Рефераты. Восстановительное обучение при разных формах афазии и дизартрии

-        выработка связи «фонема–графема» путём выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.


2.Стадия  расстройств  средней  степени

1.    Восстановление фонематического слуха:

-        дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;

-        выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;

-        выделение различных 1-х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;

-        дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путём выделения дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами; чтение текстов с этими словами.




2.    Восстановление понимания значения слова:

-        выработка обобщённых понятий путём классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;

-        заполнение пропусков во фразах;

-        подбор определений к словам.

3.    Преодоление расстройств устной речи:

-        «наложение рамок» на высказывание путём составления предложений из заданного количества слов (инструкция: «Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);

-        уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазий, допущенных больным;

-        устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допущенных грамматических искажений.

4.    Восстановление письменной речи:

-        закрепление связи «фонема–графема» путём чтения и письма букв под диктовку;

-        различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свёртыванием» внешних опор;

-        письмо под диктовку слов и простых фраз;

-        чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;

-        самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.


2.    Стадия  лёгких  расстройств

1.    Восстановление понимания развёрнутой речи:

-        ответы на вопросы в развёрнутом неситуативном диалоге;

-        прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;

-        улавливание искажений в деформированных сложносочинённых и сложноподчинённыых предложениях;

-        осмысление логико-грамматических оборотов речи;

-        выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.

2.Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

-        подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;

-        работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.







3.Коррекция устной речи:

-        восстановление функции самоконтроля путём фиксации внимания больного на своих ошибках;

-        составление рассказов по серии сюжетных картинок;

-        пересказ текстов по плану и без плана;

-        составление планов к текстам;

-        составление речевых импровизаций на заданную тему;

-        речевые этюды с элементами «ролевых игр».


4.Дальнейшее восстановление чтения и письма:

-        чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов;

-        диктанты;

-        письменные изложения;

-        письменные сочинения;

-        усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.































 


             АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ         АФАЗИЯ

 

Стадия  расстройств средней и лёгкой степени выраженности


1.    Расширение рамок слухового восприятия:

-        показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемых парами, тройками и т.д.;

-        показ частей тела по тому же принципу;

-        выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;

-        ответы на развёрнутые вопросы, усложнённые по синтаксической структуре;

-        прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений, и ответы на вопросы по содержанию текстов;

-        письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;

-        чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти) каждого из предложений и всего набора в целом.

2.    Преодоление слабости слухо-речевых следов:

-        повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности;

-        заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов;

-        повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого  предъявления;

-        чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин.,30 мин., на следующий день и т.д.);

-        составление устно предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно;

-        перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, и постепенный уход от письменного образца этих слов.













3.    Преодоление трудностей называния:

-        анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;

-        смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов;

-        классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;

-        упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным и переносным значением.


4.    Организация развернутого высказывания:

-        составление рассказа по серии сюжетных картинок;

-        пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем–по свёрнутому, затем–без плана;

-        развёрнутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.);отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).




























                           СЕМАНТИЧЕСКАЯ       АФАЗИЯ


     Стадия расстройств средней и лёгкой степени выраженности


1.    Преодоление пространственной апрактогнозии:

-        схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;

-        изображение плана пути, комнаты и т.д.;

-        конструирование по образцу, по словесному заданию;

-        работа с географической картой, часами.

2.    Восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.):

-        наглядное изображение простых пространственных ситуаций, обозначаемых предлогами и другими частями речи;

-        заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;

-        составление фраз со словами, имеющими пространственное

значение.

3.    Конструирование сложноподчинённых предложений:

-        уточнение значений подчинительных союзов;

-        заполнение пропущенных главных и придаточных предложений;

-        составление предложений с заданными союзами.

4.    Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций:

-        картинное изображение сюжета конструкции;

-        введение дополнительных слов, обеспечивающих смысловую

     избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подруги» и т.д.);

-        введение логико-грамматических конструкций в развёрнутый смысловой контекст;

-        предъявление конструкций письменно, а затем устно.

5.    Работа над развёрнутым высказыванием:

-        изложения, сочинения;

-        импровизация на заданную тему;

-        толкование сложных по смысловой структуре слов.










         Московский  государственный  педагогический  университет

        Предмет: ЛОГОПЕДИЯ

        РЕФЕРАТ на тему: Восстановительное обучение при разных     

                                       формах афазии.                                     

                                               

                                                  Исполнитель: студ.деф.фак,3к,311гр.

                                                                                Увадьева М.С.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.