- выработка связи «фонема–графема» путём выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.
2.Стадия расстройств средней степени
1. Восстановление фонематического слуха:
- дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;
- выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;
- выделение различных 1-х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;
- дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путём выделения дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами; чтение текстов с этими словами.
2. Восстановление понимания значения слова:
- выработка обобщённых понятий путём классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;
- заполнение пропусков во фразах;
- подбор определений к словам.
3. Преодоление расстройств устной речи:
- «наложение рамок» на высказывание путём составления предложений из заданного количества слов (инструкция: «Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);
- уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазий, допущенных больным;
- устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допущенных грамматических искажений.
4. Восстановление письменной речи:
- закрепление связи «фонема–графема» путём чтения и письма букв под диктовку;
- различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свёртыванием» внешних опор;
- письмо под диктовку слов и простых фраз;
- чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;
- самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.
2. Стадия лёгких расстройств
1. Восстановление понимания развёрнутой речи:
- ответы на вопросы в развёрнутом неситуативном диалоге;
- прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;
- улавливание искажений в деформированных сложносочинённых и сложноподчинённыых предложениях;
- осмысление логико-грамматических оборотов речи;
- выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.
2.Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:
- подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;
- работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.
3.Коррекция устной речи:
- восстановление функции самоконтроля путём фиксации внимания больного на своих ошибках;
- составление рассказов по серии сюжетных картинок;
- пересказ текстов по плану и без плана;
- составление планов к текстам;
- составление речевых импровизаций на заданную тему;
- речевые этюды с элементами «ролевых игр».
4.Дальнейшее восстановление чтения и письма:
- чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов;
- диктанты;
- письменные изложения;
- письменные сочинения;
- усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.
АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
1. Расширение рамок слухового восприятия:
- показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемых парами, тройками и т.д.;
- показ частей тела по тому же принципу;
- выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;
- ответы на развёрнутые вопросы, усложнённые по синтаксической структуре;
- прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений, и ответы на вопросы по содержанию текстов;
- письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;
- чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти) каждого из предложений и всего набора в целом.
2. Преодоление слабости слухо-речевых следов:
- повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности;
- заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов;
- повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого предъявления;
- чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин.,30 мин., на следующий день и т.д.);
- составление устно предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно;
- перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, и постепенный уход от письменного образца этих слов.
3. Преодоление трудностей называния:
- анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
- смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов;
- классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;
- упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным и переносным значением.
4. Организация развернутого высказывания:
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем–по свёрнутому, затем–без плана;
- развёрнутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.);отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).
СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
1. Преодоление пространственной апрактогнозии:
- схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;
- изображение плана пути, комнаты и т.д.;
- конструирование по образцу, по словесному заданию;
- работа с географической картой, часами.
2. Восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.):
- наглядное изображение простых пространственных ситуаций, обозначаемых предлогами и другими частями речи;
- заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;
- составление фраз со словами, имеющими пространственное
значение.
3. Конструирование сложноподчинённых предложений:
- уточнение значений подчинительных союзов;
- заполнение пропущенных главных и придаточных предложений;
- составление предложений с заданными союзами.
4. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций:
- картинное изображение сюжета конструкции;
- введение дополнительных слов, обеспечивающих смысловую
избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подруги» и т.д.);
- введение логико-грамматических конструкций в развёрнутый смысловой контекст;
- предъявление конструкций письменно, а затем устно.
5. Работа над развёрнутым высказыванием:
- изложения, сочинения;
- импровизация на заданную тему;
- толкование сложных по смысловой структуре слов.
Московский государственный педагогический университет
Предмет: ЛОГОПЕДИЯ
РЕФЕРАТ на тему: Восстановительное обучение при разных
формах афазии.
Исполнитель: студ.деф.фак,3к,311гр.
Увадьева М.С.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5