–со сложной звуковой структурой (например, рецепт и т.д.);

-        экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление слов на слоги, выделение ударения в слове, воспроизведение голосом абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмической структурой, ритмитизированное произнесение слов и фраз с привлечением внешних опор–отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание различных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов.

2.    Восстановление фразовой речи:

-        преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы: составление «ядерных» фраз моделей типа S (субъект) + Р (предикат); S+Р+О (объект) с привлечением внешних опор–фишек и их постепенным «сворачиванием»; выделение предикативного центра фразы; экстериоризация его смысловых связей;

-        преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне: улавливание грамматических искажений–флективных, предложных и т.д. с целью оживления чувства языка; дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола; восполнение в словах пропущенных грамматических элементов; составление фраз по сюжетным картинкам; ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически; пересказ простого текста; стимуляция к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций.






3. Стадия  лёгких  расстройств

Программа та же, что и при соответствующей стадии афферентной моторной афазии.


При восстановлении письменной речи у больных с моторной афазией эфферентного типа, как правило, не выделяется самостоятельная задача выработки связи «артикулема–графема».

Акцент делается на:

1.    Восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова:

-        дифференциация слов по длине и слоговому составу;

-        выделение ударного слога;

-        подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре;

-        выделение идентичных элементов в словах–слогов, морфем и, в особенности, окончаний (подчеркивание их, выписывание и т.д.).

2.    Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова.

3.    Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.

4.    Восстановление навыка развёрнутой письменной речи (конкретные методики обучения–см. программу восстановит. обучения при афферентной моторной афазии–пп. 2,3,4).


          
























 

                               ДИНАМИЧЕСКАЯ    АФАЗИЯ


1.Стадия  грубых  расстройств

1.    Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:

-        выполнение различных видов неречевой деятельности ( рисование, лепка и т.д.);

-        оценка искажённых изображений, слов, фраз и т.д.;

-        ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

-        прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».

2.    Стимулирование простых видов коммуникативной речи:

-        автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д.;

-        автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда»,

   «кто там?», «тише!» и т.д.

3.    Преодоление расстройств речевого программирования:

-        стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;

-        конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;

-        выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;

-        раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключённому в них сюжету.

4.    Преодоление расстройств грамматического структурирования

    (см. п. 2 разд. «Расстройства средней степени выраженности при эфферентной моторной афазии»–в программе восстановит.обучения)

5.    Стимулирование письменной речи:

-        раскладывание подписей под картинками;

-        чтение идеограммных слов и фраз.

 

2. Стадия  расстройств  средней  степени  выраженности

1.    Восстановление коммуникативной фразовой речи:

-        конструирование простой фразы;

-        составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свёртывание» числа внешних опор;

-        составление рассказа по серии последовательных картинок;

-        развёрнутые ответы на вопросы в диалоге;

-        составление простых диалогов по типу речевых этюдов:

   «В магазине»–диалог покупателя и продавца, «В сберкассе»,

   «В ателье» и т.д.



2.    Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании:

-        показ предметов на картинках и в комнате, частей тела

   (в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями

     названий);

-        оканчивание фраз различными словами;

-        подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно слово, относящееся к теме «Посуда» и т.д.;

-        письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку);

-        письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке смысловых и двигательных переключений;

-        элементы звуко-буквенного анализа состава слова: складывание простых слов из букв разрезной азбуки;

-        заполнение пропусков в словах;

-        письмо простых слов по памяти и под диктовку.


3. Стадия  расстройств  лёгкой  степени  выраженности

1.    Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:

-        развёрнутый диалог на различные темы;

-        конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор;

-        автоматизация фраз определённых синтаксических моделей в спонтанной речи;

-        накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему вопросов);

-        чтение и пересказ текстов;

-        «ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;

-        «речевые импровизации» на заданную тему;

-        развернутые изложения текстов, сочинения;

-        составление поздравительных открыток, писем и т.д.















                                   СЕНСОРНАЯ       АФАЗИЯ


1. Стадия  грубых  расстройств

1.    Накопление обиходного пассивного словаря:

-        показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам;

-        показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.);

-        показ частей тела на картинке и у себя;

-        выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

-        ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;

-        выполнение простых устных инструкций;

-        улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.

3. Подготовка к восстановлению письменной речи:

-        раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;

-        ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;

-        письмо слов, слогов и букв по памяти;

-        «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.