Рефераты. Вопросы и ответы к экзамену по Физкультуре (МАИ, за 1999г.)

1.        Вы сейчас хорошо поработали! Пробежали 10 кругов! Нагрузили многие мышцы!

2.        Вы стали выносливее и сильнее (быстрее, координиро­ванное и т. п.). Получили мощный заряд бодрости и энергии, который вы будете ощущать сегодня и в последующие дни! У вас будет отличное настроение!

3.        Поддерживайте это состояние ежедневными самостоя­тельными занятиями физкультурой и психорегуляцией.

4.        Дайте себе установку на выполнение важнейших дел на сегодня.

После этой формулы следует короткая пауза (20-30 с), в которой занимающиеся мысленно дают себе установку с уче­том своих дел и желаний.

Затем нужно вывести студентов из состояния релаксации, несколько активизировать их и сформировать хорошее на­строение. Сначала говорится следующее: «У вас исчезает ощущение расслабления, уходит тяжесть... Вы становитесь бодрыми и активными». После чего предлагается выполнить уже известное упражнение с «наполнением энергией», кото­рое повторяется дважды. Далее применяется следующее упражнение. Студентам предлагается вспомнить какое-нибудь яркое, радостное и счастливое мгновение своей жиз­ни (например, восторг при первой встрече с морем, ликова­ние во время праздничного шествия или салюта и т. п.) и улыбнуться. Затем по команде преподавателя нужно дружно вскинуть руки. высоко поднимая голову, и громко выкрик­нуть звук «о-о» на самой высокой ноте, стараясь выразить в нем радость и ликование. Принятая поза и мимика долж­ны напоминать человека в минуты восторга, ликования, счастья.

Студенты обычно с удовольствием выполняют это упраж­нение и быстро входят в соответствующее состояние. После такой настройки они, как правило, уходят с занятий бодры­ми, в хорошем настроении и с четкой нацеленностью на предстоящие дела.

В процессе самих занятий по физическому воспитанию также нужно использовать различные средства психорегу­ляции и, прежде всего, идеомоторную тренировку. Послед­няя представляет собой не что иное, как мысленное воспро­изведение различных движений.

Она особенно необходима и эффективна при освоении какого-нибудь сложного двигательного навыка или когда он плохо получается. При этом нужно соблюдать следующие условия. Прежде чем студент станет выполнять упражнения, преподаватель должен объяснить задание и проверить, пра­вильно ли оно понято и переведено ли в сознании на язык моторики. Если студент понял указание, то он должен мыс­ленно «проиграть» его. Для этого ему нужно сначала облечь образ представляемого движения в точные словесные фор­мулировки, а затем уже, проговаривая про себя нужные сло­ва, мысленно выполнять необходимые движения. Внимание при этом надо сосредоточить на главном элементе движения.

Такая методика обучения активизирует мыслительную деятельность студентов и дает возможность значительно со­кратить количество практических повторений при разучива­нии движения. Пользуясь идеомоторной тренировкой, нужно помнить, что качественному исполнению разучиваемого дви­жения способствует не простое воспроизведение узловых мо­ментов техники, а воспроизведение характерных мышечно-двигательных представлений об ощущениях, сопровождаю­щих эти моменты: степени мышечного напряжения, направ­лении, скорости и ускорении различных звеньев тела и др.

Для лучшего "вслушивания» в двигателыю-мышечные ощущения, как новые, так и известные, полезно ограничи­вать число пробных реальных выполнений упражнения. Это создает дополнительные трудности, для преодоления кото­рых необходима большая творческая активность. Системати­ческая стимуляция этой активности воспитывает у занимаю­щихся умение вызывать соответствующие двигательные представления и готовить себя к каждой попытке выполне­ния задания. Важно, чтобы мысленное выполнение его вы­ражалось всегда в своеобразном переживании активности с ощущением волевых и эмоциональных усилий.

Мысленное выполнение задания нужно повторить 3-6 раз в зависимости от его сложности. Чем оно сложнее и чем труднее мысленно воспроизводится, тем меньше должно быть число повторений. После мысленного выполнения зада­ния его следует повторить с имитационными движениями и лишь затем приступить к непосредственному исполнению. При этом необходимо обязательно прочувствовать основные фазы двигательных действий в ритме реального выполнения, а при разучивании — в замедленном темпе, иногда с останов­кой, акцентируя внимание на главных моментах.

Еще больший эффект получается тогда, когда идеомотор-ная тренировка проводится в состоянии релаксации. Данный метод связан с тем, что если идеомоторное представление о движении происходит на фоне неглубоко дремлющего мозга, то движение Становится более точным, чем после идеомотор­ной тренировки, проводимой в обычном состоянии. Поэтому занимающийся с помощью психомышечной тренировки дол­жен погрузить себя в состояние релаксации, в котором и бу­дет проводить идеомоторную тренировку.

В тех случаях, когда возникает необходимость выполнить важную установку преподавателя или автоматизировать какое-нибудь технико-тактическое действие в соревнователь­ных условиях, особенно эффективным является один из вариантов гипноидеомоторной тренировки, разработанный В. П. Некрасовым (1981) и названный "репортаж». Суть данного приема заключается в том, что после "погружения» занимающегося в состояние релаксации преподаватель как бы ведет репортаж с места соревнований, описывая соответ­ствующие ситуации и требуемое поведение спортсмена в них. Это позволяет более эффективно совершенствовать необхо­димые действия и закреплять нужные установки.


52. Методические принципы физического воспитания.


На физическое воспитание распространяются общие принципы педагогики:

4.        Принцип сознательности и активности;

5.        Принцип систематичности;

6.        Принцип доступности и индивидуализации;

7.        Принцип динамичности и постепенности;

8.        Принцип наглядности;

Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание – один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:

·          сознательность и активность;

·          наглядность;

·          доступность;

·          систематичность;

·          динамичность;

Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.

Принцип сознательности и активности.

Этот принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развивался устойчивый интерес к ним. Однако необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу. Здесь потребуется индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.

Принцип наглядности.

Наглядность – необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное – создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

Непосредственная наглядность – это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными выражениями.

Тренировочное задание может восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность» включает в себя и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.

Принцип наглядности должен присутствовать не только на этапе первоначального обучения, но и на других этапах технического совершенствования двигательного действия или спортивного мастерства.

Принцип доступности.

Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психологических особенностях занимающихся.

Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Занимающийся в этом процессе – не пассивный объект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающихся и означает оптимальную меру доступности.

Таким образом, принцип доступности в практике физического восприятия студентов предусматривает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации. Уровень доступности задания связан с необходимостью преодоления некоторой частью студентов объективных трудностей при достижении установленных программой нормативных требований.

Принцип систематичности – это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, свервосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводятся в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине «Физическая культура» - регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.

Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала.

Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.

Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков – координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.

53. Методы физического воспитания.

метод регламентированного упражнения предусматривает:

твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений)

по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.