42. Какова динамика работоспособности
студентов в течение учебного дня и учетного года?
Общие
закономерности изменения
работоспособности
студентов в процессе обучения
Под влиянием
учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает
изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении
каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и
направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до
начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими
причинами.
Учебный
день студента, как правило, не
начинается с высокой продуктивности труда. В начале занятия не сразу удается
сосредоточиться, активно включиться в работу. Проходит 10—15 мин, а иногда и
больше, прежде чем работоспособность достигнет оптимального уровня. Этот
первый период — врабатывания — характеризуется постепенным повышением
работоспособности и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое содержание
этого периода сводится к образованию рабочей доминанты, для чего большое
значение имеет соответствующая установка. Второй период — оптимальной
(устойчивой) работоспособности — имеет продолжительность — 1,5—3 ч. Состояние
студентов характеризуется такими изменениями функций организма, которые
адекватны выполняемой учебной деятельности. Третий период — полной компенсации
— отличается тем, что появляются начальные признаки утомления, которые
компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде
наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания
волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается. При этом
функциональные изменения отчетливо проявляются в тех органах, системах,
психических функциях, которые в структуре конкретной учебной деятельности
студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе устойчивости
внимания, оперативной памяти и др.). В пятом периоде начинается прогрессивное
снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться
кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный
порыв). Дальнейшее продолжение работы влечет резкое снижение ее продуктивности
в результате снижения работоспособности и угасания рабочей Доминанты
(шестой период). В практической оценке динамики работоспособности часто третий
и четвертый периоды характеризуют как периоды снижения работоспособности.